Исследовательский проект на тему: «Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район
Исследовательский проект на тему:
«Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики»
Составитель:
Учитель - логопед:
Лукьянова Л. А
.
2015 год
Исследовательский проект на тему:
«Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: исследовательский, практический.
Вид проекта: коллективный.
Длительность проекта: краткосрочный (с 14 сентября 2015г - 18 декабря 2015г.)
Необходимые материалы: картотека пальчиковых игр, картотека упражнений по биоэнергопластике. Театр кукол «Чупа и Чупсы» (изготовленный самостоятельно).
Участники проекта: дети старшей подготовительной группы компенсирующей направленности.
Актуальность: В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы.
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичное движение, которое характеризуется непрерывностью.
Цель: Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, постановка и автоматизация звуков по средствам «биоэнергопластики».
Задачи:
- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;
- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками;
- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук;
- картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;
- картотека специально разработанных сказок; перчатки: Чупы и Чупса)
- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
- проанализировать результативность работы.
Список литературы:
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 3.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
6.Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить : пособие для логопедов ,воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.
6.Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/.
Этапы реализации проекта:
I. Диагностический:
1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
2. Диагностика звукопроизношения.
3.Подбор комплекса упражнений с учетом нарушения звуков.
II. Подготовительный:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике)
2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
3. Разработка проекта.
4. Изготовление театрализованных игрушек для инсценировок сказок (совместное творчество родителей и детей).
5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
III. Основной:
1. Проведение занятий:
-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;
-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
2. Проведение семинара для родителей, индивидуальные консультации, консультаций для педагогов.
3. Создание картотеки упражнений, сказок.
IV. Итоговый
1. Показ театра пальчиков и языка.
2. Диагностика звукопроизношений детей.
Ожидаемые результаты: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
План работы
Дата Содержание работы Участники Ответственный
14.09 – 18.09.15г. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
Диагностика звукопроизношения Дети Учитель – логопед
17.09.15г. Консультация для воспитателей:
«Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников»
Воспитатели Учитель – логопед
21.09. – 25.09.15г. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике Дети, воспитатели, родители. Учитель – логопед
21.09. – 28.09.15г. Изготовление театрализованных игрушек для инсценировок сказок
Дети, родители Учитель – логопед
28.09. -02.10.15г. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с персонажами перчаточного театра Чупой и Чупсой Дети, воспитатели Учитель – логопед
05.10. –
06.11.15г. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использование ведущей руки ребенка в перчатке Дети, воспитатели Учитель – логопед
06.11.15г. Мастер – класс для родителей:
«Что такое биоэнергопластика» Воспитатели, родители Учитель – логопед
09.11. – 11.12. 15г. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использование обеих рук ребенка в перчатках, использование сказок о Чупе и Чупсе. Дети, воспитатели,
родители. Учитель – логопед
14.12. – 18.12.15г. Диагностика звукопроизношений детей.
Открытый показ театра пальчиков и языка. Дети, воспитатели,
родители. Учитель – логопед
Воспитатели
16.12.15г. Выпуск буклета для родителей: «Биоэнергопластика» (Вопросы и ответы) Родители Учитель – логопед
23.12.15г. Презентация проекта
Педагоги Учитель- логопед
Приложения