РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информатика и ИКТ» ФГОС 8 класс 1 час в неделю (35 ч.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Рассмотрено»:
На заседании МО учителей
Человек - знаковая система
Протокол №_____________
«____»___________2015г
______________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________ С.В.Ракосеева«____»______________2015г «Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева _______________О.Н.Щербина Приказ №_______________
«____»_______________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы на основе ФГОС
8 класс
1 час в неделю (35 ч.)
Базовый уровень
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Учитель: Гончаровская Светлана Анатольевна
Серышево, 2015
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки обучающихсяЛитература и средства обучения
Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, общеобразовательного учреждения:
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представления об информационной картине мира, общности и закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы;
осознание необходимости строить свою жизнь и деятельность в соответствии с требованиями информационной цивилизации;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда».
Нормативно – правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 ;Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);
Примерная программа основного общего образования по информатике;
Учебный план МАОУ СОШ №1 пгт.Серышево им. С.Бондарева
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Программно методические материалы курса Информатики 5-9 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2007)
Сведения о программе:
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).
Обоснование выбора примерной или авторской программы:
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к информатике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе контрольных работ и включая итоговую контрольную работу.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Технологии обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.
Формировать УУД на уроках информатики при изучении конкретных тем школьного курса в 9 классе отражены в КТП.
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса: в 1 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
комплект цифровых образовательных ресурсов.
В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 8 классе 34 часов, а в рабочей программе – 35 часов, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Амурской области в 8, 9 классах.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебно-методический комплекс:
Название Класс ФИО автора Издательство Год издания
Информатика: Учебник для 8 класса 8 Босова Л. Л., Босова А. Ю.
БИНОМ. Лаборатория знаний 2013
Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса 8 Босова Л.Л. БИНОМ. Лаборатория знаний 2013
Набор цифровых образователь-ных ресурсов для 8 класса 8 Босова Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 час за счет резервного времени.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 3,
Практических работ – 23,
Промежуточная аттестация – 1,
Итоговый тест - 1.
Содержание рабочей программы
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
Учебно-тематический план
(8 класс, 35 часов/1 час в неделю)
№ п/п Разделы и тема Количество часов
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль. 1
2 Математические основы информатики 12
3 Основы алгоритмизации 9
4 Начала программирования 10
5 Итоговое повторение 3
Всего 35
Требования к уровню подготовки обучающихсяПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Литература и средства обучения
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.phpЛитература
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
№
п/п Тема урока Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Домашнее задание Дата
личностные метапредметныепредметные Цель темы раздела: ознакомить учащихся со структурой курса, с правилами поведения и инструкциями правил техники безопасности.
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Урок обобщения и систематизации знаний
Лекция Информатика; ИКТ; информационное общество - способность и
готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
- представлять о роли ИКТ приизучении школьных предметов и в повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с собственнымжизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества. Знать/понимать:
- общие представления о целях изучения курса
информатики и ИКТ;
- умения и навыки безопасного и целесообразного
поведения при работе в компьютерном классе;
Уметь
определять основание и
алфавит системы счисления,
Входной контроль §1.1.1, стр.5 Математические основы информатики (12 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
целых числах в n-разрядном представлении;
логических структурах высказываний;
простейших электронных схемах.
2 Общие сведения о системах счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Изучение нового материала
Лекция
Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа Качества личности школьника:
- умения и навыки безопасного и целесообразного
поведения при работе в компьютерном классе;
- способность и
готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Уметь:
- представлять о роли ИКТ приизучении школьных предметов и в повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с собственнымжизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества; Знать/понимать:
- общие представления о целях изучения курса
информатики и ИКТ; Фронтальный опрос §1.1.2, 1.1.6,
стр.8,12
3 Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа. Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
Знать/понимать:
- общие представления о позиционных и
непозиционных системах счисления;
- определение
основания и алфавита системы счисления, переход от свѐрнутой
формы записи числа к его развѐрнутой записи; Фронтальный опрос §1.1.3, 1.1.4,
стр.9 4 Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическоевыражение, электронная схема). Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел вдвоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную
систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; Устный опрос §1.1.3, 1.1.4,
1.1.7,
стр.9,10,13 5 Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
Изучение нового материала
Демонстрация, самостоятельная работа Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическоевыражение, электронная схема). Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел ввосьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и
восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему
счисления; Самостоятельная работа §1.1.5,
стр.10 6 Представление целых чисел
Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код» Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическоевыражение, электронная схема). Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел всистему счисления с произвольным основанием Практическая работа §1.2.1,
стр.17
§1.2.2,
стр.19 7 Представление вещественных чисел.
