Рабочая программа по технологии 5 класс А.Т.Тищенко, Н.В. Синица,ФГОС
Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято:
Методическим советом школы
Протокол № __ от «__»__2016г Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________/Чигакова С.Л./
«__» __2016 г Утверждаю:
Директор школы:
_______/ Копылова Л. И./
Приказ № ___ от «__»__2016 г
Рабочая программа
учебного предмета «Технология.» Образовательная область: «Технология»
основного общего образования
5 класс
Срок реализации : 2016-2017 учебный год.
Разработчик:
Лобанова Елена Павловна
учитель изобразительного искусства
с. Лосиха 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд.» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2009г., в соответствии с примерной программой основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд. 5 – 8 классы» авторов (А. Т. Тищенко ,Н. В. Синица,).-М.:Вентана-Граф,2015 г.и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа учитывает особенности детей ОВЗ (ЗПР) и учитывает индивидуальный подход к обучению и оценке знаний данной категории обучающихся (для 7 вида).
Обоснование выбранного УМК: Учебно-методический комплект «Школа России» вошёл в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 уч. год.
Целями программы являются:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Образовательные:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- ознакомление с наиболее перспективными и распространенными
технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремёсел;
- знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, выполнение проектов.
Воспитательные:
- способствовать формированию технологической культуры и культуры труда, осознанного соблюдения норм и правил охраны труда;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; - способствовать формированию бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний, социальных последствий и творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Развивающие:
- развитие общеучебных и общетрудовых умений;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- развитие устойчивого интереса к преобразующей деятельности, художественной инициативы;
- развитие моторики рук, глазомера, самоконтроля и саморегуляции в трудовой деятельности.
Профориентационные:
- ознакомление с профессиями, связанными с обработкой пищевых продуктов, швейных материалов, с декоративно-прикладным творчеством;
- обеспечение возможности самопознания учащимся с целью профессионального самоопределения.
Рабочая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя базовые разделы указанных направлений. Это позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Содержание программы ориентировано на сохранение и развитие социокультурной преемственности, которая обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Важность художественно-эстетическое воспитание учащихся выявляет необходимость приобщения к традиционной русской культуре через овладение приемами традиционных ремесел (декоративное ткачество, художественная вышивка, художественно-прикладные работы с древесиной, металлом, текстилем и природными материалами, моделирование одежды, аксессуаров, изготовление приспособлений для ткачества и плетения и т.д.).
В процессе освоения учебной программы обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов не только на изучении и освоении технологических процессов, но и в приобщении к национальным духовным ценностям, отраженным в произведениях народных мастеров.
Все это способствует усилению художественно-эстетической направленности уроков технологии, основой которых является творческий ручной труд, и связывает прикладное художественное творчество на этапе трансформации традиционных ремесел с постижением национального наследия, гарантирует преемственность поколений и закладывает основы целостного и многогранного восприятия мира.
Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых общеучебных и предметных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приемы оформления интерьера, приемы художественного рукоделия, а также знакомство с промыслами и овладение отдельными приемами народных ремесел. Таким образом, создается возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Общая характеристика предмета.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Технология изучается по трем направлениям:
Индустриальные технологии,
Технологии ведения дома,
Сельскохозяйственные технологии
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства,
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У учащихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут учащимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Уровневая дифференциация
ИКТ
Здоровьесберегающие технологии
Проблемное обучение
Игровые технологии
Одной из главных технологий УМК является ситемно - деятельностный подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Режим занятий – 45 минут.
Формы организации учебного процесса:
урок;
уроки – экскурсии;
обобщающие уроки;
уроки – викторины;
защита творческих работ учащихся, проектов;
путешествия
Формы организации учебной деятельности
-групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
-самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета в 5 классе отводится 2ч в неделю, всего 70 ч.
В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и составляет 70 часов в год, что составляет 70 ч.
Изменения в авторскую программу не внесены
.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Планируемые предметные результаты обучающихся при изучении предметной области «Технология» отражают:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями и востребованных на рынке труда.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса .• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты : характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
Результаты обучения
Овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации необходимыми для создание продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами ; умениями ориентироваться в мире профессий, умения оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности , составлять жизненные и профессиональные планы ; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; а также формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
Технологии ведения дома
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Учащиеся 5 класса научатся:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Учащиеся научатся:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
получат возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
• определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, народных промыслов;
Кулинария
Учащиеся научатся:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организ-ма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организо-вывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Учащиеся научатся:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
получат возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Учащиеся 5 класса должны знать:
правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
принцип изготовления пряжи, нитей, тканей из натуральных растительных волокон, их свойства;
устройство швейной машины с электрическим приводом, виды приводов;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, области, инструменты и материалы, применяемые для вышивки;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
требования к рабочей одежде, правила построения чертежа фартука, правила снятия мерок, их условные обозначения;
способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою, правила раскроя изделия;
технологию изготовления фартука, приемы ВТО;
способы ремонта одежды и пришивания фурнитуры, правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей;
сведения из истории архитектуры и интерьера, современные системы фильтрации воды.
