Классный час Урок Мира. К 100-летию Первой Мировой Войны (8 класс)
федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московский кадетский корпус
«ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Согласовано
_____________________Е. Коломенцева
начальник курса (учебного) 8 – классов
«____»_______________2014г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
«И та война была великой»
К столетию Первой Мировой войны.
Александрова О.Б.
классный руководитель 8 « Е » класса
Москва 2014г.
Цели:
воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
расширить представления воспитанниц о Первой мировой войне.
Задачи:
усиление патриотических качеств личности;
расширение кругозора воспитанниц;
повышение интереса к истории Отечества;
развитие эмоциональной сферы;
привитие чувства любви к своей Родине;
Форма:
час общения
План классного часа.
Вступительное слово.
Великая и забытая:
а) что такое Первая Мировая война;
б) ход войны;
в) в память о войне.
Политика мира – закон нашей страны.
Подведение итогов (рефлексия).
Вступительное слово.
Классный руководитель – Доброе утро, дорогие девочки! Это утро можно назвать добрым не только благодаря ясному небу и яркому солнцу, а прежде всего – благодаря добру, которое оно несет вам, ученицам. Ведь сегодня – 1 сентября – начало нового учебного года, новых встреч с удивительным миром знаний, который откроют перед вами учителя.
Великая и забытая.
Классный руководитель - Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война. В 1914 году Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В войну, ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря. История этой катастрофической для России войны, в угоду идеологии воцарившейся в стране после Октябрьской революции, рассматривалась как исторический факт и то, как война империалистическая, а не война «За веру, Царя и Отечество». И сейчас наша задача - возрождение и сохранение памяти о Великой войне, о ее героях, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, и его истории.
Давайте пройдемся по страницам этой великой войны.
Накануне войны были образованы два военно-политических союза. Это тройственный союз, который сформировался с 1879-1882 гг. В него входили Германия, Австро-Венгрия, Италия. А с 1904 – 1907 гг. - Антанта, что означает «сердечное согласие», она образовалась в противовес Тройственному союзу, туда вошли Великобритания, Франция и Россия.
Причины войны многообразны: противоречия экономического и политического развития индустриальных стран, противоречия военно-политических блоков, национализм, захват новых территорий.
Поводом к войне послужило убийство в Сараево: 28 июня 1914 года сербский террорист Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда.
23июля Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Эти требования ущемляли независимость страны, и она отказалась выполнять их. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
29 июля Россия объявила частичную, а затем всеобщую мобилизацию, тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России.
Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
Западный фронт:
1914 - Вторжение Германии в Бельгию, Францию, следуя «плану Шлиффена».
1914 - Битва на Марне
1915 – Битва при г. Ипр
Восточный фронт:
1914 - Восточно-Прусская операция. Поражение 2-й армии генерала Самсонова
1914 – Галицийская битва
1915 - Великое отступление русских армий
В сентябре 1914 года развернулась битва на реке Марна, в которой участвовало около 2 млн. чел. В результате битвы на Марне германские войска отступили под натиском французских и английских войск. Угроза столице Франции Парижу была ликвидирована, и план Шлифена молниеносной войны был провален.
В 1915 году немцы у Ипра против английских войск впервые в истории человечества и с полной неожиданностью для англо-французов, применила химическое оружие (из баллонов был выпущен хлор). От газа пострадало 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. умерли, газ получил название «иприт» После «ипритской» газовой атаки обе стороны очень быстро сумели разработать противогазы
События 1916-1918 год
Западный фронт:
1916 – Верденское сражение
1916 – битва на Сомме
1917 - Неудачное наступление французов под Аррасом
1918 – вторая битва на Марне, начало контр наступления стран Антанты и поражение Четверного союза
Восточный фронт:
1916 – Брусиловский прорыв
1917 - немцы заняли Ригу
1917 – выход России из войны
1918 – Брестский мир
Верденская мясорубка продолжалась 10 месяцев. Германская армия начала свое самое кровопролитное сражение из всех сражений, в которых участвовала Германия за всю историю своего существования. Немцы в первый же день наступления применили газы, во второй тогдашнюю новинку девяносто шесть огнеметов. Это было страшное зрелище: вокруг все горело и взрывалось, немцы сжигали их при помощи огнеметов буквально заживо. Эта битва стоила жизни примерно 1 миллиону человек, из них 543 000 составили потери французской армии и 434 000 германской, из других источников известно, что немцы под Верденом потеряли до 600 000 человек, а французы свыше 350 000 солдат.
Битва на Сомме: 15 сентября 1916 г. англичане впервые применили в атаке танки. Хотя реально в атак
·е смогли принять участие только 18 танков из планировавшихся 50, и наступали они разрозненно на фронте 10 км, их психологическое воздействие на германскую пехоту было огромны.