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Ячейка памяти; разряд; представление вещественных чисел; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий Уметь:
- понимать ограничения на диапазон значений
величин при вычислениях; Знать/понимать:
- представление о структуре памяти
компьютера: память – ячейка – бит (разряд) Фронтальный опрос 8 Высказывание. Логические операции.
Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции» Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- понимать возможности представления
вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения
научных и инженерных задач. Знать/понимать:
представление о научной (экспоненциальной)
форме записи вещественных чисел; представление о формате сплавающей запятой. Фронтальный опрос §1.3.1, 1.3.2,
стр.22,24 9 Построение таблиц истинности Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- выполнять анализ логической структуры
высказываний;
- понимать связи между логическими операциями
и логическими связками, между логическими операциями и
операциями над множествами Знать/понимать:
- о разделе математики алгебре
логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях надвысказываниями Тестирование §1.3.3, 1.3.4,
стр.29-30 10 Свойства логических операций.
Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий Уметь:
- проводить формализацию и анализ логическойструктуры высказываний;
- видеть инвариантнуюсущность во внешне различных объектах. Знать/понимать:
- о таблице истинности длялогического выражения. Фронтальный опрос §1.1-1.3,
стр.5-30 11 Решение логических задач.
Практическая работа №5 «Решение логических задач»
Урок обобщения и систематизации знаний
Демонстрация, самостоятельная работа Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики. Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- проводить анализ и преобразования логическихвыражений;
- видеть инвариантную сущность вовнешне различных объектах (законы алгебры логики и законыалгебры чисел); Знать/понимать:
- о свойствах логических операций
(законах алгебры логики);
- преобразования логическихвыражений в соответствии с логическими законами; Самостоятельная работа §1.3.5,
стр.32 12 Логические элементы.
Практическая работа №6 «Решение логических задач»
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий Уметь:
- проводить формализацию высказываний, анализ
и преобразования логических выражений;
- выбирать метод
для решения конкретной задачи. Знать/понимать:
- составление и преобразование логическихвыражений в соответствии с логическими законами. Устный опрос §1.3.6,
стр.34 13 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».
Контрольная работа №1 Урок обобщения и систематизации знаний
Лекция, демонстрация Система счисления; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления; представление целых чисел; представление вещественных чисел; высказывание; логическая операция; логическое выражение; таблица истинности; законы логики; электронная схема Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическоевыражение, электронная схема). Знать/понимать:
- о логических элементах
(конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах;
- анализ электронных схем. Контрольная работа Повторение раздела Основы алгоритмизации (9 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
приводящих примерах формальных и неформальных исполнителей;
задачах по управлению учебными исполнителями;
определении по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлении разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивнении различных алгоритмов решения одной задачи.
14 Алгоритмы и исполнители.
Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритмаКачества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий;
- способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость фундаментальных Уметь:
- выполнять анализ различных объектов;
- видеть инвариантную сущность во внешне различныхобъектах; Знать/понимать:
- основные понятия темы «Математические
основы информатики». Фронтальный опрос §2.1,
стр.46-56 15 Способы записи алгоритмов.
Практическая работа №7 «Решение логических задач»
Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык Качества личности школьника:
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. Уметь:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения;
- понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем. Знать/понимать:
- смысл понятия «алгоритм»;
- умение
анализировать предлагаемые последовательности команд напредмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность, результативность, массовость; Фронтальный опрос §2.2,
стр.57-62 16 Объекты алгоритмов.
