Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»
Тема. Звук [г]. Скороговорки. Русская народная игра «Гуси». К. Ушинский «Лиса и гуси»
Цель: формировать у учащихся навыки правильного произношения звука [г]; познакомить детей с детскими играми и развлечениями; совершенствовать речевые умения; развивать диалогическую речь учащихся; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: детские игрушки; иллюстрации с изображением лисы и гуся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Артикуляционное упражнение (чистоговорки)
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – дайте Гале пирога,
Пирога из творога
– Га-га-га! – гогочет гусь.
– Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.
2. Разучивание скороговорки
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
3. Беседа
– Вспомните, какие правила поведения на уроке вам известны.
– Что нужно делать на уроке? А чего нельзя делать?
– О каких правилах поведения на перемене вы знаете?
4. Игра «Фотоаппарат»
Учитель расставляет на столе игрушки.
– Внимательно рассмотрите игрушки, постарайтесь запомнить их (1–2 мин).
– Закройте глаза. (Учитель убирает одну игрушку или меняет их местами.) Что изменилось?
III. Сообщение темы и цели урока
– На уроке мы познакомимся с детскими народными играми, забавами, развлечениями.
– Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке.
Шипеть я умею, как будто змея,
И словно змеиная, шея моя,
А плаваю лучше и этим горжусь,
Кто может сравниться со мною? Я – … (гусь).
– Правильно, сегодня мы будем говорить о гусях. (Учитель вывешивает иллюстрацию гуся.)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Чтение считалки учителем
Галка селе на забор,
Грач завел с ней разговор.
Гроза грозна, грозна гроза.
Голубь, гусь и галка –
Вот и вся считалка.
2. Беседа
– Какой звук чаще всего встречался в считалочке?
– В названии каких птиц вы слышите звук [г]?
– Какие еще слова с этим звуком вы запомнили?
– Обратите внимание: произношение звука [г] в русском языке отличается от произношения в украинском. Давайте понаблюдаем за произношением звука [г]. (Учитель показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.)
3. Дидактическое упражнение
– Хлопните в ладоши, если услышите звук [г].
М б г в г г п к
Га да мА ба г уро
Гараж, дорога, дерево, машина, гриб, игла.
Гусь гусыне гоготал:
– В гости я вас приглашал!
А гусыня отвечала:
– Я с гусями не играла!
4. Работа по учебнику (с. 92)
1) Разучивание скороговорки.Неугомонный гном много гомонил.
2) Игра «Найди “лишний” рисунок» (волки, галки, голубь).
3) Игра «Назови предметы».
– Правильно произносите слова. (Грабли, гвозди, глобус, гора, гармонь, гладиолусы, гнездо, газеты.)
4) Игра «Кто больше назовет слов со звуком [г]?».
5. Разучивание русской народной игры «Гуси»
6. Беседа
– Дети, как вы думаете, когда можно играть в эту игру? Где в нее можно играть? Кто в эту игру уже играл?
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа по рисункам (с. 93)
– Внимательно рассмотрите картину В. Маковской «Девочка и гуси» на с. 93 учебника.
– Кто изображен на картине?
– Что делает девочка? Сколько гусей она пасет?
– Что делают гуси? Где они пасутся?
– Опишите картину, употребляя как можно больше слов со звуком [г].
2. Слушание сказки К. Ушинского «Лиса и гуси»
3. Беседа по содержанию
– Кто действующие лица в этой сказке?
– Где лиса увидела гусей?
– Какими были гуси?
– Как гуси перехитрили лису?
VI. Итог урока
– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– С какой народной игрой вы познакомились?
– Кто написал сказку «Лиса и гуси»?
– Какой Петрушка вас сопровождал на уроке?
– Какое у вас было настроение на уроке? (Самооценивание)
Деление слова на слоги. Понятие об ударении. Ударный слог. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Цель: учить первоклассников делить слова на слоги, выделять ударный слог; ввести понятия «ударный слог», «ударение»; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: фишки для составления звуковых моделей слов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Речевая разминка
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
2. Б еседа
Дружат гласный и согласный,
Составляя вместе слог.
Ма и ша (запомни: Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
Ты и ква, а вместе – тыква,
Со и ва, а так: сова.
– Сколько слогов в словах Маша, тыква, сова?
3. Работа по учебнику (с. 94)
– Рассмотрите рисунок. Составьте предложение.
– Сколько слов в предложении: «Коля из пластилина слепил кота»? (В этом предложении пять слов.)
– Сколько гласных и согласных звуков в каждом из слов? (Коля – 2 согл. + 2 гл.; из – 1 + 1; пластилина – 6 + 3; слепил – 4 + 2; кота – 2 + 2.)
