Занятия по культуре поведения в 1 классе


Тема: Игра – инсценировка «Посиделки с друзьями»
Цель: воспитание культуры поведения за столом.
Задачи:
формировать умение развлекать людей, организовывать праздники;
развивать словарный запас детей, обогащать его новыми словами и выражениями;
воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.
Ход:
Организационный момент:
Дети сидят на диване в гостиной.
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Вводная часть:
Отгадайте загадку:
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал?

Верно, это стол. За ним все любят собираться с близкими и друзьями в праздники и будни. Но красиво накрытый стол с угощениями не сможет развеселить ваших близких и друзей. Поэтому важно организовать праздник, уметь развлекать своих гостей.
Основная часть: Звучит музыка. Итак, попробуем весело провести время на наших посиделках. Рассаживайтесь за стол, на котором стоят карточки с именами детей.
Какими словами мы приветствуем людей?
«Здравствуйте», «Добрый день», «Рада вас видеть», «Приветствую вас», «Привет».
Вы пришли в гости , в комнате несколько человек. С кем нужно поздороваться в первую очередь? (с хозяйкой дома)
Можно ли приходить в гости раньше времени? (нет, лучше приходить вовремя, или опоздать на 5-10 мин )
Если вы, получив приглашение, не можете им воспользоваться, как вы поступите? (нужно извиниться и предупредить, что вы не придете)
Вы пришли в гости с опозданием, нужно ли здороваться с каждым из присутствующим? (нет, этого делать не надо; поздороваться со всеми сразу)
Молодцы! Хорошо знаете правила этикета.
Как вы понимаете смысл пословиц?
Будь как дома, но не забывай, что в гостях.
В гостях хорошо, а дома лучше.
А знаете ли вы пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами?»
Пора уже нести угощение.
Хозяйка (ее роль исполняет девочка) ставит на стол чашки, блюдца, сахарницу, молочник, угощенье: печенье, конфеты, пироги...
Чай горячий, ароматный и на вкус такой приятный.
Попробуйте наши пироги, ватрушки, пышки, печенюшки...

Физминутка «Подарки»:
Детям предлагается проиллюстрировать рассказ соответствующими движениями-имитациями. К нам в гости пришли друзья и принесли подарки.
Папе – расческу, Олечке-шапку, Даше – перчатки, Лере – сапожки, дедушке – балалайку, маме – мясорубку, и т.д

Игра «Что в мешочке?»
В мешочек кладут мелкие предметы : шахматные фигурки, колечко, шарик для пин-понга, и т.д
1. На ощупь пересчитать количество предметов.
2.Определить, есть ли там одинаковые предметы, и сколько их.
3. Определить предметы и назвать их.
В конце игры предметы высыпают на стол.

Игра «Угадай, что это?»
По очереди, с завязанными глазами, каждый ребенок угадывает на вкус, из какого фрукта сделан мармелад или варенье.

Игра «Проворные мотальщики»
К двум круглым палочкам привязывают по шнуру, а на коне привязывают какую–нибудь игрушку. Играющие по команде начинают наматывать шнуры на палочки. Выигрывает тот, кто первым подтянет к себе игрушку.

Итог:
Какое у вас сейчас настроение?
Понравилось вам занятие?
Что понравилось на занятии?
О чем расскажите дома?

Вот, ребята, для веселого, увлекательного досуга не обязательны ни телевизор, ни магнитофон. Теперь вы сами можете организовать праздник и пригласить к себе гостей. Скучно не будет!
От всей души желаю успеха, чтобы вам и вашим близким было весело и уютно у вас в гостях!






