Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
Департамент по социальны вопросам администрации города Ишима муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 24.
Программа
развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
Разработчик:
воспитатель МАДОУ ЦРР № 24
Ваземиллер Светлана Анатольевна
Ишим, 2014
Паспорт программы
Наименование программы Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики
Правовое основание для разработки программы Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Разработчик программы Ваземиллер Светлана Анатольевна, воспитатель
МА ДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №24»
Исполнитель Ваземиллер Светлана Анатольевна, воспитатель
МА ДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №24»
Цель Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить как данный метод влияет на развитие ребенка;
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в работе с дошкольниками;
Обосновать необходимость использования данного метода в работе с дошкольниками;
Создать условия для проведения специальных занятий
Внедрить метод в образовательный процесс, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и возрастным особенностям детей;
Привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
Проанализировать результативность работы.
Сроки реализации 3 года
Ожидаемый результат способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений;
способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
совершенствование координаций движений;
развитию памяти, внимания, мышления;
происходит развитие правого и левого полушария.
родители активно включатся в процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
повышается компетентность педагогов в вопросах речевого развития ребенка.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, обеспечивающий его социальную успешность и объединяющий в себе важные качества личности, среди которых: физически развитый, активный, овладевший речью, умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии (сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы), многие дошкольники имеют ослабленное здоровье, задержку физического и психического развития, нарушения эмоционально – волевой сферы.
Личностное развитие детей напрямую зависит от развития их головного мозга, а именно от интенсивности развития его левого или правого полушария. Для улучшения результата работы над артикуляцией я стала использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью.
По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Согласно разработанной ими методике, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. А.В. Ястребова и О.В. Лазаренко рекомендовали использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. При этом движения рук имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Одной из актуальных задач является развитие головного мозга ребенка, его правого и левого полушария.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Цель программы:
Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить как данный метод влияет на развитие ребенка;
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в работе с дошкольниками;
Обосновать необходимость использования данного метода в работе с дошкольниками;
Создать условия для проведения специальных занятий;
Внедрить метод в образовательный процесс, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и возрастным особенностям детей;
Привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;
Проанализировать результативность работы.
План реализации программы:
I. Диагностический: промежуточная диагностика проводится в конце каждого учебного года, итоговая по окончанию работы по программе.
II. Подготовительный: создание условий для развития общей и мелкой моторики
III. Основной:
1. Формирование у детей умений и навыков выполнения упражнений:
-упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка;
-упражнения с использованием языка, другой руки ребенка;
- упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка.
- упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног.
2. Проведение собраний для родителей, индивидуальные консультации, консультаций для педагогов (приложение).
IV. Итоговый
- промежуточная и итоговая диагностика.
Перспективный план внедрения метода биоэнергопластики в образовательный процесс
Срок Вид упражнения
Описание упражнения Словесное сопровождение Образец движения рук, ног
Младший дошкольный возраст
сентябрь - декабрь I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Учимся широко раскрывать и закрывать рот. БегемотикШироко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает бегемот.
Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрыть рот.
На столе для рисования песком с помощью ведущей руки рисуем блин. Блинчики
Мы испечь блины решили.
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот. Вкусное варенье
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее поднимаем вверх на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение. Гармошка
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть –
И у нас гармошка есть.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Кончик языка опускаем вниз на 3-5 секунд. Далее язык лежит на нижней губе 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
На столе для рисования песком рисуем грибок, с помощью обеих рук одновременно. Грибок
Вниз опустили язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Широко открыть рот, вытягиваем вперед толстый язычок на 3-5 секунд. Кладем его на нижнюю губу на 3-5 секунд. Возвращаемся в исходное положение.
. Заборчик
Вышли утром мы во двор
И построили забор
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.
Встать прямо, приподнять прямую ногу, вытянуть носочек, простоять в таком положении 3-5 сек. Вернуться в исходное положение Иголка
Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно нам иглу убрать.
Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.Далее поднимаем кончик языка и удерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок.
Положение стоя согнуть правую ногу в колене, махи согнутой ногой назад. Вернуться в исходное положение, поменять ногу.
Индюк
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся детвора.
