РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информатика и ИКТ» ФГОС 6 класс 1 час в неделю (35 ч.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Рассмотрено»:
На заседании МО учителей
Человек - знаковая система
Протокол №_____________
«____»___________2015г
______________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________ С.В.Ракосеева«____»______________2015г «Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева _______________О.Н.Щербина Приказ №_______________
«____»_______________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы на основе ФГОС
6 класс
1 час в неделю (35 ч.)
Базовый уровень
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Учитель: Гончаровская Светлана Анатольевна
Серышево, 2015
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки обучающихсяЛитература и средства обучения
Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, общеобразовательного учреждения:
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование обще учебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных обще учебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Нормативно – правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 ;Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);
Примерная программа основного общего образования по информатике;
Учебный план МАОУ СОШ №1 пгт.Серышево им. С.БондареваФедеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Программно методические материалы курса Информатики 5-9 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2007)
Сведения о программе:
Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г., федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом № 2080 от 24.12.2010 г., в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), примерной программы. Программа составлена на основе авторской программы по информатике для основной школы авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Информатика 6 класс Л. Л. Босова А. Ю. Босова. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Обоснование выбора примерной или авторской программы:
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к информатике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Технологии обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.
Формировать УУД на уроках информатики при изучении конкретных тем школьного курса в 6 классе отражены в КТП.
Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся:
В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего - 35 часа, продолжительность изучения информатики в 35 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МАОУ «СОШ №1», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание рабочей программы
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. АлгоритмикаПонятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Черепаха, Водолей, Кузнечик (КУМИР) и др.
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
Учебно-тематический план
(6 класс, 35 часов/1 час в неделю)
№ Название темы Количество часов
общее теория практика
1 Информация вокруг нас 9 7 2
2 Информационные технологии 4 1 3
3 Информационные модели 10 1 9
4 Алгоритмика10 8 2
Резерв 1 1 1
Итого: 35 18 17
Требования к уровню подготовки обучающихсяРезультаты освоения учебного предмета, курса(УУД)
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- виды информации и ее свойства;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
- название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- историю развития вычислительной техники;
- назначение, состав и загрузка операционной системы;
- операционную оболочку; представление о способах кодирования информации;
- устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- приемы создания и редактирования изображения;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- технологию вставки различных объектов;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- правило создания анимации,
уметь:
- классифицировать информацию по видам;
- приводить примеры информационных носителей;
- раскрывать свойства информации на примерах;
- представлять принципы кодирования информации;
- соблюдать правила ТБ;
- различать устройства ввода и вывода;
- записывать/считывать информацию с любых носителей;
- работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- запускать программы из меню Пуск;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
- выделять элементы текста;
- проверять орфографию в документе;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
- создавать простейшие анимации.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких обще предметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными обще учебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.. Предметные результаты
Включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Литература и средства обучения
Информатика: учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова- 2-е издание- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014- 184 с.: ил.
Практикум по информатике и информационным технологиям/ Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 7 –е издание- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 394с.: ил.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) Учеб. Пособие.- 5-е изд, испр- М Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005- 368с+ CD
Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Секреты работы в Windows, Word, Excel. Полное руководство для начинающих: Пер с англ. И. Тимонина.- Харьков.: 2007.-240 с.: ил.
Специальная информатика: Учебное пособие. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г.-М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком- пресс, 2001.-480с.
Word 2010 и Excel 2010 без напряга. Экспресс- курс. /Артур Эван,; пер с англ Л. Снесарь.- Харьков: «Книжный Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный Клуб Семейного Досуга» 2013.- 224с.: ил.
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 6 класс
2015-2016 учебный год
№
п/п Тема урока Тип урока
(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания
Планируемые результаты Вид контроля Домашнее задание Дата
УУД Личностныерезультаты Предметные результаты 1 Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира Урок открытия нового знания Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. Беседа. Зачёт по ТБ §1. Стр.10-11
№3,5.9.
РТ. №3.4,9.12,13 Компьютер и информация(12)
Цели темы раздела: Сформировать представление о истории вычислительной техники. Файлах и папках.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.Единицы измерения информации.
