Парциальная программа Раз, два, три, четыре,пять — будем пальчики считать

ПРИНЯТО УТВЕРЖАЮ
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад
протокол №1 от 27.08.2014 г. общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением
деятельности по физическому
развитию детей № 50»
_______________
(подпись) (Ф.И.О.)

27.08. 2016 г.




ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
2 ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Парциальная коррекционно - образовательная программа
«Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать»


муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50»
г. Оренбурга

Программа выполнена на основе
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного образования
требований к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 № 1155).



Оренбург, 2016

ПАСПОРТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование учреждения
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50»
г. Оренбурга

Режим работы ДОУ
12 часовой

Контингент детей
От 5 до 7лет

Наименование программы:
«Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать»

Основные разработчики программы:
Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Гладких Елена Александровна


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка:
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса.
1.1.4. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
1.1.5. Формы образовательной деятельности детей.
2. Организационный раздел.
2.1. Организация детей.
2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно – пространственной среды, кадровые условия).
3. Содержательный раздел.
3.1. Возрастные психофизические особенности детей.
3.2. Психолого – педагогические условия реализации программы.
3.3. Взаимодействие с семьей.
3.4. Содержание психолого – педагогической работы по усвоению детьми
образовательной области.
3.4.1. Основные цели и задачи образовательной области.
3.4.2. Комплексно – тематическое планирование.
3.4.3. Перечень программ и технологий.
4. Глоссарий.
5. Приложение.




1.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка.
М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем они умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества показывает, что движения руки тесно связано с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Важность проблемы вызвала необходимость создания данной программы, в которой особое внимание уделяется развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми через использование нетрадиционных технологий. Пальчиковые игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования – уникальное средство для развития мелкой моторики речи в их единстве и взаимосвязи.
Разработанная система применения нетрадиционных технологий по тренировке движений пальцев, являются хорошим средством повышения работоспособности головного мозга, высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости, так как уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики рук - является одним из главных средств эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма.
Для реализации Программы определены следующие цели и задачи:
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы: развитие координации движений мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи через использование нетрадиционных технологий.
Задачи программы:
Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.
Развитие психомоторных функций.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контролировать собственные действия.
Формирование коммуникативных навыков.
Установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Построение образовательного процесса логопункта, строится на создании структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, комплексного и дифференцированного подходов.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
2)принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
3) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
4) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие анализаторных систем организма.
5) принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
6) принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
7) предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

1.1.3. Особенности осуществления образовательного процесса.
Работа по развитию мелкой моторики базируется на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений с использованием нетрадиционных технологий. Для решения данной проблемы в программе представлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:
Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
2. Пескотерапия.
3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки, счетные палочки, прищепки и т.д.)
4. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика.
5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях.
6. Элементы су-джока.

1.1.4. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита ручная и мелкая моторика; кисти рук подвижны, владеет основными движениями, может контролировать движения рук и управлять ими, самостоятельно продолжать выполнение
поставленной задачи.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении. Ребенок умеет самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

1.1.5. Формы образовательной деятельности детей.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи, реализуется в процессе совместной деятельности педагогов и детей (индивидуальных, подгрупповых занятиях), кроме этого инклюзивная практика осуществляется в ходе режимных моментов.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей.
б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в вечернее время, а также дома с родителями;
г) игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях инструктором ФИЗО.
Весь педагогический процесс по развитию мелкой моторики осуществляется согласно комплексно-тематическому планированию.
Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех педагогов, работающих с ребенком. В работе над развитием мелкой моторики перед воспитателями и учителем – логопедом стоит общая цель: сформировать мелкую моторику рук детей, как это одно из средств стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Например, работу логопеда по развитию мелкой и ручной моторики дополняет работа воспитателя группы по развитию психических функций, а в занятиях с детьми физической культурой используются игры с предметами.



