Формирование лексико-грамматических категорий у детей дизартриков.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей дизартриков.
Содержание и методы логопедической работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития, интеллекта.
По мнению ряда авторов, дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи (Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова).
Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п.
Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля – дырка, ваза – кувшин, желудь – орех, гамак – сетка) или связано с данным словом ситуационно (рельсы – шпалы, наперсток – палец).
Характерными для детей – дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять действия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над предложением.
Методика формирования устной речи у детей с дизартрией условно включает 5 основных этапов. Важно подчеркнуть, что коррекционная работа должна обязательно проводиться на родном языке. Это связано с тем, что до пятилетнего возраста ребенка устная речь базируется не только на речевом общении с окружающими, но и на генетической программе. В генетическую программу включены интонации, узнавание и фонемный строй родной речеязыковой системы. Иначе говоря, уже имеются автоматизмы генетического уровня, на которых и строится дальнейшая коррекционная работа по развитию устной речи (В.И. Бельтюков, 2003; Т.Н. Ушакова, 2003).
На первом этапе обучения работа по формированию устной речи начинается с развития понимания речи. Активная речь развивается с помощью звукоподражаний, слоговых подражательных комплексов, однословных предложений, как исходного пункта развития детской речи в норме.
Второй этап обучения связан с расширением объема понимания чужой речи, обучением ребенка строить двухсловные предложения с глаголами разного наклонения, заучивание отдельных обиходных словосочетаний.
Третий этап обучения направлен на развитие грамматической стороны речи. Начинается этот этап с развития понимания речи по различению грамматических форм слов, затем обучения предложению типа: именительный падеж существительного + согласованный глагол, и следующее: обучают детей производить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных. Обучение строить предложение, состоящее из 35 слов. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных и глаголов.
Четвертый этап формирование простейших навыков связной речи. На этом этапе начинается развитие речевого дыхания при условии сформированности грудо-брюшного типа дыхания.
Пятый этап обучения связан с построением сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, а следовательно, с дальнейшим обучением словоизменения и согласования.
Дальнейший этап коррекционной работы связан с подготовкой детей с дизартрией к обучению в школе. Как и на предыдущих этапах обучения, подготовка детей к школе проводится на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, а также на групповых занятиях воспитателя. Основной задачей в программе на этом этапе является формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также общей психологической готовности к обучению в школе.
Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией проводится по следующим направлениям:
Обогащение словаря
Уточнение значений слов
Формирование словоизменения
Формирование словообразования
Работа над словарем осуществляется на материале существительных, прилагательных, глаголов, наречий, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребляемым.
В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.
В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов; вырабатываются представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове.
В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.
Литература:
1.А.Г. Арушанова «Формирование грамматического строя речи. Речь и речевое общение детей». Москва, «Мозаика – Синтез», 2008г.
2. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей». Москва, Владос, 2008г.
3. Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами». Санкт-Петербург, «Союз», 2004г.
Заголовок 115