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами;
Учащиеся должны уметь:
рационально организовывать рабочее место
осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани и т. д.;
определять в ткани лицевую и изнаночную сторону, нить основы и утка;
работать на швейной машине с ручным приводом, производить ее заправку;
выполнять простые ручные и машинные швы;
переводить рисунок вышивки на ткань, запяливать ткань в пяльцы, выполнять вышивку крестом;
читать и строить чертеж фартука, снимать и записывать мерки, выполнять моделирование;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;
обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань;
обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой;
проводить примерку изделия;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием ;осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
снимать мерки с фигуры человека;
выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
пришивать фурнитуру, удалять пятна с одежды;
изготовлять изделия из бумаги, применять изготовленные изделия в оформлении интерьера;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей;
применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей;
определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки;
сервировать стол к завтраку;
разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой. собирать семена цветов и плодов;
подготавливать почву к посеву и посадке, выращивать и высаживать овощную рассаду, проводить уборку и учет урожая;
уметь выполнять творческий проект.
Содержание тем учебного курса
№ Темы раздела Кол-во часов
1 Технологии домашнего хозяйства 2
2 Электротехника 1
3 Кулинария 14
4 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 22
5 Художественные ремёсла 8
6 Технологии творческой и опытнической деятельности 21
Итого 70
Календарно – тематическое планирование
№ Тема Тип урока Комментарии учителя
1 Интерьер кухни, столовой. ТБ в кабинете технологии. Урок формирования новых знаний 2 Интерьер кухни, столовой. Требования к интерьеру. Комбинированный урок 3 Бытовые электроприборы. Комбинированный урок 4 Санитария и гигиена на кухне. Санитарно-гигиенические требования. Комбинированный урок 5 Физиология питания. Питание, как физиологическая потребность. Урок обобщения и систематизации знаний 6 Бутерброды и горячие напитки. Урок формирования новых знаний 7 Значение хлеба в питании человека. Виды горячих напитков. Комбинированный урок 8 Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Комбинированный урок 9 Виды. Технология приготовления. Комбинированный урок 10 Блюда из овощей. Пищевая ценность овощей. Урок практического применения знаний 11 Блюда из овощей. Способы хранения овощей. Урок формирования новых знаний 12 Блюда из фруктов. Пищевая ценность фруктов. Урок обобщения и систематизации знаний 13 Блюда из фруктов. Способы заморозки фруктов. Урок практического применения знаний 14 Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Урок формирования новых знаний 15 Блюда из яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Комбинированный урок 16 Приготовление завтрака. Урок обобщения и систематизации знаний 17 Сервировка стола к завтраку. Урок формирования новых знаний 18 Классификация текстильных волокон. Урок формирования новых знаний 19 Ткацкие переплетения. Урок формирования новых знаний 20-21 Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Урок формирования новых знаний 22 Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Урок формирования новых знаний 23 Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Комбинированный урок 24 Конструирование швейных изделий (салфетка). Урок практического применения знаний 25 Подготовка выкройки к раскрою. Урок практического применения знаний 26 Бытовая швейная машина. Основные узлы швейной машины. Урок формирования новых знаний 27 Бытовая швейная машина. Заправка нитей. Комбинированный урок 28 Приемы работы на швейной машине. Урок обобщения и систематизации знаний 29 Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Комбинированный урок 30 Подготовка ткани к раскрою. Изделие «салфетка». Комбинированный урок 31 Инструменты и приспособления для раскроя. Урок формирования новых знаний 32 Выкраивание деталей швейного изделия. Изделие «салфетка». Комбинированный урок 33 Критерии качества кроя. Комбинированный урок 34 Правила ТБ с портновскими булавками. Урок практического применения знаний 35 Требования к выполнению ручных работ. Урок формирования новых знаний 36 Понятие о стежке, строчке, шве. Урок формирования новых знаний 37 Основные операции при ручных работах. Комбинированный урок 38 Основные операции при машинных работах. Урок обобщения и систематизации знаний 39 Влажно-тепловая обработка изделия. Урок формирования новых знаний 40 Декоративно-прикладное искусство. Комбинированный урок 41 Декоративно-прикладное искусство. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства. Урок обобщения и систематизации знаний 42 Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Урок формирования новых знаний 43 Законы восприятия при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Урок формирования новых знаний 44 Лоскутное шитьё. Сведения из истории. Комбинированный урок 45 Лоскутное шитьё. Традиционные узоры. Урок обобщения и систематизации знаний 46 Технология обработки лоскутного изделия. Урок обобщения и систематизации знаний 47 Аппликация и стёжка в лоскутном шитье. Урок практического применения знаний 48 Понятие о творческой и проектной деятельности. Комбинированный урок 49 Понятие об индивидуальных творческих проектах. Урок формирования новых знаний 50 Понятие о коллективных творческих проектах. Урок обобщения и систематизации знаний 51 Цели и задачи проектной деятельности. Комбинированный урок 52 Составные части годового творческого проекта. Урок формирования новых знаний 53 Этапы выполнения проекта Комбинированный урок 54 Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный) Комбинированный урок 55 Этапы выполнения проекта: технологический. Комбинированный урок 56 Этапы выполнения проекта: заключительный (аналитический) Комбинированный урок 57 Определение затрат на изготовление проектного изделия. Комбинированный урок 58 Испытания проектных изделий. Урок обобщения и систематизации знаний 59 Подготовка презентации для защиты творческого проекта Комбинированный урок 60 Подготовка пояснительной записки для защиты творческого проекта. Комбинированный урок 61 Подготовка доклада для защиты творческого проекта. Комбинированный урок 62 Проект по разделу: «Технологии домашнего хозяйства» Урок обобщения и систематизации знаний 63 Защита проекта. Комбинированный урок 64 Проект по разделу: « Кулинария» Комбинированный урок 65 Защита проекта. Комбинированный урок 66 Проект по разделу: «Создание изделий из текстильных материалов» Комбинированный урок 67 Защита проекта. Комбинированный урок 68 Проект по разделу «Художественные ремёсла» Урок обобщения и систематизации знаний 69 Защита проекта. Комбинированный урок 70 Резервный урок. Комбинированный урок
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- магнитная доска (маркерная);
- мультимедийный проектор;
Список литературы:
Литература для учителя:
Технология: программы начального и основного общего образования (А. Т. Тищенко ,Н. В. Синица,).-М.:Вентана-Граф,2015 г.
Литература для учащихся:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений « Технология 5 класс» (А.Т. Тищенко, Н. В. Синица) под редакцией В. Д. Симоненко. –М.: «Вентана-Граф» 20 г.
Интернет-ресурсы:
Дополнительную информацию по методике преподавания предмета можно получить, используя поисковые системы Интернет и сайты по тематике программы:
Alta Vista (http://www.altavista.digital.com);
Excite (http://www.excite.com);
Google (http://www.google.com);
HotBot (http://www.hotbot.com);
Lycos (http://www.lycos.com);
Open Text (http://search.opentext.com);
Rambler (HYPERLINK "http://www.rambler.ru/"http://www.rambler.ru);
Yandex (http://www.yandex.ru).
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета».
Приложение:
Контрольно-измерительные материалы
Примерные нормы оценок знаний, умений учащихся по устному опросу
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно, не в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 – 80 % ;«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 60 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта
«5» - учащиеся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, имеет высокое качество, выполнены в срок.
«4» - ученику учитель оказывал незначительную помощь, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, выполнены в срок.
«3» - ученику учитель оказывает значительная помощь, выполненное изделие имеет низкое качество, частично отвечает требованиям проекта, но выполненное в срок.
«2» - ученик постоянно нуждался в помощи, изделие не соответствует требования проекта.
Критерии защиты проекта
Оригинальность темы и идеи проекта.
Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Методические рекомендации при проведении занятий по технологии
в 5 – 7 классах.
Каждое занятие в 5 - 7 классах состоит из 2-х уроков. Основная форма проведения - комбинированный урок.
Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Теоретические занятия проходят по следующей схеме: организационный момент, актуализация пройденного материала, изложение задач занятия, объяснение новой темы в форме рассказа с использованием иллюстрационных и демонстрационных средств, закрепление темы и подведение итогов.
Практическая часть занятия включает в себя повторение правил охраны труда, выполнение практической работы и анализ выполнения работы самими учащимися. Окончательную оценку дает учитель.
Объяснение теоретического материала и практических заданий следует сопровождать демонстрацией различного рода наглядных материалов (готовых образцов изделий, графических работ, иллюстраций из журналов).
Демонстрация образцов изделий дополняет знания, полученные учащимися в ходе теоретической части занятия. При этом не ставится задача точного повторения образца. Главным является стремление вызвать у ученика желание творить самому, проявлять фантазию, раскрывать свои творческие способности, изменять, совершенствовать.
При проведении вводного занятия главное внимание уделяется организационным вопросам, а также правилам техники безопасности при работе с бытовым электроприборами, с колюще-режущими инструментами, с ручными инструментами по обработке материалов. Особое внимание на каждом занятии следует уделять повторению правил охраны труда. Для предупреждения усталости и поддержания высокого уровня активности и работоспособности учащихся на уроке, необходимо включать в процесс занятия физкультпаузы.