2. Организационный раздел.
2.1. Организация детей.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида №50.
Детский сад расположен в небольшом поселке, где отмечается большое количество семей имеющих низкий социальный статус (неблагополучные семьи, семьи с повышенной опекой). В прямой зависимости от этого диагностируется повышенное количество детей имеющих речевые нарушения разной степени тяжести. О чем свидетельствуют данные проводимых обследований.
Обследование, проводимое в первые две недели сентября, позволяет определить степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста, наметить пути работы, по которым составляется план, подготавливается необходимый материал.
В ходе диагностики предлагаются детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами.
Для реализации поставленных задач на логопункте используются различные формы работы.
Одной из форм работы с детьми является организованная образовательная деятельность.
Тема занятий определяется в соответствии с лексической темой недели.
Индивидуальные занятия - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений речи при дислалии, дизартрии с использованием пальчиковых игр и упражнений. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.
Задачи и содержание работы по развитию пальчиковой моторики на индивидуальных занятий:
развитие мелкой и ручной моторики;
формирование зрительного и слухового внимания и восприятия;
совершенствование речевых навыков;
постановка или автоматизация звуков или коррекция искаженных звуков.
Подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию мелкой и ручной моторики, адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 5-7 детей объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.
Задачи и содержание работы по развитию мелкой и ручной моторики на подгрупповых занятиях:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе выполнений игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
В совместную деятельность с детьми ставлю цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми включаются задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Основным методом работы с детьми по данной проблеме являются пальчиковые игры, игры с использованием нетрадиционных технологий. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

2.2. Условия реализации Программы (особенности организации предметно – пространственной среды, кадровые условия).
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса на логопункте является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Предметно-развивающая среда кабинета логопункта соответствует основным критериям помещения она:
безопасна;
комфортна;
соответствует возрастным особенностям развития детей и их интересам;
вариативна;
информативна.
Пространство логопедического кабинета организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, дидактические игры для развития всех функций речи, игрушки, развивающее оборудование и пр.), что позволяет решать задачи развития мелкой моторики с применением нетрадиционных технологий (см. Паспорт логопедического кабинета).
Предметно - развивающая среда представлена следующими компонентами:
Пальчиковые бассейны с различными наполнителями (песок – «Нарисуй узор», крупы «Рассказываем сказку»);
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, массажные мячи, бусины, прищепки, шестигранные карандаши;
Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
Мелкая мозаика;
Мелкий конструктор;
Разрезные картинки (сказка «Курочка Ряба», сюжетные картинки);
Шнуровки («Собери урожай в корзину», «Украсим ёлочку»);
Информационные стенды для родителей (Консультации: «Ум на кончике пальцев», «Игры для развития мелкой моторики»).
Все компоненты находятся на уровне роста детей, в свободном доступе.
Учитель – логопед логопункта имеет высшее коррекционное образование, стремление помогать детям.






3. Содержательный раздел.
3.1. Возрастные психофизические особенности детей.
Старшая группа (5-6 лет).
У детей шестого года жизни продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

3.2. Психолого – педагогические условия реализации программы.
Включенность в работу детей с речевыми нарушениями, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:
- выбирать материал для работы с учетом степени его доступности и близости содержания жизненного опыта;
- демонстрировать детям действия с нетрадиционными предметами;
- организовывать инсценировки, драматизации сказок (пескотерапия, крупотерапия);
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, важности, настроения;
- соблюдать временный регламент, чтобы не вызвать переутомления у ребенка (пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, этим нельзя злоупотреблять);
- обыгрывать сюжет игр с нетрадиционными предметами сначала педагогом, потом педагог с детьми;
- создавать игровую ситуацию, стимулируя детскую активность и обновлять в соответствии с интересами детей;
- учитывать настроение детей их эмоциональный настрой, лучше отложить игру с нетрадиционными предметами на более подходящий момент;
- необходимость тесной взаимосвязи с специалистами и воспитателями детского сада (в этом вопросе имеются трудности и есть над чем поработать).

3.3. Взаимодействие с семьей.
Имея небольшой опыт работы на логопункте я подошла к выводу, что эффективность деятельности с детьми возможна только при тесной поддержке родителей, взаимном сотрудничестве.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к обучению детей на логопункте, развития детей, условий организации деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с педагогическим опытом в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в коррекционном и общественном воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным обучению ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Важно формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому необходимо повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как добиться эффективности деятельности с ребенком, как развить мелкую моторику, речевые навыки.
Подготавливая план работы с детьми, выделяю первостепенно задачу установления доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательно отношусь к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договариваемся о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста проводятся выступления на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Так же регулярно проводятся индивидуальные консультации с родителями воспитанников с целью информирования об успехах и трудностях в работе с их детьми.
Подготовлены консультации по данной теме, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи», «Ум на кончике пальце».
Проводятся индивидуальные беседы «Игры для развития моторики», где родители получают необходимые рекомендации; мастер-классы для родителей «Веселые пальчики», «Нетрадиционные технологии в логопедической практике».
В кабинете оформляются выставки поделок «Рисуем пальчиками», «Дружные пальчики».

