Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
Способность к речевому общению является неотъемлемым свойством человека, отличающим его от других существ. Без речи невозможны присущие только человеку формы познания мира и способы взаимоотношений. Без овладения языком, как средством общения с другими людьми и для человеческого способа познания мира, невозможно представить процесс развития и социализации ребенка.
В человеческой природе заложена уникальная способность усваивать и передавать из поколения в поколение знание родного языка. Ребенок за короткое время овладевает родным языком и в норме уже к четырем годам может успешно им пользоваться в общении с другими людьми.
Все исследователи детской речи отмечают начало осознания детьми структуры производных слов в возрасте около двух с половиной – трех лет. Об этом свидетельствуют факты конструирования детьми собственных слов, которые не могли быть ими восприняты и заимствованы из речи окружающих. Ученые, занимающиеся исследованием детской речи, говорят, что «… дети, не умеющие даже читать, говорят по грамматике, которую они себе бессознательно создали… на основании своего лингвистического опыта». Детские «покупец», «добрость», «пешеходка» ненормативны, но соответствуют законам русского языка.
Наша с вами задача - еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства.
Сегодня мы хотим раскрыть вам особенности организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка.
Давайте определим для себя области развития речи:
Существительные:
Изменение по числам.
Изменение по падежам.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - нок, - чек, - ик.
Образование существительных с увеличительным значением с суффиксом - ищ.
Образование существительных с суффиксом - ниц.
Образование названий детенышей животных, профессий.
Образование сложных существительных путем сложения двух основ.
Прилагательные:
Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам.
Образование прилагательных с использованием уменьшительно – ласкательными суффиксами - еньк, - оньк.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование прилагательных с оттенком приближенности к цвету.
Образование сложных прилагательных путем сложения двух основ.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Глаголы:
Составление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов ( «смотри» - «смотрит» -«смотрю»).
Изменение формы глаголов 3-его лица ед. числа на форму 1-го лица ед. и мн. числа («идет»-«иду»-«идешь»-«идем»).
Образование глаголов приставочным способом.
Преобразование одной грамматической категории в другую:
(«танец» - «танцевать» - «танцовщик» - «танцовщица» - «танцующий»).
Употребление в речи предлогов.
При организации педагогического процесса в работе с детьми над развитием словообразования возьмем за основу высказывание психолога А.Р.Лурия: «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно».
Слово для ребенка должно стать «видимым». С целью речевой активизации и поддержания стойкого интереса к выполнению предлагаемых заданий нужно постепенно вводить условные модели, карточки-схемы, символы и пиктограммы. Известно, что значительно лучше воспринимается и запоминается информация, полученная в виде зрительных образов. При виде демонстрационного материала дети заметно активизируются, повышается интерес, ответы звучат динамичнее, не столь затруднен подбор слов, планирование высказывания становится доступнее.
Например, можно использовать такую схему при проведении следующих игр:
Игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматических средств речи с использованием наглядных моделей
1. На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения существительных:
«Один – много» или «Один и все», «Один и не один» – упражнение в употреблении существительных единственного и множественного числа в Именительном и Родительном падежах (гусь – гуси – много гусей…).«Сосчитай-ка» – практическое усвоение согласования числительных с существительными (или с прилагательными в словосочетаниях): «Один желтый лист – три желтых листа – пять желтых листьев…»
«Назови ласково» – уменьшительно-ласкательное значение слов (Ветка – веточка, тарелка – тарелочка…).
«Цепочки развития» или «Кто кем был? Кто кем будет?» – употребление существительных единственного и множественного числа в Творительном падеже (Цыпленок был яйцом, а будет курицей или петухом).
«Собери семейку» – упражнение в словообразовании (например: «папа – пес, мама – собака, детеныш – щенок, детеныши – щенята»). Вариант усложнения («свернутая» фраза): «Бык – корова – теленок – телята».
«Гномы и великаны» – увеличительный суффикс –ищ (дом – домище, хвост – хвостище, глаз – глазище).
«Мой, моя» или «Один, одна, одно, одни» – практическое усвоение притяжательных местоимений или согласование числительных с существительными в роде, числе (Мой флажок, моя груша, мое яблоко, мои листья).Логопедическая игра для детей 5-6 лет на согласование числительного «один» с существительными мужского, женского и среднего рода «Правильно скажи, куда надо положи». Предлагаем использовать корзиночку, сундучок, ведерко и следующие стихи:
Вот корзиночка моя,У меня она одна!Все, про что «одна» скажу,Я в корзинку положу!
Сундучок мой господин! У меня такой один! Все, про что «один» скажу, В сундучок я положу!»
Вот ведерко моё!У меня такое одно!Все, про что «одно» скажу,Я в ведерко положу!
«Подскажи словечко». Словесная игра, направленная на развитие умений изменять существительные по падежам.
Вариант. Используется одна картинка с изображением лошади.
Маша давно мечтала покататься на ком?…. Но в городе не было кого?.... Летом в деревне она увидела кого?.... Маша осторожно подошла к кому?... Она быстро подружилась с кем?.... И все лето каталась на ком?...