Январь – апрель I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка
Широко открываем рот. Кончик языка подогнуть за нижние губы. Подержать 3-5 секунд и вернуться в исходное положение. Катушка
Как катушку, мы свернули
Наш умелый язычок.
Покрутили, подогнули
И убрали снова в рот
Широко раскрываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю и снова поднимаем на верхнюю.Качели
На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживает в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы. Кошка
Рассердилась наша киска:
«Кто сметану съел из миски?»
Ей налили молока-
Съела все и спать легла.
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживает в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы. Кошка сердится
Есть у нас в квартире кошка,
Любит пошипеть немножко.
Спинку выгнула дугой,
Сердится на нас с тобой.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка
Широко открыть рот. Кончик языка упирается в верхние зубы. Держим 3-5 секунд и возвращаемся в исходное Кролик
Любит грызть пушистый кролик
И капусту, и морковь.
Кролику морковку дали
И за ушки потрепали.
Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу положение. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Лопатка
Раз, два – потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а потом темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2.Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Далее ноги меняем местами. Лошадка
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Необходимо с напряжением улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.
Данное положение удерживается на счет до пяти, при этом прикус должен находиться в естественном положении, нижняя челюсть не выдвигается вперед.
Исходное положение ноги вместе, согнуть ноги в коленях, задержать положение на 3-5 секунд, вернуться в исходное положение.
Лягушки
Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись
ай-августI Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.
На столе для рисования песком рисуем бабочку, с помощью ведущей руки. Маляр
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами
Широко открываем рот, вытягиваем вперед толстый язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот.
Парус
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, стол для рисования песком
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. Пятачок
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”
Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).
На столе для рисования песком рисуем расческу, с помощью не ведущей руки. Расческа
Наши зубки –гребешок,
Причесала язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка
Язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). Трубочка
Словно трубочка
У нас дудочка.
Подудим мы в дудочку,
Тянем губы трубочкой
Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное состояние. Хоботок
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком сложили»,
Со слоненком подружились
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.
Дети стоят на правой ноге, левой, согнутой в колене, начинаем маятниковое движение вперед и назад. Далее ноги меняем местами. Часики
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языча «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем вернуться в исходное положение.
Исходное положение ноги вместе отставить правую ногу всторону, задержать положение на 3-5 сек, потом отставить левую ногу, задержать положение на 3-5 сек. Чашечка
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Средний дошкольный возраст
сентябрь - декабрь I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).
Чистим зубы
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем ротик полоскать.
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем зубы в спокойное положение.
На столе для рисования песком рисуем бабочку, с помощью ведущей руки. Щенок
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так не смог, Вот смотри сейчас
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Предлагаю детям надуть щечки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, далее выдохнуть и расслабиться. Хомячок
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем
Ребенок широко открывает рот, делает 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Котенок
Котенок любит молоко:
Нальешь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой», высунув язык.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, аква-стол При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз.
На аква-столе рисуем грибок, с помощью обеих рук. Белочка
Белочка щелкает орешки,
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок влево-
Вправо на бочок.
Широко открывает рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Собачка
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языча «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем вернуться в исходное положение.
Встать в исходное положение ноги вместе. Приподнять ногу, сгибая колено, тянем носочек на себя. Вернуться в исходное положение, меняем ноги. Котенок
Язычка загнем края,
Делай также, как и я.
Язычок лежит широкий,
И, как чашечка глубокий
Широко раскрываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю и снова поднимаем на верхнюю.Исходное положение ноги вместе. Приподнимаем правую ногу и начинаем махи ногой вперед, назад. Меняем ногу.
Качели
Выше дуба, выше ели,
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели,
Язычком «качать качели»
январь - апрель I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд, убираем язычок, закрываем рот. Птичка
У птички клювик очень колкий,
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни ка рядом на страницу,
Мой язычок, как клюв у птицы.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот.
На столе для рисования песком рисуем медвежонка, с помощью ведущей руки. Медвежонок
Знает это весь народ,
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет,
И подсядет к меду ближе.
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, аква-стол
Открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15сек.). На аква-столе рисуем змею, с помощью не ведущей руки. Змейка
Подражаем мы змее
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем, Будет так, а не иначе.
Поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. Обезьянка
Апельсины и бананы,
Любят наши обезьяны.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
На столе для рисования песком рисуем балалайку, с помощью обеих рук одновременно. Балалайка
Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Широко открываем и закрываем рот Волк
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Округляем губы, делаем захватывающее движение губами.
Сделать шаг вперед левой ногой. Шаг необходимо делать медленно и по длине должен быть выполнен так, что передняя нога стала согнутой в колене под прямым углом. Задняя нога образовала прямой угол и практически касалась коленом пола.
Рыбка
Не наживка - без крючка Рыбке дали червячка. Рыбка радуется: "О-о-о! Я, пожалуй, съем его!"
Удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Исходное положение ноги вместе. Приподнять правую ногу, начинаем махи вправо. Меняем ноги.
Улыбка
Мы с тобой когда проснемся, Сразу солнцу улыбнемся!
май-август I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, аква-стол Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
На аква-столе рисуем бублик, с помощью ведущей руки.
Бублик
Круглый бублик получаю Я всегда на завтрак к чаю.
Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Кролик
Кролик - беленький пушок, Поиграй со мной, дружок!
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, стол для рисования песком
Вытянуть губы и вытягивать губы вперед как можно сильнее, изобразить клюв уточки
Уточка
А теперь на две минутки, Станем мы с тобой как утки: Губы вытянем вперед, Станет плоским клювом рот.
Надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
На столе для рисования песком рисуем шарик, с помощью не ведущей руки. Воздушный шар
Шар воздушный ярко-красный, На столе лежит напрасно. Я его надую лучше: Станет он большой, летучий!
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот Мышка
Мышка выглянет из норки - Очень хочет сыра корку! - Тут же прячется опять: Рядом кошка - страшно взять!
Хлопаем губами друг о друга.
На столе для рисования песком рисуем рыбку, с помощью обеих рук одновременно. Рыбки разговаривают
Рыбка рыбке говорила:- Я сегодня борщ сварила, Из ракушек и из ила,Очень-очень вкусно было!
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Широко открывать и закрывать рот.
Исходное положение ноги вместе. Поднять прямую ногу вправо не сгибая колено. Поднять прямую ногу влево. Окошко
Широко открыть рот- жарко, закрыть рот - холодно
С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуть).
Встать прямо, приподнять прямую ногу, вытянуть носочек, простоять в таком положении 3-5 сек. Вернуться в исходное положение Дудочка
Мы подуем в дудочки, Губки словно трубочки.
Вытянуть нужно дружочки,
Свои губки в рядочки
Старший дошкольный возраст
сентябрь - декабрь I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, стол для рисования песком
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами.
На столе для рисования песком рисуем барабан, с помощью ведущей руки. Барабан
Язычок мой крепкий станет,
Барабанить не устанет
Барабана страшный гром,
Оглушит огромный дом.
Широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "Та-та-та". Ковер
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: "Та-та-та!"
Будет в доме чистота!
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, аква-стол Приоткрыть рот, язык поднять к небу и дуем на язык. Гуси
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят.
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук "и". Передние, верхние и нижние зубы обнажены.
На аква-столе рисуем голову лягушонка, с помощью не ведущей руки.
Лягушки улыбаются
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.Улыбаются, смеются.
А глаза у них как блюдца
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Ворота
Губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке
Ворота
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий.
В нем калитку сделать надо –
Мы гостям хорошим рады!
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики «орешки».
На столе для рисования песком рисуем два орешка, с помощью обеих рук одновременно. Орешки
Бурундук нас встретив в спешке,
Прячет за щекой орешки.
Щечка стала, словно мяч! - Покажи, что там, не прячь!
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в небо.
Встать в исходное положение ноги вместе. Приподнять ногу, сгибая колено, тянем носочек на себя. Вернуться в исходное положение, меняем ноги.
Домик
А теперь - смотри, смотри -
Мы с тобой - богатыри:
Рухнул старый-старый дом -
Мы поднимем крышу в нем.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Подержать 3-4 минуты, закрыть рот.
Дети стоят на правой ноге, левой, согнутой в колене, начинаем маятниковое движение вперед и назад. Далее ноги меняем местами. Петух
Петушок зерно клюет,
Курица к нему идет.
