План-конспект урока Международные отношения в XVI-XVIII в.в.
Предмет: Всеобщая история Класс ___8____; Дата__________
План-конспект урока.
Тема урока: Международные отношения в 16-18 в.в.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебнику
Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны;
2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.
Задачи урока: 1)Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;
2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;
3)Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.
Оборудование: учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.».
Ход урока:
I. Организационный момент ( проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих ).
II .Актуализация опорных знаний.Перед тем перейти к изучению новой теме нам необходимо вместе вспомнить и ответить на некоторые вопросы:
1.Кто такие протестанты?
2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?
3.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?
4. Почему Англия стала называться парламентской монархией?
5.Почему Англию назвали «владычицей морей»?
За д.з. выставляются оценки.
III. Мотивационно- целевой этап
Религиозные конфликты между католиками и протестантами переросли в общеевропейскую войну, получившую название Тридцатилетней войны. Практически все страны Европы приняли в ней участие. От итогов войны зависела судьба всего мира.
В ходе урока нам предстоит выяснить: Как изменилась расстановка сил в международном положении в это время? Какие внешнеполитические проблемы решались в начале Нового времени?, На доске: план урока: 1.Причины международных конфликтов
2. Тридцатилетняя война
3. Вестфальский мир.
4. Европа в 18 веке.
IV. Работа по теме урока.
Причины международных конфликтов
- Религиозное столкновение католиков и протестантов;
-Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)
-Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.) )Тридцатилетняя война
Предлагаю разделиться на 5 групп, каждая из которых работает с п. 18-19 ( с. 172-177), будет выполнять свое задание.
Первая группа Находит на карте страны, участвовавшие в Тридцатилетней войне и характеризует их цели.
Вторая группа Определяет причины войны, а также что послужило поводом к войне.
Третья группа Используя текст дополнительного материала , оценивает деятельность полковника А. Воленштейна в войне
Используя текст дополнительного материала , оценивает деятельность полковника Густава Адольфа 2 в Тридцатилетней войне
Характеризует действие сторон в завершающий период Тридцатилетней Войны.
Вестфальский мир. Европа в 18 веке.
Работая с 176-177, запишите условия Фествальского мира и итоги Тридцатилетней войны.
Запись в тетрадь:
В 1648 г. был заключен Вестфальский мир в ходе, которого:
1) Франция получила Эльзас;
2)Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер ( получила важнейшие торговые пути);
3)получила независимость Голландия от Испании;
4)Политическая раздробленность Германии, германские князья превратились в неограниченных монархов.на своих землях;
5)решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь. 6) Священная Римская империя распалась.
Европа в 18 веке.
Работая с 177-179 заполним сравнительную таблицу «Европейские войны 18 в.»
Дата Событие Страны-участники Итоги
1701-1714 1700-1721 1740-1748 1756-1763 V. Закрепление изученного материала. 1. Какие противоречия существовали в международных отношениях в 16-18 в.в.
2. Объясните высказывания Воленштейна: «Армию кормит война»
3. Почему католическая Франция поддерживала коалицию протестантов?
4. Назовите дату начала тридцатилетней войны.( 1618)
Составьте синквейн к слову «Тридцатилетняя война»
VI. Подведение итогов урока:
В Европейской политике в начале 16 в. ведущую роль играла католическая Испания, но начав борьбу с Реформацией испанские короли подорвали могущество страны. После поражения династии Габсбургов в Тридцатилетней войне ведущей державой Европы становится Франция. Религиозные войны уходят в прошлое. В войне за господство на море и в колониях Франция воюет с Англией. В число великих держав входит Россия и Пруссия.
Приложение № 1
VII Домашнее задание п.18, и сделать таблицу по пункту «Европа в 18 веке»
«Европейские войны 18 в.»
Дата Событие Страны-участники Итоги
1701-1714 1700-1721 1740-1748 1756-1763 Приложение № 1