Вариант. Используются несколько картинок, которые либо поочередно предъявляются ребенку по ходу рассказа, либо он сам выбирает подходящую по смыслу и употребляет слово в нужной падежной форме.
Утром Маша выпила молоко из чего?.... Съела сочную…. Поиграла с воздушным…. Нарисовала картинку цветными …. Маша села с папой в большую….
«Кого без чего не бывает?» – употребление существительных единственного и множественного числа в Родительном падеже с предлогом «без» (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без хвоста…).
«Волшебные гномики – частицы» – практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов – «частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница…
«Трудные слова» – практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).
«Волшебное дерево» или «Дружная семейка» («родственные слова») - практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, посадки, рассада, садовый…).Примеры использования мнемотаблиц:
Игра «Снежная куча». Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «снег». Совместно с детьми на занятии создается пиктограмма, помогающая ребяткам «удержать» в памяти однокоренные слова.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово – цветок – подснежник.
Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
Есть слово, когда листья падают – листопад.
Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
2. На расширение глагольного словаря:
«Вчера, сегодня, завтра» – временные формы глаголов (рисовали – рисуют – нарисуют).
«Разноцветные «слова-действия» – красное – краснеет, желтое – желтеет,практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).«Для чего нужны нитки?» Детям можно продемонстрировать предметные картинки или различные виды одежды. В.: Для чего нужны нитки? Д.: Чтобы шить. В.: Что можно сшить? Д.: Платье, юбку? В.: Если одежда порвется, что можно сделать? Д.: Зашить одежду. В.: Если пуговица оторвется, что нужно сделать? Д.: Пришить пуговицу. В.: Если одежда широкая, что можно сделать? Д.: Одежду можно ушить.
Игра на закрепление навыков словообразования «Наблюдатели»
Оборудование: различные предметы для выполнения разных действий с ними, обозначаемых глаголами с приставками (стул детский; матрешка, пирамида, конструктор; стаканы с крупой, тарелка, миска, кастрюля из кукольной посуды; лейка с водой, комнатный цветок в горшке);Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой надо быть очень внимательными, как наблюдатели. Взрослый объясняет детям смысл слова «наблюдатели». На столе педагог раскладывает несколько разных предметов для выполнения с ними различных действий. (Например, пирамида, матрешка, конструктор, коробка с кубиками). Сначала воспитатель беседует с детьми о том, что можно делать с этими предметами, вместе с детьми выполняет эти действия: «Матрешку, пирамидку и конструктор можно разбирать и собирать. Детали конструктора можно выбрать из коробки с кубиками». При беседе воспитатель акцентирует внимание детей на изменении действия с предметом в зависимости от слова, обозначающего это действие: собрать, выбрать, разобрать и т.д.
Затем считалкой выбирается ведущий – один из детей, кто получает от взрослого поручения выполнить 2-3 последовательных действия (взрослый дает инструкцию ребенку шёпотом на ухо). Ведущий игрок выполняет действия, а другие дети – «наблюдатели» внимательно смотрят и наблюдают за его действиями и их последовательностью. Потом дети-наблюдатели рассказывают, что делал ведущий и в какой последовательности он выполнял действия.
Воспитатель для этой игры подбирает такие предметы и действия с ними, которые близки по значению и обозначаются глаголами с разными приставками:
подпрыгни 2 раза на месте, а потом перепрыгни через кубик;
подойди к стулу, обойди вокруг стула, подойди к окну;
присядь около стула 1 раз, потом сядь на стул, а потом пересядь со стула на скамейку;
забрось маленький мячик в ведро, выброси салфетку в мусорную корзину;
завяжи узел на веревке, развяжи бантик у куклы;
застегни пуговицы на красной кофточке, расстегни пуговицы на зеленой кофточке;
переложи красный мячик из ведерка в сумочку, положи желтый мячик на салфетку и т.п.
3. На расширение словаря прилагательных:
«Какой, какая, какое, какие?» – согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, -ый, -ий…
«Хвастунишка». Игровое упражнение, направленное на образование сравнительной степени прилагательных.
Моя машина быстрая. – А моя еще быстрее. Моя башня высокая. – А моя еще выше. Моя шапка теплая. – А моя еще теплее. Моя груша сладкая. – А моя еще слаще.
«Чья? Чей? Чьё? Чьи?» Дидактические игры для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных.
Вариант.
Детям демонстрируется сюжетная картина «Семья». Воспитатель демонстрирует предметные картинки с изображением обуви, головных уборов, одежды, а дети определяют, чья она. Инструкция: Посмотри на одежду и скажи: «Чья она?» Это мамина кофта. Это дедушкин свитер. Это папины ботинки, и т.д.
Вариант « Чьё крыло?», «Чей клюв?» и т. д. Детям предлагаются картинки домашних, перелетных, зимующих птиц.«Чья голова?», «Чей Хвост?», «Чьё тело?», «Чьё жилище?» и т.д. Детям предлагаются картинки различных животных.
Образование сложных прилагательных путем сложения двух основ. Например: кисло-сладкий, желто-красный, темно-зеленый.
Предлагаемая система игр и упражнений для совершенствования лексико-грамматических средств языка, основанная на использовании технологии наглядного моделирования, легко и гармонично вписывается в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.