Тема: «Правила для учащихся в нашей жизни» Цель: воспитание культуры поведения.
Задачи:
познакомить с историей создания жвачки;
разъяснить вред жвачки, который она может оказать на организм;
воспитывать культуру поведения
Ход занятия: . Организационный момент:
Громко прозвенел звонок. А какой сейчас урок? Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Вводная часть:
Звучит музыка из серии «Волшебство природы».Здравствуйте дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии.
На доске написано :«Жевательная резинка»
Вы когда – нибуть жевали жевательную резинку?
Она вам нравится?
Почему? Вы знаете историю возникновения жевательной резинки?
Основная часть:
Вероятно, привычка что-нибудь пожевать исходила из потребности древнего человечества в хороших зубах и мощных деснах. Жесткое мясо, приготовленное на кострах, требовало от мясоеда постоянной тренировки челюстей и зубов. Без зубных щеток, паст и жидкостей для полоскания другой способ избавления от налета просто не мог существовать.  В Древней Греции и на Ближнем Востоке пережевывание смолы мастикового дерева применялось для очищения зубов. Более 1000 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] индейцы племени майя для тех же целей использовали сок гевеи (каучук) .  Более 100 лет назад Братья Куртис придумали продавать порционно упакованные кусочки сосновой смолы, смешанной с пчелиным воском.
Саподилла небольшое дерево с простыми кожистыми листьями родом из Мексики и Центральной Америки. У него такие сладкие, вкусные, сочные плоды, что его стали выращивать во всех тропических странах. Плоды круглые, зеленовато-коричневого цвета и похожи одновременно и на грушу и на яблоко. Если его разрезать, то и сердцевина у него с теми же семенами, покрытыми темной блестящей кожурой. Мякоть у саподиллы сочная, розовато-белая или красновато-коричневая. Эти плоды кажутся вкусными не только людям, но и всей живности в округе. На дереве их склевывают птицы, а опавшие, испорченные плоды доедают дикие свиньи и другие животные. Их уничтожают полчища летучих мышей. В Индии ими лакомятся обезьяны, а слоны вместе с плодами объедают и молодые побеги и листья на нижних ветках. В Америке за ними охотятся и белки, и мустанги (дикие лошади). Из коры саподиллы, если сделать надрез, вытекает камедь - густая клейкая жидкость, которую называют "чикл". Она и становится основой жевательной резинки. Из чего делают жвачку? Из смолы мастикового дерева, сосновой смолы, парафина и каучука.

Физминутка:
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли – помахали.
Спрятали за спину их.
Повернулись через правое плечо,
Через левое еще.
Нагнулись, за носками потянулись.
За ладошками тянись,
Опускаем руки вниз.
Знаете ли вы, какое влияние оказывает жвачка на здоровье человека?
Какие жвачки могут быть опасны: - с корицей - при длительном употреблении вызывают появление язв в полости рта - с ментолом - могут вызывать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - баббл-гам - содержат масла, которые могут вызывать воспаление вокруг рта
Какого цвета бывают жвачки? (Разного)
Обратите внимание, что некоторые жвачки имеют яркий насыщенный цвет, попробуйте пальцем провести по ней, что вы заметили?(Пальцы окрасились) Значит, что используют для изготовления жвачки? (Красители) А какая форма бывает у жвачек? Посовещайтесь и напишите в листе (Разнообразная) Какого вкуса жвачки?. (Приятный) По мнению медиков жвачки, замедляют рост детей и нарушают развитие центральной нервной системы. Не употребляйте "жвачку" перед едой: может пропасть аппетит и испортиться желудок. "Жвачку" ни в коем случае нельзя проглатывать. Она может застрять в желудочно-кишечном тракте. Известны случаи, когда "жвачка" становилась причиной промывания желудка в больнице.
Не прилично разговаривать с кем – то жуя жвачку. Налепливать на какие – то поверхности или выплевывать на землю или пол.
После того, как вы пожевали жвачку, вытащите изо рта и выбросите в урну или уберите в салфетку, чтобы потом при удобном случае выбросить в урну.
Не ложитесь в постель с жвачкой во рту. Вы можете во сне проглотить ее. Или во сне она может выпасть изо рта и прилипнуть к волосам или к постельным принадлежностям.. Она очень плохо очищается с тканей, а волосы, с прилипшей жвачкой вовсе придется вырезать. Итог: Так что же делать, ребята, продолжать жевать, несмотря на минусы, или отказаться от жвачки?(Мнение детей) Жевать жвачку или нет, решать вам, но помните, что её жевание относится к вредным привычкам совершенно не напрасно. Врачи рекомендуют исключить жвачку из рациона ребёнка полностью, чтобы свести её вред к нулю. Что нового вы узнали из нашего урока? Изменилось ли ваше мнение о жевательной резинке? Будьте здоровы!


