Конспект урока по литературному чтению Устное народное творчество (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Г. УСИНСКА
Урок литературного чтения.
2 класс.
Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.
Мажаева Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
г. Усинск
Тема
Устное народное творчество. Обобщение.
Педагогическая цель
В игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации.
Планируемые результаты (предметные)
Обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.
Личностные результаты
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ, сравнение, классификация)
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать;
Основное содержание темы, понятия и термины
Устное народное творчество, фольклор, былина, сказка, поговорка, шутка, небылица, пословица, загадка, считалка, игровые приговоры, молчанка, потешка, частушка, закличка, «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка»
Образовательные ресурсы
тема-плакат, цели -плакат, планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, карточки достижений, оценочные листы, таблицы для тестов.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методичес-
кие приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Вид и форма контроля
Осуществляемые действия
Формируемые
действия
I.Организационный момент.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
Фронтальная. Словесный.
Слово учителя.
Приветствие учащихся.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее время, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя.
Фронтальный. Наблюдения учителя.
II.Актуализа-
ция знаний.
Коллективная
Словесный, практический. «Театрализация»
- Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём в нём говорят.
- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?
-Как вы думаете, какова тема урока?
Внимательно слушают артистов.
1.Ваня-Ваня простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
2.Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается:
- Это, бабушка, не я!
Это кошечка твоя!
3.Ехала деревня
Мима мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
4 - Фома, у тебя в избе тепло
- Тепло. На печи в шубе можно согреться?
- Устное народное творчество.
Тема урока: Устное народное творчество.
Анализируют жанры устного народного творчества.
Коллективный.
III. Постановка целей урока.
Фронтальная. Словесный.
- Какие цели мы поставим на уроке?
- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?
-обобщить знания по разделу;
-учиться работать в группе;
-обогащать словарный запас;
-развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения
Планируемые результаты:
-должны уметь различать жанры УНТ;
-слушать и понимать других, сотрудничать;
-должны научиться работать в группе;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
-извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ, сравнение, классификация)
-эмоционально «проживать» текст.
Совместно с учителем формируют учебные цели и планируемые результаты.
Фронтальный. Устный ответ.
IV.Работа по теме урока
1.Сказка. Былина. Поговорка. Шутка. Небылица.
Фронтальная.
Словесный, практический. Беседа.
ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?
- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.
- Посмотрите на наше дерево.
- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева?
- Почему?
- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.
- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?
- Сегодня мы работаем в группах. Мы с вами повторили правила работы в группах и парах. В каждой группе есть организатор обсуждения. На столах у всех лежат конверты с заданиями. Организатор сейчас возьмет конверт №1. Вы должны будите в группе проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву первые листочки.
- Кто согласен?
-Кто не согласен с ответом?
-Фольклор.
Рассматривают изображение дерева на плакате.
-Грустное, печальное.
- Нет листиков на дереве.
Организаторы читают задание конверта №1
1.«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА)
2.«Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.» (БЫЛИНА)
3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА)
4.-Что везёшь?
-Сено.
-Какое сено? Ведь это дрова!
--А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)
5.«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (НЕБЫЛИЦА)
Осуществляют решение учебной цели под руководством учителя. Систематизируется информация
Фронтальный. Чтение. Устные ответы и сигнальные карточки (зеленая – согласен, красная – нет)
2.
Приём «Верные, неверные высказывания».
Презентация. Слайд 1.
Фронтальная. Словесный, практический.
Взаимопроверка.
Оценивание результатов планируемых действий.
- Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.
1.Лиса из сказки «Лиса и журавль» угощала журавля кашей? (В)
2.Петушок подавился горошинкой? (не В, бобовым зернышком)
3.Солдат варил кашу из молока? (не В, из топора)
4. Родители дочке в сказке «Гуси-лебеди» обещали купить конфет? (не В, платочек)
5. Сестре спасти брата из сказки «Гуси-лебеди» помогла мышка? (В)
6.Первый, к кому обратилась курочка за помощью была хозяюшка?(В)
Презентация. Слайд 1
- Нарисуйте в карточке достижений на начало урока :
«плюс и палочку», если без ошибок, вы великолепно справились с тестом;
«Плюс», если одна ошибка, достаточно хороший уровень знаний;
«полплюса», если 2 ошибки, еще ошибаюсь;
«минус», если половина или больше половины ошибок, недостаточный уровень знаний, надо больше заниматься.
Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую – «неверных» высказываний.
Взаимопроверка:
В
НЕ В
1 5 6
2 3 4
Осуществляется решение планируемых результатов: умение работать в паре и оценивать результат.
Фронтальный, индивидуальный.
Взаимоконтроль.
Физкульт -
минутка.
Коллективная. Практическая.
Упражнения для мышц
шеи и спины.
Слушают объяснение учителя, выполняют движение за учителем.
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке.
Коллективный. Правильное выполнение движений.
3. Работа над пословицами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙДЫ 2 - 3
Групповая работа. Чтение.
- Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй смело!»
- Ой, ребята, что это я сказала? (На дереве листок -ПОСЛОВИЦА.)
- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.
Терпенье и труд а не ученье-тьма.
Ученье-свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
- Что скрывает каждая пословица?
- Объясните смысл пословицы.
- ПОСЛОВИЦА.
В каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость.
Анализируют, сравнивают, сотрудничают.
Внимательно слушают и оценивают предложения, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто будет отвечать перед классом.
Индивидуальный.
Фронтальный.
Чтение.
4. Загадка. Игра. Считалочка.
Коллективная.
Групповая. Словесный.