3.4. Содержание психолого – педагогической работы по усвоению детьми образовательной области.
Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями проводится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников в группах.

3.4.1. Основные цели и задачи образовательной области.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе внедрения в педагогический процесс нетрадиционных технологий развития мелкой моторики.
Задачи развития речи:
формирование структурных компонентов системы языка фонетического, лексического, грамматического;
формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения диалога и монолога;
формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Одним из основных направления работы по развитию речи дошкольников: развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.






3.4.2. Комплексно – тематическое планирование.
Дата
Тема
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (закрепление материала в группе)
Самостоятельная деятельность (игра, самостоятельная деятельность в уголках
развития).
Взаимодействие с родителями


09
1 нед.
Обследование

Диагностические упражнения: Здороваются пальчики правой и левой руки; здороваются пальчики только правой руки; кулак-ребро-ладонь; «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5-, 5-4-3-2-1); раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей).



2 нед.





3 нед.
Осень
Игра с резиночками для волос «Пальчиковая гимнастика №8»
Игра с массажным мячом:
«Веселый мяч»
«Чудесный мешочек» - игры с мелкими предметами
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях».


4 нед.
Продукты, овощи
Игра с платочками «Капуста»
Игра с зубной щеткой «За ягодами»
Пальчиковая игра «Осенью»
Шнуровка «Собери урожай в корзину»
Узоры из природного материала (шишки, ракушки)



10
1 нед.
Перелетные птицы.
Игра с резиночками для волос «Люблю по городу гулять»
Игра с счетными палочками «Перелетные птицы»
Выполнение фигурок из палочек «Кормушка», «Дерево»



2 нед.
Транспорт
Игра с зубной щеткой «Кто живет в моей квартире?»
Пальчиковая игра «Домик»
Игры с крупными бигуди
«Транспорт»



3 нед.
Одежда, обувь.

Игра с резиночками для волос «Пальчиковая гимнастика №3»
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
«Волшебные дорожки» - шнуроки
Индивидуальные беседы «Игры для развития моторики»


4 нед.
Лес, ягоды, грибы.
Игра с камнями
«Лесные ягоды, грибы»
Пальчиковая игра «Ягоды»
Игры с мелким конструктором


11
1 нед.
Спорт
Игра с эспандерами «Дружба»
Пальчиковая игра «Братья»
Выкладывание фигурки из палочек «Колос»



2 нед.
Человек. Семья.

Игра с шестигранными карандашами «Веселый карандаш»
Артикуляционная пальчиковая гимнастика «Трубочка», «Толстяк», «Худышка»
Игры с мелкой мозаикой



3 нед.
Мамин день. Семья.
Игра с платочками «Помощница»
Рисуем песком «Цветы для мамы»
«Непослушная резиночка» - игры с круглой резиночкой
Консультация «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР»


4 нед.
Мебель
Игра с щетками «Мышиная семья»
«Сказка для мамы»- пескотерапия
«Чудесный мешочек» - выкладывание узоров из мелких предметов.


12
1 нед.
Дикие животные
Игра с резиночками для волос «Прогулка»
Пальчиковая игра «Зайка и уши»
Пескотерапия «У ёлочки»



2 нед.
Домашние животные
Игра с щетками «Елочка»
Шнуровка «Украсим елочку»
Разрезные картинки «Зима»



3 нед.
Зима
Игра с зубной щеткой «Подарки Деда Мороза»
Пальчиковая игра «На Новый год"
Крупотерапия «Расскажи Новогоднюю сказку»




4 нед.
Новый год
Игра с щетками «Горка»
"Волшебный мешочек" с песком.
Выполнение фигурок из палочек «Ёлочка», «Фигуры»
Консультация «Пескотерапия»

01
2 нед.
Зимние забавы
Игра с щетками «Снежок»
Су-джок «Самомассаж»
Выкладывание фигур из палочек «Санки», «Снежинка»
Игры с мозаикой
«Выложи дорожку» - шнурки



3 нед.
Зимние забавы
Палочки с отверстиями для размешивания жидкостей «Сосульки»
Палочки с отверстиями для размешивания жидкостей «Сосульки»
Картина из крупы «Зима пришла»
Пальчиковая игра «Маша варежку надела..»
Узоры из природного материала (желуди, шишки)
Консультация
«Ум на кончике пальце»


