Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением элементов наглядного моделирования Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Приложение №8
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением элементов
наглядного моделирования

Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка-2016 г.
Программные задачи:
Учить узнавать главных героев по иллюстрациям; передавать настроение героев.
Развивать связанную монологическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
Помочь детям понять замысел сказки; сформулировать мотивированную оценку персонажам; учить понимать тему и содержание сказки, учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки.
Воспитывать доброту, желание помочь в трудной ситуации.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; конверт со схемами – заместителями, кувшин, книги - сказки.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, посмотрите какие красивые книги здесь лежат. Какие книги вы узнали? (ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Какие вы знаете сказки? Какими словами обычно начинаются сказки?
Дети: Жили – были, в некотором царстве.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну сказок.
Обычно все сказочные чудеса происходят ночью. Представьте себе, что наступила ночь. В комнате горят свечи, тишина. Чтобы очутиться в волшебной стране, нужно погасить свечи и произнести волшебные слова. Возьмем в руки воображаемые свечи и будем на них дуть (выполняется упражнение на дыхание: сначала прерывисто с усилением)
Вот мы и потушили свечи, говорим волшебные слова:
Тили, тили, тили бом
Открывайся сказкин дом!
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе сказочную страну.
Всем известно, только в сказках,
Есть волшебная страна,
Там волшебной чудо – краской
Разукрашены дома,
Там живут герои сказок,
Происходят чудеса,
Все увидите вы сами,
Открывайте-ка глаза!
Нас встречают герои сказок. Кто они? 
Дети: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: С кем жили Аленушка и Иванушка?
Что потом случилось с ними?
Какая беда случилась с Иванушкой?
В кого он превратился?
Послушался ли он мудрого совета сестры?
Можно сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему?
Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце?
Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы так думаете?
Кого на пути встретили Аленушка и козленочек?
Что произошло с Аленушкой?
Кто знал о хитростях колдуньи?
Представьте, что было бы, если бы козленок не узнал о хитростях колдуньи?
Кто спас Аленушку?
Как можно назвать поступок купца? Почему вы так думаете?
(Воспитатель оценивает ответы детей)
Воспитатель: А сейчас переменка.
ФИЗМИНУТКА
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько:
На носочках мы шагаем
(Идут по кругу друг за другом)
На цветы не наступаем
(Ходьба змейкой между «цветами»)
Чтобы не промокли ножки
Мы поскачем по дорожке.
(Подскоки)
Мы на пяточках пойдем
И лопаточки сведем.
(Ходьба на пятках, руки сзади в замке)
Мы галопом побежали
И нисколько не устали.
(Боковой галоп)
Руки дружно поднимаем
Руки в стороны, к плечам
(Спокойная ходьба, руки вверх, в стороны, к плечам)
Теперь пора работать нам.
(Идут на свои рабочие места)
Воспитатель: Посмотрите, вот лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем? 
Дети: Схемы-заместители.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем эту сказку, используя эти схемы-заместители.
Дети садятся за столы, рассказывают сказку и выкладывают схемы-заместители.
Воспитатель: Чему учат нас сказки? 
Дети: Уму-разуму.
Воспитатель: Для чего в сказке даются мудрые советы? Почему вы так думаете? Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы так думаете? Ребята, посмотрите, что там стоит на пенечке? 
Дети: Кувшин.
Воспитатель: Этот кувшин, не обычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить в него, каким должен быть добрый человек?
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Я начну, а вы продолжайте (ответы детей). Вот и наполнился наш кувшин доверху, молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова.
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну и, конечно, немножко устали,
Закончились наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора!
Сказочные герои приготовили вам ПОДАРКИ