Статья из опыта работы «Использование игровых приёмов в работе по развитию артикуляционной моторики у дошкольников»
Статья из опыта работы
«Использование игровых приёмов
в работе по развитию артикуляционной моторики
у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Шушкова Галина Николаевна
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева и др.). В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.
Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:
- статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
- динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.
Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;
- в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;
- необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;
- при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;
- каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;
- перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.
Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н. Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других. Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой». Пособие изготовлено на основе содержания книги З.А. Репиной и В.И. Буйко «Уроки логопедии». Оно состоит из стенда размером 120*40 см и картинок символов для всех артикуляционных упражнений. Имеется картотека с описанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.
На стенде изображена лесная тропинка, по которой «путешествует» мальчик Звукознайка. Стенд изготовлен из мягкого железа, а картинки из магнитного винила. И стенд, и картинки заламинированы, что позволяет проводить санитарную обработку пособия. Изготовленное таким способом пособие выглядит ярко и эстетично, практично в работе, устойчиво к износу и повреждениям. Возможность манипулирования картинками-символами вызывает у детей живой, неугасимый интерес к артикуляционным упражнениям.
Магнитный способ крепления очень интересен детям, они с удовольствием прикрепляют и снимают со стенда картинки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук.
С помощью данного пособия можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив его сказочному или игровому сюжету. Дети с радостью приходят на помощь Звукознайке и помогают ему выполнить какое-то задание, отправляются с ним в поход, спасают от беды.
Работа с пособием начинается с самых первых занятий подготовительного этапа работы по исправлению неправильного произношения. С помощью главного героя Звукознайки дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, узнают о пользе упражнений для язычка и других органов артикуляции, учатся выполнять эти упражнения.
После того, как дети научатся выполнять артикуляционные упражнения, запомнят их названия (2-3 занятия), провожу артикуляционную гимнастику в форме логопедической сказки.
Так как упражнения должны выполняться перед зеркалом, то считаю целесообразным размещение стенда над зеркалом в зоне индивидуальной работы. Пособие очень органично вписалось в интерьер логопедического кабинета и стало функциональным элементом предметно-развивающей среды.
Занятия артикуляционной гимнастикой проходят по определенной схеме. На столе перед ребенком лежат картинки-символы. Следуя сюжету сказки выбираются нужные картинки, выполняется упражнение и картинка прикрепляется к стенду-тропинке. После выполнения артикуляционной гимнастики проводится беседа по сказке - вспоминаем, куда отправился Звукознайка, что он делал, с кем познакомился и т.д. На первых занятиях упражнения выполняются в последовательности, предложенной логопедом. На последующих занятиях дети самостоятельно выбирают последовательность выполнения упражнений, самостоятельно придумывают сюжет. Это способствует развитию у детей воображения и фантазии.
Также с помощью данного пособия можно проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи - учить употреблять в речи пространственные предлоги (за, на, в, по, под, над, из-под и др.). Детям очень нравится обыгрывать картинки, и после окончания занятия они еще несколько минут играют, озвучивая все свои действия, что способствует развитию связной речи.
Использование игрового пособия позволяет сделать занятия интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.
Выполнив упражнения артикуляционной гимнастики на занятии, ребенок, вернувшись в группу, рассказывает новую сказку своим друзьям и воспитателю, а дома - родителям, бабушке с дедушкой, брату или сестре. Это способствует многократному ненавязчивому повторению комплекса артикуляционных упражнений. Родители с удовольствием включаются в работу по придумыванию новых сказочных сюжетов.
Оценка эффективности проводимой работы по развитию артикуляционной моторики проводится на основе диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года. Обследование артикуляционной моторики проводится в виде диагностических проб при использовании словесных инструкций, образца, показа. К концу учебного года у детей с речевыми нарушениями значительно улучшается подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляционного аппарата.
Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.
Надеюсь, что представленное в статье пособие вызовет интерес логопедов, воспитателей логопедических групп, а главное - принесет пользу в их работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.
Литература
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии (пособие для родителей). - Екатеринбург: ИД «Литур», 2005.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.