4. Слушание шутки
Вчера из пластилина я вылепил кота.
«Прекрасно! Молодчина! Какая красота!
Как правильно и тонко! – хвалил меня отец, –
Какого поросенка слепил ты! Молодец!»
– Почему вы улыбаетесь? А у вас были такие случаи?
5. Работа по рисункам учебника
– Кого вы видите на рисунке?
– Сколько слогов в слове бык? (Один)
– Сколько в слове гласных звуков?
– Сколько согласных?
– Кого вы еще видите на рисунке?
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
– Сколько слогов в слове корова? (Три слога.)
– Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов.)
– А сколько гласных в слове корова? (Три) А согласных? (Три)
– Какой слог ударный? (Второй)
– Что нужно сделать, чтобы определить, какой из слогов ударный? («Позвать» слово. Тот слог, который произносится с большей силой голоса, и есть ударный.)
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу». (Теленок)
Аналогичная работа проводится со словом теленок.
– Рассмотрите нижний рисунок (с. 94).
– Какие звери и птицы живут в лесу?
– Назовите их детенышей.
– Укажите ударный слог.
У медведя – медвежонок (ударение падает на третий слог).
У птички – птенец (ударение падает на второй слог).
У белки – бельчата (ударение падает на второй слог и т. д.).
6. Игра «Путаница» (с. 95)
– Рассмотрите рисунки.
– Что перепутал художник?
– К каким сказкам эти рисунки?
– В какое время года происходит действие этих сказок?
Анализ фонетического состава слов. Например: в слове осень два слога, первый слог ударный. В нем один звук, он гласный. Во втором слоге три звука, первый согласный мягкий [с’], второй гласный [э], третий мягкий согласный [н’].
7. Р абота над сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
– Послушайте сказку.
– Кто нянчил мышонка? Ответ на этот вопрос вы найдете на с. 95 учебника.
– Кто еще нянчил мышонка? Кого нарисовал художник?
– Что случилось с глупым мышонком?
– Чем закончилась сказка? Почему так произошло?
IV. Итог урока
– Отгадайте загадку.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышка)
Фонетический анализ слова мышка.
Самооценивание.
Пела ночью мышка в норке:- Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной коркиИ огарочек свечи.Отвечает ей мышонок:- Голосок твой слишком тонок.Лучше, мама, не пищи,Ты мне няньку поищи!Побежала мышка-мать,Стала утку в няньки звать:- Приходи к нам, тетя утка,Нашу детку покачать.Стала петь мышонку утка:- Га-га-га, усни, малютка!После дождика в садуЧервяка тебе найду.Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Слишком громко ты поешь!Побежала мышка-мать,Стала жабу в няньки звать:- Приходи к нам, тетя жаба,Нашу детку покачать.Стала жаба важно квакать:- Ква-ква-ква, не надо плакать!Спи, мышонок, до утра,Дам тебе я комара.Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-матьТетю лошадь в няньки звать:- Приходи к нам, тетя лошадь,Нашу детку покачать.- И-го-го! - поет лошадка.Спи, мышонок, сладко-сладко,Повернись на правый бок,Дам овса тебе мешок.Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Очень страшно ты поешь!Побежала мышка-матьТетю свинку в няньки звать:- Приходи к нам, тетя свинка,Нашу детку покачать.Стала свинка хрипло хрюкать,Непослушного баюкать:- Баю-баюшки, хрю-хрю.Успокойся, говорю.Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Очень грубо ты поешь!Стала думать мышка-мать:Надо курицу позвать.- Приходи к нам, тетя клуша,Нашу детку покачать.Закудахтала наседка:- Куд-куда! Не бойся, детка!Забирайся под крыло:Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Этак вовсе не уснешь!Побежала мышка-мать,Стала щуку в няньки звать:- Приходи к нам, тетя щука,Нашу детку покачать.Стала петь мышонку щукаНе услышал он ни звука:Разевает щука рот,А не слышно, что поет...Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.Слишком тихо ты поешь!Побежала мышка-мать,Стала кошку в няньки звать:- Приходи к нам, тетя кошка,Нашу детку покачать.Стала петь мышонку кошка:- Мяу-мяу, спи, мой крошка!Мяу-мяу, ляжем спать,Мяу-мяу, на кровать.Глупый маленький мышонокОтвечает ей спросонок:- Голосок твой так хорош.Очень сладко ты поешь!Прибежала мышка-мать,Поглядела на кровать,Ищет глупого мышонка,А мышонка не видать...