2
Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» Урок рефлексии
Объекты операционной системы.
Файл. Имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации.
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Научиться оформлять рабочий стол;
правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.
Беседа, практикум §2. Стр. 12-15.
РТ. №20, 21, 23. 24 3 Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» Урок рефлексии Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Научиться давать имя файлу и папки; определять размер файлаработать с контекстным меню Тестирование
Фронтальный опрос
Практикум §2. Стр. 16-18.
РТ. №25-27 4 Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» Урок рефлексии Объекты операционной системы.
Файл. Имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации.
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
Самоопределе-ние – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Научиться сравнивать простейшие понятия Беседа
Фронтальный опрос
Тестирование
§3. Стр. 26 №4.
РТ. № 32-34, 35, 37 5 Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» Урок рефлексии Объекты операционной системы.
Файл. Имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации.
Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Научиться составлять схему отношений «входит в состав» Беседа
Фронтальный опрос
Тестирование §3. Стр. 26 №9.
РТ. № 40-46 6 Разновидности объекта и их классификация
Проверочная работа №1 «Создание текстовых документов» Урок развивающего контроля Отношение. Отношение «является отношением множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава. Круги Эйлера. Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях
Научиться: классифицировать объекты
Фронтальный опрос
Тестирование §4. Стр. 32 №6.
РТ. № 52, 53 7 Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» Урок рефлексии Отношение. Отношение «является отношением множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава. Круги Эйлера. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.
Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – задавать вопросы, формулировать свою позицию Самоопределе-ние – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения
Научиться классифицировать компьютерные объекты Фронтальный опрос
Практикум §4.
РТ. № 55-58 8 Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностям текстового процессора» Урок открытия нового знания Отношение «является разновидностью».
Схема разновидностей. Классификация. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Самоопределе-ние – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Научиться:
определять виды систем и их свойства. тестирование §5. СТР. 38 №9.
РТ. № 63, 64 9 Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» Урок рефлексии Объект, отношение. Отношение «является разновидностью». Классификация. Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.
Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия
Самоопределе-ние – готовность и способность к саморазвитию
Научиться определять выходящую информацию на основании входящей
Беседа
Фронтальный опрос §5.
РТ. № 66-67 10 Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» Урок рефлексии Системный подход. Система, структура. Системный эффект. Выходы и входы системы. Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя)
Научиться определятькогда компьютер надсистема, а когда подсистема Беседа.
Выступление учащихся с сообщениями.
Фронтальный опрос §6.
РТ. № 73 11 Способы познания окружающего мира.
Практическая Работа №6 «Создаем компьютерные документы» Урок открытия нового знания Система, структура. Системный эффект. Выходы и входы системы.
Чёрный ящик. Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль
Нравственно-этическая ориентация – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения Беседа.
Выступление учащихся с сообщениями.
Фронтальный опрос §7. № 9-11.
РТ. № 76, 81, 84 12 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» Урок рефлексии Интерфейс. Пользовательский интерфейс. Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение. Информационные ресурсы. Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели
и схемы, для решения задач.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях
Научиться образовывать понятия Беседа.
Фронтальный опрос §7. №4.
РТ. № 85 13 Определение понятия.
Проверочная работа №2 «Создание графических изображений» Урок рефлексии Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие человеком мира через органы чувств, о видах мышления. Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Самоопределе-ние – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
Научиться давать понятиям определения цифровой рисунок §8. № 4,9.
РТ. № 88, 89, 93, 94 Человек и информация(11)
Цели темы раздела: Сформировать представление о информации и знаниях, чувственном познании окружающего мира.
Мышлении и его формах. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
14 Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» Урок открытия нового знания Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.
Мышление: понятие, суждение, умозаключение. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.
Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения
Самоопределе-ние – начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач
Научиться:
выбирать тип модели в зависимости от цели ее исследования Беседа
Фронтальный опрос
Составление текста. §9. № 6.