4 нед.
Зимние забавы
Игра с щетками «Елочка»
Пальчиковая игра «Снежинки»
Игры «Звонок», «Домик», «Ребро-ладонь», «Снеговик», «Карусель»


02
1 нед.
Зима, календарь
«Волшебные камешки»-емкость для льда, стеклянные камешки.
Крупотерапия «Зимние забавы»
Рисование шнурочками
Мастер-класс для родителей «Веселые пальчики»


2 нед.
День защиты Отечества
Игра с решетками «Солдатики»
Су-джок «Бинокли»
Выполнение фигурок из палочек «Звездочка», «Ракета»



3 нед.


Пальчиковая игра «Вертолет»




4 нед.
Международный женский день
Игра с платочками
«Стираем вместе с мамой»
Су-джок «Семья»
Песочная аппликация «Подарок маме»
«Волшебный мешочек» - с мелкими предметами «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;


03
1 нед.
Международный женский день
Игра с ковриками «Ежиха –мама»
Пальчиковая игра «Моя семья»
Пескотерапия «Рассказываем сказки»
Выставка «Дружные пальчики».


2 нед.
Цветы
Пальчиковая игра «Букет»
Артикуляционная пальчиковая гимнастика «Окошко», «Качели»
Жестовые игры «Кулак-ребро- ладонь», «Кулачки»



3 нед.
Народная культура и традиции
Игра с шестигранными карандашами «Карусели»
Артикуляционная пальчиковая гимнастика Дудочка играет», «Дудочка вращается»
Игры с мелким строителем



4 нед.
Народная культура и традиции
Игра «Наши ручки»
Русская пальчиковая игра «Гости»
Жестовая игра «Пальчики, внимание!»










04
1 нед.
Весна
Пальчиковая игра «Цветок»
Пальчиковая игра «Радуга»
Плетенка (Лестница Якоба)



2 нед.
Времена года, календарь
Игра с ковриками «Дождик»
Су-джок «Ёжик»
Пескотерапия "Бегут жучки-паучки"
Шнуровка «Помоги Ёжику собрать грибы и фрукты»
Мастер-класс
«Нетрадиционные технологии в логопедической практике».


3 нед.
Прилет птиц
Пальчиковая игра «Бабочка»
Су-джок «Раз – два – три – четыре – пять»
Разрезные картинки



4 нед.
День Победы
Игра с эспандерами «Силач»
Жестовые игры «Кулак-ребро- ладонь», «Кулачки»
Выполнение фигурок из палочек «Танк», «Корабль»


05
1 нед.
День победы
Игра с шестигранными карандашами «Вертолет»
«Военная техника»- счетные палочки.
«Нарисуй фигуру» - наждачная бумага
Выставка поделок «Рисуем пальчиками»


2 нед.
Посуда
Игра с шестигранными карандашами «Веселые песенки»
Пальчиковая игра «Посуда»
Жестовая игра «Солнце, заборчик, камешки»



3 нед.
Обследование
Здравствуй лето!
Диагностические упражнения: здороваются пальчики правой и левой руки; здороваются пальчики только правой руки; кулак-ребро-ладонь; «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5-, 5-4-3-2-1); раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей).



4 нед.




3.4.3. Перечень программ и технологий.
1. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. О.И.Лазаренко.- М.: Айрис – Пресс, 2012.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. О.А.Зажигина.- Спб.: Издательство «Детство Пресс», 2014.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. Е.А.Савельева.- Спб.: Издательство «Детство Пресс», 2013.
5. Развивающие технологии в логопедии. В.М.Акименко.-Ростов- на –Дону: «Феникс», 201

4. Глоссарий.
Анамнез – совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность  его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной  частью комплексного обследования ребенка.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.
Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения  отличать данный звук от других звуков речи.
Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Образовательная область структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Коммуникация - (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коррекция произношения -  исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Навык - автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень  сформированности той или иной речевой функции или всей речевой системы.
Парциальная образовательная программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Постановка звука – первый этап  формирования произносительных навыков, создание при помощи  специальных приемов новой нервной связи между  звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями, в результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.
Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

Речи нарушения - отклонения от нормы (произнесения звука), принятой в данной речевой среде.


Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

5. Приложение











13PAGE \* MERGEFORMAT142515




эђ Заголовок 115