3 июня 22 августа 1916 года - наступательная операция под командованием Брусилова,
В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанёс поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции. Итогом Брусиловского прорыва и операции на Сомме стал окончательный переход стратегической инициативы от Центральных держав к Антанте. Союзникам удалось добиться такого взаимодействия, при котором в течение двух месяцев (июль-август) Германии приходилось направлять свои ограниченные стратегические резервы и на Западный, и на Восточный фронт.
Брестский мирный догово
·р сепаратный международный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Центральных держав с другой. Ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны. По этому договору к Германии отходили огромные территории России (отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья) и страна выплачивала огромную контрибуцию. А в России началась Гражданская война. Так для нашей страны закончилась первая мировая война.
Классный руководитель: девочки, предлагаю вам подумать, почему эту войну называют забытой?
Примерные ответы воспитанниц:1) Для России она закончилась революцией и Гражданской войной. 2) Трагедия и слава Великой Отечественной войны затмили память о воинах Первой мировой. 3) Ушли все участники боевых действий Первой мировой, а вместе с ними – знания. 4) Крупнейшие сражения (Галицкая битва, Карпатская операция, Брусиловский прорыв) проходили в географическом центре Европы, на территории таких современных государств, как Украина, Венгрия, Польша, Белоруссия, Румыния. 5) Так получилось, что с момента окончания Первой мировой каждое последующее поколение знало об этой войне все меньше и меньше.
Классный руководитель: - Лишь в последние годы в нашей стране стали обращать больше внимания на ее ход, причины и последствия. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране. Первое августа официально объявлено Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. Сейчас мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне, и нам открываются несчётные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества. Открывается сама роль России в то сложное, переломное для мира время, особенно в предвоенный период. Он отчётливо отражает определяющую черту характера нашей страны, нашего народа.
Сегодня мы восстанавливаем связь времён, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, её полководцы, солдаты обретают в ней достойное место, а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно в мемориалах.
Вот некоторые из них:
1) памятник генералу Брусилову установлен 14 ноября 2007 года. Этот монумент в Санкт-Петербурге появился, чтобы увековечить память об известном генерале и герое Первой мировой войны. Место, где установлен памятник, выбрано очень точно: с одной стороны монумента была Офицерская кавалерийская школа, где Брусилов преподавал азы воинского искусства, с другой стороны находились Аракчеевские казармы – именно там генерал проживал.
Генерал Брусилов изображен как будто выходящим из камня – именно так постарались передать железную хватку этого мужественного военачальника.
Единственный в России храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны строится в г. Гусеве Калининградской области. Он будет являться центральным собором города.
2) единственный в России и в Москве уникальный Мемориальный комплекс героям Первой Мировой войны, воздвигнутый на территории Всероссийского военного Братского кладбища, где погребено свыше 17,5 тысяч участников Великой войны 1914-18 годов.
1 августа 2014 г. Владимир Владимирович Путин принял участие в церемонии открытия на Поклонной горе монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны. Данная церемония – одно из ключевых мероприятий, посвящённых 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Памятник воинам Первой мировой – не только дань великим подвигам. Это предостережение о том, что мир хрупок, напоминание всем нам об этом. И мы обязаны беречь мир, помнить, что самое ценное на земле – мирная, спокойная, стабильная жизнь!
Политика мира – закон нашей страны.
Классный руководитель: - Политика мира – закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.
Куда ни глянешь – Дети, дети, дети!Все человечество за них в ответе!Но по ночам на всех материкахВорочаются бомбы в тайниках.Их столько накопилась на планете – Земля под ними стала провисать.Куда их только думают бросать?Куда ни бросишь – Дети, дети, дети!
Не нужно множества миров,Один единственный нам нужен,В благоухании цветов,Спокоен и с душою дружен.Необходимы для людейДрузья, просторы, книг страницы,Морщины наших матерей,Детей пушистые ресницы.В труде, в кипении мечты,Давая волю юным силам,В борьбе, в любви – до полнотыМы жадно насладимся миром.
Чтоб тень войны нам Солнце не затмило,И чтоб на счастье всем, покончить с ней, -Соединяйтесь вместе, люди мира, Еще сплочённей, тверже и тесней.Единодушны люди доброй волиМы против сил войны встаем стеной, – И никому на свете не позволимВ пучину бедствий ввергнуть шар земной.
Мир в каждом доме, в каждой стране!Мир – это жизнь на планете!Мир – это солнце на нашей Земле!Мир – нужен взрослым и детям!
Подведение итогов, рефлексия.
Классный руководитель - Вот и закончился наш первый в этом году классный час. Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня? Что особенно запомнилось и показалось наиболее интересным?
Заголовок 315