РТ. № 103. 105. 111 15 Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» Урок открытия нового знания Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
Обобщение, определение понятия. Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться составлять словесное описание с точки зрения моделирования Беседа
Фронтальный опрос.
Составление таблицы §10. № 2.
РТ. № 116, 120 16 Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» Урок открытия нового знания Объект – оригинал, модель, моделирование. Натурная модель, информационная модель. Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы
Научить представлять текстовую информацию в математическом виде тест рисунки 17 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» Урок открытия нового знания Словесное, художественное, научное описание.
Математическая модель. Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию
Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению
Научиться правильно оформлять таблицу
Фронтальный опрос
Практикум §10.
РТ. № 121 18 Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» Урок рефлексии Словесное, художественное, научное описание.
Математическая модель Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.
Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – строить для партнера понятные высказывания Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться решать логические задач с помощью нескольких таблиц Тестирование.
вычислительная таблица
§10. № 3.
РТ. № 122 19 Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» Урок рефлексии Словесное, художественное, научное описание.
Математическая модель. Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться
строить графики ПрР§11. Стр. 66-71. № 3.4.
РТ. № 125. 126 20 Создание информационных моделей – диаграмм. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» Урок рефлексии Словесное, художественное, научное описание.
Математическая модель. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях Научиться строить диаграммы ПрР§11. Стр. 71-73. № 10.
РТ. № 129 21 Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» Урок рефлексии Таблица типа «объекты-свойства», типа «объекты –объекты - один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях Научиться различать схемы ПрР§11. Стр. 74-77.
№ 14.
РТ. № 132 22 Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Проверочная работа №3 «Создание диаграмм» Урок рефлексии Таблица типа «объекты-свойства», типа «объекты –объекты - один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться использовать графы при решении задач Фронтальный опрос §12.
РТ. № 136-137 23 Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» Урок открытия нового знания Таблица типа «объекты-свойства», типа «объекты –объекты - один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке ПрР§12.
РТ. № 138-140 24 Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик Урок рефлексии График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма. Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль
амоопределе-ние – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку Научиться определять виды исполнителей ПрР§13. № 1.
РТ. № 144, 146, 147 Элементы алгоритмизации()
Цели темы раздела: Сформировать представление об алгоритме. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формах записи алгоритмов.
25 Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Кузнечик Урок рефлексии График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться записывать алгоритм при помощи блок - схем ПрР§13. № 5.
РТ. № 152, 159 26 Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» Урок открытия нового знания Схема, граф, сеть, дерево. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться Составлять линейные алгоритмы ПрР тест §14. № 3,5.
РТ. № 165 27 Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» Урок рефлексии Схема, граф, сеть, дерево. Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться составлять алгоритмы с ветвлением ПрР§15. № 4,5.
РТ. № 168, 177 28 Промежуточная аттестация Урок рефлексии Повторение Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Самоопределе-ние – готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением Тестирование §16. № 2,4.
РТ. № 184 29 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник. Проверочная работа №4 «Создание презентации» Урок открытия нового знания Исполнитель, формальный исполнитель. Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Самоопределе-ние – готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Научиться писать простейшие программы в среде Чертежник §17. № 2.
РТ. № 187, 188 30 Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник Урок рефлексии Форма записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок – схема алгоритма. Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Самоопределе-ние – готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Научиться составлять простейшие программы с использованием вспомогательных алгоритмов в среде Чертежник §17. № 4.
РТ. № 193, 194 31 Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник Урок рефлексии Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.
Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Научиться составлять программы на выполнения алгоритма повторения в среде Чертежник Решение задач (инд. и групп) §17. № 8.
РТ. № 201, 202 32 Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
Урок рефлексии Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог Самоопределе-ние – осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга задачи §18. Стр. 118-123 33 Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект» Урок рефлексии Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия Смыслообразование – мотивация учебной деятельности
Прр§18. Стр. 125-127 34 Годовая контрольная работа Урок рефлексии контроль знаний и умений Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия Смыслообразование – мотивация учебной деятельности
Научиться создавать многоуровневые списки, информационные модели ПрР§18. № 4 35 Подведение итогов за учебный год Урок рефлексии работа над ошибками