Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы. Тема: «Корабль пустыни»
Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы
Ұйымдастырылған оқу іс – әрекеттің технологиялық картасы
Білім беру саласы. Образовательная область: Социум, познание
Кіші сала. Раздел: экология
Тақырыбы. Тема: «Корабль пустыни»
Мақсаты. Цель: углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.
Көрнекіліктер. Оборудование: Карта мира, картинка верблюда, одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, песок, деревянные палочки, пробки, прозрачные лоточки, зеркало на каждого ребенка, указка, пищевая пленка, стакан с водой.
Билингвальный компонент: цветы - гүл
Кезендер
Этапы деятельности Тәрбиешінің қызметі
Управленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық
қозғаушылық
Мотивационно - побудительный - Ребята, посмотрите, что это у нас на ковре. Может это подсказка, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Посмотрим что это. Что же с ними нужно сделать?
Молодцы, у вас получилось.
Проявляют неподдельный интерес к происходящему. Собирают картину из частей. Пустыня
Ұйымдастырушылық
ізденушілік
Проблемно - поисковый
Пустыня – от слова «пусто».
Интересно, какая она?
Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт?
Что там растёт?
Холодно там или тепло?
Где же обо всём этом узнать?
Сейчас я буду загадывать вам загадки о животных пустыни. Вам надо будет ее отгадать, выбрать на столе картинку с его изображением и попробовать это животное изобразить.
Сверху камень, снизу камень,
Четыре ноги и одна голова. (Черепаха)
Вьется веревка. На конце головка.
Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)
Удивителен на вид – весь в шипах,
Но не шипит. (Кактус)
Она, как змейка, в песках мелькает.
Хвостом виляет. Если хвост оторвется – Другой наживется. (Ящерица)
Беседа о пустыни.
Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это так или нет, мы проверим.
Опыт «Возникновение бури»
- Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод?
- Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне.
Опыт «Что происходит с водой в пустыне»
Что вы увидели? Какой можно сделать вывод?
Физминутка
Физминутка.
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Ты смотри не отставай,
Все за нами повторяй.
Мы поднимем руки вверх,
Сразу станем выше всех.
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Раз вы все знаете, загадаю я вам загадку.
Как вы думаете, о каком животном здесь говорится?
Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.
И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,
Что спасает от зноя и жажды меня.
Самое замечательное у верблюда – его горбы.
В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни.
Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд.
В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.
Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне?
Давайте проверим. Мальчики, раздайте баночки с песком
Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»
Что происходит?
Полочка проваливается в песок? Почему нет?
Какой можно сделать вывод?
Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды.
А в этом нам поможет еще один опыт.
Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»
предлагает детям подышать на зеркальце.
Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание. Каждый из детей старается объяснить, высказать свои версии, где и как можно узнать о пустыне
С большим удовольствием отгадывают загадки и стараются как можно правильнее изобразить отгадки
Показываю на карте мира пустыню, рассказывают о климате пустыни
Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь. Иногда дуют сильные ветра. А вы знаете, что такое песчаная буря?
Дети с большим удовольствием увлекаются опытами. Для проведения опыта выходят мальчик-девочка. Подходят к столам. С начала один дует в трубочку, а второй наблюдает, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
Каждый ребенок старается дать правильный ответ и быть первым
Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.
Подходят к столам, каждый ребенок берет стакан с водой и выливает её в стакан с песком.
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Верблюд - это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами.
Дети стараются правильно ответить на вопрос
У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки. Каждый ребенок берет палочку и её острым концом шагает по песку. А теперь перевернули её другим концом и походите по песку.
Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.
Каждый ребенок берет зеркальце и дышит на него носиком. Зеркальце затуманилось
Рефлексивті – түзетушілік
Рефлексивно – корригирующий
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Молодцы Отвечают, что верблюда называют “кораблем пустыни”
Күтілетін нәтиже.Ожидаемый результат:
Ұғынады. Воспроизводят: животных пустыни
Түсінеді. Понимают: представления о верблюде как о корабле пустыни
Қолданады. Применяют: умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.