Дидактическая игра.
- Чтобы подарить дереву еще один листок, надо выполнить задание 2-го конверта.
- Прочитайте задание. О ком идёт речь?
Какой жанр УНТ перед вами?
Конверт №2 (с коми-загадками)
1.Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик.
2.Впереди корабль дет, за собою всех ведет.
3.Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его ...
4.Днем скамья, а ночью – круг или хомут.
5.Зубастая, мохнатая, как есть начнет - песенку поет
- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?
- Какой жанр фольклора мы использовали для этого?
- ЗАГАДКА
Петух
- Утка с утятами
- Индюк
- Собака.
- Кошка.
- Надо посчитаться.
- СЧИТАЛОЧКУ.
Слушают, понимают других, сотрудничают. Выразительно читают.
Оценивают с помощью сигнальных карточек «Я согласен». «Нет, я не согласен»
Фронтальный. Устные ответы.
Чтение.
5.Игровой приговор. Физминутка–игра.
КоллективнаяПрактическая.
«Покупки бабушки".
Чижик-пыжик, воробышек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать,
Себя показать.
Ведущий говорит строчку, а дети ее хором повторяют: – Купила бабушка себе курочку. курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.. (показывает руками как клюёт курочка) – Купила бабушка себе уточку. Уточка тюрюх-тюх-тюх. (показывает руками как плавает уточка) – Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. уточка тюрюх-тюх-тюх. – Купила бабушка себе индюшонка........... Индюшонок фалды-балды. (на слово фалды-рука вправо, балды-влево) (повторить про курочку, уточку, индюшонка) – Купила бабушка себе кисоньку. А кисуля мяу-мяу. (повторять с начала) – Купила бабушка себе собачонку. Собачонка гав-гав. (повторять с начала) - Каким жанром ДЕТСКОГО фольклора мы начали игру?
Слушают объяснение учителя, выполняют движение за ведущим.
-ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ
Осуществляют профилактику утомления.
Коллективный. Правильное выполнение движений.
6. Работа над потешкой.
Групповая.
Практический. Составление слова.
Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.
Вспомним одну из них.
ИНСЦЕНИРОВКА.
-Федул, чего губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался. Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.
Работают в группе: каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.
Сотрудничают в группе.
Фронтальный. Устные ответы.
Физкультминутка
Коллективная. Практическая.
Упражнения для мышц
шеи и спины.
Слушают и выполняют движение за учителем.
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке.
Коллективный. Правильное выполнение движений.
7. Народная песня.
Презентация.
СЛАЙД 4
Групповая.
Практическая.
Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.
ЧСТШК
- Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.
- Послушаем частушки.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Эх, топни нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.
Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
Вывешиваем листок ЧАСТУШКА
Выполняют практическое задание.
ОТВЕТ: частушка
Поют частушки.
Слушают и понимают друг друга.
Коллективный.
8. Закличка.
Презентация. Слайд 5
Коллективная.
Практическая
Слышим колокольный звон.
- Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон?
- Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Закличка про солнце
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!
В коми закличках солнце называли матушкой.
- Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси и в Коми крае была и есть – встреча Весны. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.
- ЗАКЛИЧКА
Учатся передавать основную эмоциональную тональность произведения.
Коллективный.
Чтение
V.Рефлексивно – оценочный. ТЕСТ
Фронтальная. Словесный.
ТЕСТ
- Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты.
- В карточке достижений на конец урока нарисуйте лесенку 4 ступеньки.
Нарисуйте зеленый кружочек
На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше.
На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь!
На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.
На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.
Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ
Тест.
1)Определи жанр произведения.
Люшеньки, гули,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.
Ответы: (выбери один вариант)
1.пословица
2.скороговорка
3.колыбельная
2)Определи жанр произведения.
Туча, ты туча!
Пролейся дождем!
Мы давно его ждем.
Дождик, ты дождик!
Поливай весь день,
На наш ячмень.
Ответы: (выбери один вариант)
1.частушка
2.закличка
3.колыбельная
3) Определи жанр произведения.
Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик с бабой на руках
Ответы: (выбери один вариант)
1.закличка
2.скороговорка
3.небылица
4) Определи жанр произведения.
Белое покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.
Ответы: (выбери один вариант)
1.загадка
2.пословица
3.небылица
5) Определи жанр произведения.
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает.
С нами в салочки играет.
Ответы: (выбери один вариант)
1.загадка
2.колыбельная
3.считалка
6) «Лето дождливое – зима снежная, морозная»- это
Ответы: (выбери один вариант)
1.загадка
2.пословица
3.примета
7) «Каждое дело – любовью освещается» - это
Ответы: (выбери один вариант)
1.загадка
2.пословица
3.скороговорка
8) ) Определи жанр произведения.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку:
Велика для норки корка.
Ответы: (выбери один вариант)
1.считалка
2.скороговорка
3.загадка
Вернемся к карточкам достижений. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красную пасту. Нарисуйте красной кружок
на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки.
Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,
3-4 минуса – на второй ступеньке,
если больше половины минусов – на первой ступеньке.
Давайте сравним вашу оценку и учителя.
Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите зеленую сигнальную карточку.
Если вы написали тест хуже, чем сами оценили себя – красный цвет.
Если оценка учителя выше, чем ваша самооценка – желтую карточку.
Рефлексию можно провести применением опоры:
Отвечают на вопросы учителя.
Сегодня на уроке я узнал
В группе работать мне было., потому что
Помогал мне
Мешал мне
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.
Фронтальный,
Индивидуальный, самооценка
ВВ
НЕ В
15