Урок русского языка в 7 классе на тему: «Предлог. Грамматическое значение».
Урок русского языка в 7 классе на тему:
«Предлог. Грамматическое значение».
Цели: 1)создать условия для развития коммуникативной (умение объяснять, находить решения, доказывать свое мнение) и социальной (толерантности) компетенций на основе изучения темы «Предлог»
2)развитие толерантности и уважения к чужому мнению;
-умение доказывать свою точку зрения;
3) умение работать в малых группах и самостоятельно.
Оборудование: ИД с заданиями, презентация, учебник
СЛАЙД ПР. - 1
Этап актуализации знаний.
Фронтальный опрос.
Табличка на доске. Ученики говорят, учитель записывает. Сначала левую часть.
ПРЕДЛОГИ
ЧТО ЗНАЕМ?
ЧТО УЗНАЛИ? (заполняется в конце урока)
Служебная часть речи
Связывает слова в словосочетании
Не имеет лексического значения
Не является членом предложения
Не отвечает на вопрос
Не изменяется
Образует предложные словосочетания
Имеет грамматическое значение:
Дополнения,
Обстоятельства,
Определения
Предлоги-синонимы
Предлоги-антонимы
Между – Тв.п.
Среди – Р.п.
Вопросы-подсказки:
-К какой группе частей речи относится предлог? Почему?
-Как отличить предлог от других служебных частей речи?
-Что такое предложные словосочетания? Беспредложные?
Самостоятельная работа. Задание 1
-Составьте с данными словами словосочетания и распределите по группам: предложные и беспредложные. Выполняем на листочках.
СЛАЙД ПР. - 2
Опл..тить (проезд), осуждать (проступок), бе..покоиться (друг), заплатить (проезд), предостеречь ошибка), надежда (победу), вера (спр..ведливость), х..теть (правда).
Речевая ситуация (ситуативное задание)
СЛАЙД ПР. - 3
Представьте.
Беседа двух мальчиков.
Кирилл. Зачем нужны эти предлоги? Лишняя работа писать их. И без них можно обойтись. Пишут же телеграммы без предлогов
Антон. Не согласен я с тобой. Предлоги нам необходимы
Кто, по-вашему, прав? Может и можно обойтись без предлогов?
Представим себе другую ситуацию. Вы получили телеграмму. Прочитайте. Всё понятно? О чем в ней говорится?
СЛАЙД ПР. - 4
ЕДУ МАТЕРИ. ВЕЗУ ДРУГА КОРЗИНУ ГРИБОВ. Саша
Кто прочитал по-другому? (для матери, от матери, для друга, от друга)
Этап формирования понятий (новый материал)
Как видите, от выбора предлога зависит значение фразы. И это значение несет в себе именно предлог. Какие языковые значения вы знаете? (лексическое, грамматическое) какие значения есть у предлога?
Это тема нашего урока: Грамматические значения предлога.
Цель: учиться внимательному отношению к языку, запомнить и уметь определять грамматические значения предлогов, учиться правильно употреблять предлоги в речи.
Откройте учебник на стр.85, упр.670
Рассмотрите таблицу-схему. Скажите, по какому признаку или каким способом можно определить грамматическое значение предлога? (по вопросу).
Этап актуализации новых знаний.
Запишем упр.674 (выписать по 2 примера).
Уехал в среду ( обст. времени), наказать за проступок (обст. причины), умереть с голоду (обст. причины), пойти за доктором (обст. цели), проснуться среди ночи (времени), отдать в стирку (цели).
СЛАЙД – 1-3 ИД.
Упражнение. Развесь флажки.
1.дополнение
· 2.обстоятельство 3.определение.
Сделать для друга идти по берегу ваза из стекла
Смотреть в книгу не был в течение года юбка с оборкой
Уйти от мамы проснулся от страха суп из рыбы
Как видим, предлоги устанавливают определенные взаимоотношения между словами. Но они находятся в определенных взаимоотношениях и друг с другом.
Откройте упр.671. рассмотрите рисунок. Попробуйте определить взаимоотношения.
Запись. (демонстрация на модели куба)
Антонимы: над – под, в – из, на – с, за – перед, с – из-под
Синонимы: у, около, возле, близ
СЛАЙД – 4 ИД
Упражнение.
Замените предлогами-антонимами.
закрыто
В Среднюю Азию из Средней Азии
В Прибалтику из Прибалтики
На Дальний Восток с Дальнего Востока
На Северный полюс с Северного полюса
Запишите, определите падеж существительных.
Проверим. СВЕРНУТЬ
СЛАЙД ПР. - 5
Упражнение.
Найди и исправь ошибки.
Я приехал с Ростова на автобусе.
Сегодня со школы пойду прямо домой.
Над домом друга растет огромный дуб. (проверка на слайде)
СЛАЙД ПР. – 6 СВЕРНУТЬ.
Упражнение. Сделай сам!
1.Он вернулся со школы (во)время.
2.Обживать (не)изведа(н,нн)ые
места ехали новосёлы с
Поволжья, с Украины, из Молдавии, с Белоруссии.
3.На этот слёт прибыли д..легаты с разных обл..стей страны.
(проверка на слайде)
Проверь.
СЛАЙД – 7 ПР
Проблемная ситуация Как правильно?
Между или среди?
.деревьями пролегала тропинка.
СЛАЙД ПР. – 8-9
СРЕДИ – предлог, с Р.п.
1.кого-чего. Внутри, в центре какого-нибудь пространства. Лужайка среди леса.
2.чего. Между концом и началом периода времени. Среди ночи.
3. кого-чего. В составе множества. Среди молодёжи. (Словарь С.И.Ожегова)
МЕЖДУ – предлог, с Тв.п.
1. кем-чем. Положение предмета посредине чего-нибудь, в промежутке времени. Между домом и рекой. Между двумя войнами.
2. кем. Служит для указания на утверждение чего-нибудь в группе (людей). Договориться между собой. (Словарь С.И.Ожегова)
Выполни.
СЛАЙД - 10-12 - ПР
.деревьями пролегала тропинка.
берез (ами) вырос тополь.
деревьев раскинулась поляна.
Можно записать (по времени)
Кто прав? Кирилл или Антон?
Зачем нужны предлоги?
СЛАЙД ПР. - 9
-делают речь ясной
-помогают связать слова в словосочетание
-выражают определенные значения
Учащиеся составляют сочинение-рассуждение «Зачем нужны предлоги?» ( «Без предлогов в речи не обойтись») – устно.
Этап контроля.
Упражнение 679. – по времени - письменно или устно.
Домашнее задание упр.677 или сочинение-рассуждение «Зачем нужны предлоги?»
Итоги урока. Рефлексия.
Что нового узнали о предлоге? – заполняем таблицу. Ученики говорят. Учитель записывает.
-имеет грамматическое значение
-есть предлоги-антонимы и предлоги-синонимы
-как правильно употреблять в речи предлоги- антонимы, между- среди и др.
13PAGE 15
13PAGE 14415