Практическая работа №8 «Решение логических задач»
Комбинированный урок Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- анализировать предлагаемые
последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- понимание
преимущества и недостатков той или иной формы записи
алгоритмов;
Знать/понимать:
- различные способов записи алгоритмов. Тестирование §2.3,
стр.63-69 17 Алгоритмическая конструкция следование.
Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»
Изучение нового материала
Лекция, демонстрация Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- понимать сущность понятия «величина»;
- понимать границы применимости величин того или иного типа. Знать/понимать:
- представление о величинах, с которыми работают
алгоритмы;
- правила записи выражений на алгоритмическомязыке;
- сущность операции присваивания. Практическая работа §2.4.1,
стр.73 18 Алгоритмическая конструкция ветвление.
Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления.
Практическая работа №10, №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы» Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- выделять линейные алгоритмы вразличных процессах;
- понимать ограниченности возможностей
линейных алгоритмов. Знать/понимать:
- представление об алгоритмической конструкции
«следование»;
- исполнение линейного алгоритма дляформального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых (коротких) линейных алгоритмов дляформального исполнителя с заданной системой команд. Практическая работа §2.4.2,
стр.76 19 Алгоритмическая конструкция повторение. Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы фопределять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- выделять алгоритмы с ветвлением вразличных процессах;
- понимать ограниченность возможностей
линейных алгоритмов. Знать/понимать:
- представление об алгоритмической конструкции
«ветвление»;
- исполнение алгоритма с ветвлением дляформального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением дляформального исполнителя с заданной системой команд. Практическая работа §2.4.3,
стр.81-84 20 Цикл с заданным условием окончания работы.
Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, самостоятельная работа Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- выделять циклические алгоритмы вразличных процессах. Знать/понимать:
- представления об алгоритмической конструкции
«цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя сзаданной системой команд;
- составление простыхциклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной
системой команд. Практическая работа §2.4.3,
стр.84-87 21 Цикл с заданным числом повторений.
Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» Урок обобщения и систематизации знаний.
Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- выделять циклические алгоритмы вразличных процессах. Знать/понимать:
- представления об алгоритмической конструкции
«цикл», о цикле с заданным условием окончания работы;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя сзаданной системой команд;
- составление простых
циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной
системой команд. Практическая работа §2.4.3,
стр.88-91 22 Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации.
Контрольная работа №2
Урок обобщения и систематизации знаний. Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
Уметь:
- выделять циклические алгоритмы вразличных процессах. владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной
Знать/понимать:
- представления об алгоритмической конструкции
«цикл», о цикле с заданным числом повторений;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя сзаданной системой команд;
- составление простых
циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной
системой команд. Контрольная работа Начала программирования (10 часов)
Цели темы раздела: Сформировать представления о
анализировании готовых программ;
определении по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделении этапы решения задачи на компьютере.
23 Общие сведения о языке программирования Паскаль.
Практическая работа №15 «Организация ввода и вывода данных»
Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике Последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
-
деятельности. соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, Знать/понимать:
- основные понятия темы «Основы
алгоритмизации». Фронтальный опрос §3.1.1, 3.1.2,
стр.107-109 24 Программирование как этап решения задачи на компьютере.
Практическая работа №16 «Написание программ на языке Паскаль»
Изучение нового материала
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыОператор вывода writer, формат вывода, оператор ввода read Качества личности школьника:
- представление о программировании как сфере
возможной профессиональной деятельности. Уметь:
- проводить анализ языка Паскаль как
формального языка;
- выполнять запись простых последовательностей
действий на формальном языке. Знать/понимать:
- общие сведения о языке программирования
Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь,используемые типы данных, структура программы);
- применение операторов ввода-вывода данных. Практическая работа §3.1.3, 3.1.4,
стр.109-112 25 Программирование линейных алгоритмов.
Практическая работа №17 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Лекция, демонстрация Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование Качества личности школьника:
- алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе;
- представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности.
Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
- соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи. Знать/понимать:
- первичные навыки работы с целочисленными,
логическими, символьными и строковыми типами данных. Практическая работа §3.2.1,
стр.114 26 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Практическая работа №18 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль». Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыПостановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование Качества личности школьника:
- представление о программировании как сфере
возможной профессиональной деятельности. Уметь:
- проводить анализ языка Паскаль как
формального языка;
- выполнять запись простых последовательностей
действий на формальном языке. Знать/понимать:
- запись на языке программирования
коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию
ветвление. Практическая работа §3.2.3,
стр.117 27 Программирование циклов с заданным условием.
Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль».
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыВещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных Качества личности школьника:
- представление о программировании как сфере
возможной профессиональной деятельности. Уметь:
- проводить анализ языка Паскаль как
формального языка;
- выполнять запись простых последовательностей
действий на формальном языке. Знать/понимать:
- запись на языке программирования
коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию
цикл. Практическая работа §2.4-3.2,
стр.73-119 28 Программирование циклов с заданным окончания работы.Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль».
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыУсловный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления Качества личности школьника:
- алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе;
- представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности.
Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
- соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи. Знать/понимать:
- первичные навыки работы с целочисленными,
логическими, символьными и строковыми типами данных. Практическая работа §3.3.1, 3.3.2.
стр. 120-122 29 Промежуточная аттестация Урок рефлексия Основные понятия по разделам Качества личности школьника:
- представление о программировании как сфере
возможной профессиональной деятельности. Уметь:
- проводить анализ языка Паскаль как
формального языка;
- выполнять запись простых последовательностей
действий на формальном языке. Знать/понимать:
- запись на языке программирования
коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию
цикл. Тестирование Повторение разделов 30 Программирование циклов с заданным числом повторений.
Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Качества личности школьника:
- алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе;
- представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности.
Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
- соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи. Знать/понимать:
- первичные навыки работы с целочисленными,
логическими, символьными и строковыми типами данных. Практическая работа §3.3.1, 3.3.2.
31 Решение задач с использованием циклов.
Практическая работа №22
«Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Качества личности школьника:
- алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе;
- представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности.
Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
- соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи. Знать/понимать:
- первичные навыки работы с целочисленными,
логическими, символьными и строковыми типами данных. Практическая работа §3.3.3, 3.3.4
стр. 122-124 32 Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур.
Практическая работа №23 «Написание вспомогательных алгоритмов». Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Качества личности школьника:
- понимание роли информатики и ИКТ в жизни
современного человека. Уметь:
- эффективно работать с различными
видами информации с помощью средств ИКТ. Знать/понимать:
- владеть начальными умениями программирования
на языке Паскаль. Практическая работа §3.4.3,
стр.131
§3.5.1,
стр.137 33 Итоговое повторение.
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыWhile (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром) Качества личности школьника:
- понимание роли информатики и ИКТ в жизни
современного человека. Уметь:
- эффективно работать с различными
видами информации с помощью средств ИКТ. Знать/понимать:
- систематизирован-ные представления об основныхпонятиях курса информатики, изученных в 8 классе. Практическая работа §3.5.4,
стр.139
34 Итоговое тестирование.
Контрольная работа №3
Комбинированный урок
Лекция, демонстрация, объяснение практ.работыМассив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Качества личности школьника:
- владение первичными навыками анализа и критичнойоценки получаемой информации;
Уметь:
- владеть общепредметными понятиями. Знать/понимать:
- темы курса. Тестирование §3.5.4,
стр.139
§3.1-3.5,
стр.106-140 35 Итоговое повторение Комбинированный урок
Демонстрация, практическая работа Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка Качества личности школьника:
- понимание роли информатики и ИКТ в жизни
современного человека. Уметь:
- эффективно работать с различными
видами информации с помощью средств ИКТ. Знать/понимать:
- систематизирован-ные представления об основныхпонятиях курса информатики, изученных в 8 классе. Практическая работа