Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений







Конспект занятия в коррекционной группе по формированию элементарных математических представлений.

"В гостях у трех медведей".















Воспитатель: Склянова Екатерина Николаевна.




Задачи: 1.Упражнять детей в практическом употреблении предлогов пространственного значения в пространстве: около, под, за, на. Упражнять детей в делении целого на равные части (на 2 и на 4), и умение соотносить целое и части. Закрепить умение сравнивать предметы по величине: длине, ширине, высоте; прямой счет в пределах 10; представления о геометрических фигурах; о частях суток;
2.Развивать логическое мышление, через сказку;
3.Воспитывать образное восприятие, самовыражения.

Оборудование: три медведя разных размеров. Иллюстрации комнаты медведей. Фонарики к игре, лист белой бумаги на каждого ребенка (квадрат), картина с цветком из геометрических фигур (треугольники и круг), ножницы.
Ход занятия
Орг.момент:
- Ребята, сегодня на занятии я приглашаю вас в сказку, чтобы в неё попасть, нам нужно выбрать сказочную дорожку. Перед нами две дорожки. -Какие они по длине? (короткая, длинная) -А какие они по ширине? ( широкая, узкая). -А по какой дорожке нам удобнее и быстрее попасть в сказку? (по короткой - широкой).
- Пойдемте по короткой - широкой дорожке.
- А почему по широкой? (потому что нас много)
- А по короткой?
- Закрывайте глазки, сейчас я скажу волшебное заклинание и мы окажемся в лесу.
- Тили – тись, тили – тись на лесной опушке окажись!

II. Устный счет:
Дорожка находится в еловом лесу, пойдем мы мимо ёлок, давайте посчитаем, сколько ёлочек растет вдоль дорожки.
Мы с вами считали прямым счетом, количество елочек увеличилось.
Мы узнали, что ёлочек 10, нам нужно пройти вдоль 10 ёлочек, одну ёлочку мы прошли, сколько осталось? И т.д.
Вот мы и пришли в сказку. А чтобы узнать, кто нас встречает, вам надо закрыть глазки и послушать загадку.
III. Основная часть:
1. Работа с загадкой: Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. - Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки? Правильно, это сказка "Три медведя".
2. Работа с иллюстрациями:
Нас встречает Настасья Петровна и приглашает посмотреть комнаты. Вот первая комната.
Что находится в этой комнате? (стол, стулья, чашки).
Как вы думаете, сколько здесь должно быть столов?
Посчитайте, сколько чашек на столе? (3).
Какого они размера? (самая большая, поменьше, самая маленькая).
Рядом стоят стулья. Давайте посчитаем, сколько стульев?(3)
Какой первый стул по высоте? (высокий)
Какой второй стул по высоте? (пониже)
А которым был по счету самый низкий стул?(3)
Пройдемте в другую комнату.
Что в ней находится? (кровати)
Сколько кроватей в спальне? (3)
Какие они по ширине? (самая широкая, поуже, самая узкая)
Кто на какой кровати спит?
Молодцы.
Ребята подскажите мне, я забыла, сколько медведей живет в избушке?(3)
Правильно.
Вот у нас вся семья в сборе.
А где же мишутка? Давайте его поищем?(показ картинок) (под стулом, за стулом, на стуле).
Сколько стульев?
Сколько чашек?
Сколько кроватей?
Если всего по три, как можно сказать? (поровну).
Мишутку мы нашли, и он приглашает нас на зарядку.
IV. Физминутка.
Три медведя шли домой. Папа мишка был большой, Мама чуть поменьше ростом, А сынок малютка просто. Самый маленький он был С погремушками ходил. Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь.
А теперь покажите, как ходят медведи.
Молодцы!
3. Деление целого на части:
Пока занимались зарядкой, мы проголодались.
Нас на кухню позвала Настасья Петровна, она испекла пирог и попросит вас разделить его на 2 - равные части.
Какой ягодой она украсила пирог? (брусникой).
Мы же с вами находимся в сказке, нам пирог заменит листок бумаги.
Какой он формы? (квадратной)
Будем делить пирог.
Как мы будем делить пирог?
Дели путем сгибания листа пополам.
На сколько частей мы его поделили? (на две части).
У нас получилось две части, обведите одну часть, вторую, весь квадрат. Снова согнули пополам.
Итак, мы узнали, что если лист бумаги сложить один раз пополам, то сколько получится частей? (2)
Настасья Петровна сказала, что одним кусочком поделится с нами.
Один кусочек Михайлу Потапычу, другой Настасье Петровне, третий кусочек Мишутке и один кусочек нам. Сколько всего кусочков?
А как вы думаете, всем хватит по кусочку пирога? (нет).
Что нужно сделать, что бы всем хватило по кусочку пирога?
Еще раз сложить его пополам.
Посчитайте, на сколько частей мы поделили пирог?
На четыре равные части.
Давайте сложим листок пополам и по линии сгиба разрежем.
Сколько частей получилось?
Что больше, одна часть или целый листок?
Какие это части между собой? (равные)
Молодцы! Мы с вами поделили пирог, одна часть нам. Вы справились с заданием.
3. Игра «Фонарики»
- Пока мы с вами были в гостях, солнышко поднялось высоко, на улице стало светло, Настасья Петровна забыла, как называется часть суток, когда завтракать пора? Обедать? Ужинать? Спать ложиться? Уточняю, каким цветом обозначается каждая часть суток.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Фонарики», у вас в конвертах лежат волшебные фонарики, какой они формы? Вам необходимо поднимать фонарик того цвета, каким обозначается часть суток. 1. Спим мы ночью, а делаем зарядку ... (утром).(желтый) 2. Завтракаем мы утром, обедаем ... (днем). (красный) 3. Обедаем мы днем, а ужинаем.... (вечером).(синий) 4.Ужинаем мы вечером, а спим.....(ночью).(черный)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку когда? Утром, значит, какого цвета фонарик нам надо поднять? (желтый) и т.д.
Задание усложняется, и ребята, молча, поднимают карточки. - Молодцы!
4.Работа с геометрическими фигурами: - Вам понравилось в гостях у трех медведей?
- Давайте Настасье Петровне за её гостеприимство сделаем подарок из геометрических фигур, картину цветочек.
Показ образца. Его анализ.
V. итог: - Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.
-Тили – тись, тили – тись в детский сад возвратись. - По какой дорожке мы быстрее вернемся в детский сад? (По короткой.)
- Вот ваш кусочек пирога, вы сегодня хорошо занимались, молодцы.
- До свидания!