Общий комплекс артикуляционной гимнастики для детей.





Уважаемые родители!
Артикуляционную гимнастику выполнять необходимо, потому что нарушение произношения звуков у вашего ребёнка связано именно с недостаточно сформированной работой мышц органов речевого аппарата, а именно языка, губ, щёк, челюстей.
Так же важно выполнять дыхательную гимнастику, так как элементарно слабый или короткий речевой выдох ребёнка не даёт возможности произнести сложный для него звук, даже если он научился правильно ставить язычок.
Все упражнения выполняются ежедневно (а это не более 8-10 минут), желательно сидя у зеркала (или напротив друг друга с Вами), под счёт до 5 (позже до 10). Вместо счёта можно использовать стихотворения.
ПРИ ЭТОМ ВАЖНО!!!!!!!
Следить за осанкой ребёнка.
Плечи и лицо должны быть расслаблены, работает только язычок.
При выполнении любого упражнения ротик всё время открыт, как у «бегемотика», чтобы язычок ребёнка тянулся в нужном направлении.
Если скапливается слюна, напоминаем ребёнку, что её обязательно нужно проглатывать. Со временем он станет это делать без напоминания.
Добиваться удержания позы до нужного счёта.
Стремиться правильно выполнить упражнение.
И конечно же ваше искреннее участие, терпение и слова поддержки!



БегемотикиСлегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на нижней губе.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем.
Лягушка
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. Хоботок
Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. При этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.
Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Раз, два, три, четыре, пять – Губки можно закрывать.
Зайчик
Зубы сомкнуты «заборчиком», губы в положении «хоботок», затем верхнюю губку поднимаем и показываем зубки. Щёчки прижаты.
Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я. Толстячок
Надуваем щёчки, удерживаем до пяти.
Затем лопаем ладошками.
Жила-была мышка-худышка.
Кушала мало слишком.
Худы у неё стали щёчки, Куда подевались мешочки? Худышка
Втягиваем щёчки, удерживаем до пяти.


Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Раз-два-три-четыре-пять.
Мы идём с тобой гулять,
Все лопаточки возьмём
И в песочницу пойдём. Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Язык в иголку превращаю
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз-два-три-четыре-пять,
Иголку я могу держать.
Иголочка
Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.
Язык в змейку превращается,
Упражненье начинается
Вот вперёд стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперёд.
То скорей назад ползёт.
Змейка
Улыбнувшись, широко открываем рот, узкий язык выдвигаем вперед, а затем обратно вглубь рта. Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.
19875518415 Провинился язычок
Спать не хочет наш дружок.
Мы его пошлёпаем,
Губками похлопаем.
На губу язык клади.
«Пя-пя-пя» произноси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты под счёт её держи…
До пяти… до десяти… Накажем непослушный язычок
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка. Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. Блинчик
Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта. Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются. Горка
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»).


Я катушечку катаю
Раз-два, раз-два.
От зубов не отрываю
Раз-два, раз-два. Катушка
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Язычок как столбик станет,
Кончик к нёбу он потянет.
Постоит так до пяти,
Некуда ему идти. Столбик
Открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нёбо. Тянуть язычок вверх, не закрывая рта, чтобы натянулась, как ниточка, подъязычная уздечка.



Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем.
Широкий язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад –
Наш маляр работе рад! Маляр
Улыбнувшись, открываем рот и "красим" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Важно, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Чищу зубы, чищу зубы
Чищу хорошо внутри...
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они! Чистим зубки
Открываем рот достаточно широко и кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево. Важно, чтобы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Часто дети допускают в этом упражнении ошибку, когда нижняя челюсть синхронно выполняет все движения язычка. Этого допускать нельзя. Работает один язык.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем. Чашечка
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык шпателем.

Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Их нам нужно облизать. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.
Малышата-индюшатаЛапками топочут,
Весело болбочут:
Бл-бл-бл-бл. Индюк
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…» 31432558420 Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко–
Стук копыт услышишь звонкий.
Лошадка
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Постепенно ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Под берёзой у дорожки
Гриб растёт на тонкой ножке
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
Гармошка
Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт. Парус
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик широкого язычка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт. Следить, чтобы ротик был открыт, язык не отрывался от альвеол.
Прилетает по ночам,
Не даёт заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьётся,
Только в руки не даётся. Комарик
Улыбнуться, открыт широко рот, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубками. Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно под счёт. Помним, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. Следить, чтобы боковые края языка плотно прижимались к верхним коренным зубам, а сильная воздушная струя выдувала кончик языка по центру.






И пошёл язык гулять,
По ступенькам шагать:
РАЗ—широким языком
Обними верхнюю губу,
ДВА—широким языком
Обними верхние зубы,
Три—язычок прыгнул
За зубы к бугорочкам
И весело попрыгал по ним
Четыре раза: д-д-д-д. Ступеньки
Чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздаётся громкий звук. Дятел
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала медленно, затем увеличивая темп.
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.