Тема: Чтение и обсуждение рассказа «Навестила» В. Осеевой. Цель: воспитание культуры поведения. Задачи:
учить детей определять главную мысль произведения; называть слова характеризующие героя, выражать свое отношение к нему;
обогащать словарный запас путём образования, введения новых слов (гололёд, добродушный, добросердечный, равнодушный, бессердечный);
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, уважение к старшим.
Ход занятия:
Организационный момент: Звенит весёлый колокольчик, Игрушки все свои оставь! Нам надо дружно подравняться, И классный час скорей начать.
Вводная часть: Муся навестила свою подругу, когда та заболела и не пришла в школу. Но девочки в школе считают, что Муся поступила неправильно.
В этой ситуации нужно разобраться. Основная часть: Чтение произведения В.Осеевой «Навестила».
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю. Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой. Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. - А мне надо полоскание. ..Ох, Валечка, мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А мне еще Валя оживилась и закивала головой. Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и побежала к окну. Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув голову в дверь, крикнула: Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся! Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму, Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Му-сю девочки. Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание! В. Осеева Физминутка: До пяти мы посчитаем, с силой гири поднимаем. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. Покиваем столько раз, сколько девочек у нас.
Обсуждение рассказа. Какую помощь оказала Муся подруге Вале? Почему она подругам не сказала правду?
Как её можно назвать? Какая она? Почему? Как надо было поступить Мусе? Как бы вы поступили, если бы пришли к больному товарищу? Как бы вы помогли ему? Расскажите (спросить несколько детей, дать оценку ответам детей) Каким человеческим качествам и поступкам учит нас история нашей героини?
Давайте ещё раз вспомним правила поведения, которые надо выполнять, что бы быть хорошим ,чутким товарищем.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражение. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать. Это стоит запомнить.
Итог:
С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем он? Этот рассказ о доброте, помощи, внимательности, заботе. Какими нам с вами нужно быть? Нужно быть внимательными, добрыми, заботливыми. Действительно, сейчас в нашей жизни не хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы, великодушия. Нужно учиться быть внимательными друг к другу, заботливыми, великодушными.
Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения Эдуарда Успенского: Не стой в стороне равнодушным, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку можно, в любую минуту, всегда. И, если, кому-то поможет, твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит. На свете живешь ты не зря.







Тема: «Поведение в общественных местах»
Цель: воспитание культуры поведения.
Задачи:
познакомить с правилами безопасного поведения в транспорте;
закреплять знания детей о безопасности на дорогах;
воспитывать сознательность в использовании ПДД.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звенит веселый колокольчик, игрушки все свои оставь! Нам надо дружно подравняться, и классный час скорей начать.
Вводная часть:
Я по городу иду, я в беду не попаду, Потому что твердо знаю - правила я выполняю. Что за правила такие? Очень, в общем – то, простые – с ними будет жизнь прекрасна, весела и безопасна.
Что мы называем общественным местом? Общественное место, где люди собираются, чтобы отдохнуть, решить какие – то дела, учиться или работать. Какие общественные места вы знаете? Кафе, улица, транспорт, школа, театр. В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь обращаться друг с другом. Когда мы довольны покупкой или спектаклем, у нас хорошее настроение, ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, необходимо выполнять правила общения, правила вежливости. Какие?
Основная часть:
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово». Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово! А олень : «Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, я бы очень попросил: Мне, жене и дочке, во втором рядочке. Дайте лучшие места. Вот мое пожалуйста!» Говорит дворовый пес: «Поглядите, что принес! Вот мое Здорово – вежливое слово!» Вдруг ворвался косолапый. Отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого... – Касса, выдай мне билет! Ваше вежливое слово? – У меня такого нет. – Ах, у вас такого нет? Не получите билет...Ничего кассир не дал, косолапый зарыдал, и пришел к лохматой маме. Мама шлепнула слегка косолапого и достала из комода очень вежливое что – то... . Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног подбегает к кассе.... - До свидания! Здравствуйте! Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари! И кассир дает билеты – не один, а сразу три! Ребята, за какие слова кассир давал билеты?
Физкультминутка «Лентяй». В понедельник я проснулся, а во вторник я зевнул, В среду сладко потянулся, а в четверг опять заснул. Спал я в пятницу, в субботу. Не ходил я на работу, Но зато уж в воскресенье спал весь день без пробужденья. Наши ребята трудолюбивые, не хотят лениться. Посмотри как умеют «Не ленились – наклонись, разогнулись – потянулись, Ручками похлопаем, ножками потопаем». «Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире! Пять, шесть – ровно сесть. Семь, восемь – лень отбросим!»
Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по дороге, не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не твердо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета – чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!
Это должен знать каждый: Нельзя ходить по проезжей части, только по тротуару. Переходить улицу в местах, обозначенных указателями. Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы, направо. Ожидайте трамвай, троллейбус или автобус на специально обозначенных посадочных площадках. Не цепляйтесь за движущийся транспорт. Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.
Кто из вас ездит на троллейбусе, автобусе, трамвае? Ребята, запомните правила пассажира:
не отвлекайте водителя во время движения;
крепко держитесь за поручни;
не высовывайте руки и голову из окна;
не мешайте другим входить в транспорт;
при переходе улиц соблюдайте правила дорожного движения.
Игра «Выбери правильный ответ» Во время поездке на автобусе можно: Громко разговаривать; петь песни; требовать уступить себе место на сиденье;
Итог:
Понравилось вам наше занятие? Что нового сегодня узнали? О чем расскажите родителям?





15