Применение дидактических карт с заданиями экспериментального характера на уроках физики


Применение дидактических карт с заданиями экспериментального характера на уроках физики
Учитель физики ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка
Зиновьев А.А.
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Хорошие результаты в обучении физики можно получить применяя различные методы обучения, наиболее эффективный способ – это ученический физический эксперимент.
Однако, широко применять физический эксперимент в учебном процессе не позволяет ограниченное время, выделенное для изучения того или иного явления. К тому же оснащенность лабораторий учебным оборудованием низкая.
С одной стороны стоит задача – научить учащихся пользоваться приборами, в частности уметь снимать показания, и разбираться в конкретной ситуации, т.е. понимать происходящие явления без получения описания в текстовой (или речевой) форме.
С другой стороны – ограниченность во времени и в оснащении лабораторий.
Возникшее противоречие можно разрешить, применяя на уроке карточки с заданиями экспериментального характера, в которых изображены схемы, рисунки, описывающие различные ситуации, имитирующие эксперимент или ситуацию из жизни. В этих заданиях по изображению учащиеся получают данные, необходимые для решения учебной задачи. Причем изображения приборов должны быть «натуральны», т.е. используются фотографии реальных приборов. Желательно, что бы любое изображение было реалистично, меньше использовать схематичных рисунков и описаний в текстовой форме.
Таким образом учащиеся получают учебную задачу без готового описания ситуации и необходимых данных в текстовой форме. Им необходимо разобраться в изображенной ситуации, выделить необходимые закономерности и получить данные для решения поставленной задачи.
Применение карточки с заданиями экспериментального характера повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию. Исследовательская форма решения задач является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе, способствует развитию умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы, т.е. заставляет думать.
Разбирая «экспериментальные» задачи, учащиеся убеждаются на конкретных примерах, что их знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью их школьных знаний можно предвидеть физические явления, их книжные знания приобретают реальный смысл.
3063240-100965Возможные варианты заданий
-222885199390
Давление в воздушном шарике измеряют жидкостным манометром в котором в качестве рабочего вещества используют керосин. Определите давление в воздушном шарике
256794085090
Определите количество гелия в баллоне.
Какое количество теплоты получила вода в мензурке в результате нагревания.
-137160-100965
00
00
00