январь - апрель I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, кончиком языка коснуться сначала правого уголка губ, потом левого. Цыплята
Забрели к нам в детский сад,
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы,
Пестренькая курица
Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу. Дотянись до носа
Язычок наш молодец,
Тянется до носика…
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка, аква-стол Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов. Печем блины
Чтобы блинчики испечь,
Включим мы электропечь.
Закрытым ртом издавать губами звуки подобные на «тук-тук-тук».
На аква-столе рисуем ёжика, с помощью не ведущей руки.
Ёжик
Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Открыть рот, кончик языка высунуть. Язык поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.
На столе для рисования песком рисуем замок, с помощью обеих рук одновременно. Замок
На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог.
Потянули, покрутили, постучали,
И открыли.
Закрыть верхнюю губу широким языком.«Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком. Прятки
Сегодня Солнышку получше,
Оно со мной играет в прятки,
Возьмёт и спрячется за Тучку,
Возьмёт и выглянет украдкой.
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Надуй щеки, как будто надуваешь воздушный шарик. Нажми на щеки пальцами и… шарики лопнули.
Исходное положение ноги на ширине плеч. Присесть сгибая колени. Удержать такое положение 3-5 сек. Шарики
Синий шарик надувной,Не хотел играть со мной.Он сегодня почему-то, На меня смотрел надутым.
Твой язычок хочет покататься «на каруселях». Покружим его, только медленно, неторопливо. Выполняй круговые движения языком по часовой стрелке и против часовой по губам.
Встать в исходное положение ноги вместе. Приподнять ногу, сгибая колено, тянем носочек на себя. Вернуться в исходное положение, меняем ноги. Карусель
Заиграла музыка,Карусели кружатся,Закружились карусели,На коней мальчишки сели.
май-август I Упражнения с использованием губ, челюсти и языка ведущей руки ребенка, аква-стол Улыбнуться, пошлепать языком между губами, покусать кончик языка зубками. Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем!Тесто жмем, жмем, жмем!(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)Пироги мы испечем
С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуть), приоткрыть рот, высунуть язык, положить язык на нижнюю губу.
На аква-столе рисуем цветок, с помощью ведущей руки.
Цветок
Лишь пригрело солнце ярко,но ещё совсем не жарко.Разноцветный сарафанраскрывает наш тюльпан.
II Упражнения с использованием языка, другой руки ребенка
Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Чашечка
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Губы в улыбке, приоткрыть рот, и прикусить широкий кончик языка Поймать мышку
Часто на дорожке Мышку ловят кошки.По такому случаюЛучше быть летучею.
III Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка, стол для рисования песком
Открыть рот, кончик языка высунуть. Язык поднимаем вверх, вниз. Возвратиться в исходное положение. Стул
Спинка и сидение,
Стул на удивление.
Улыбнись, положи широкий язычок на верхнюю губу. Вот получилась «вазочка». Спрячь язык.
На столе для рисования песком рисуем конфету, с помощью обеих рук одновременно. Вазочка
В доме, где есть дети,
должны быть вазочки с конфетами.
IV Упражнения с использованием языка, обеих рук ребенка и ног
Улыбнись, покажи зубки. Положи верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Слегка расслабь, разожми губы, чтобы между ними была маленькая щелочка.
Корпус нужно держать ровно, спина прямая. Сохраняя спину прямой, нужно присесть, согнув ноги в коленях. Бедра должны быть параллельны полу. Поднять корпус, почти полностью выпрямив колени и бедра.
Ключик
Ключик золотой хранила Черепаха по имени Тортилла.
Подогни кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Вот и получилась катушка с нитками.
Сделать шаг вперед левой ногой. Шаг необходимо делать медленно и по длине должен быть выполнен так, что передняя нога стала согнутой в колене под прямым углом. Задняя нога образовала прямой угол и практически касалась коленом пола.
Катушка с нитками
Нитки кончились в катушке,
И пора ложиться спать... Знают точно все игрушки:
Я хочу портнихой стать!
Ожидаемый результат: Применение метода биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления, т. происходит развитие правого и левого полушария.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы.
Повышается компетентность педагогов в вопросах речевого развития ребенка.
Оценка результатов освоения программы
Методические источники:
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.