Формирование коммуникативной компетенции посредством исследовательской работы


Формирование коммуникативной компетенции посредством исследовательской работы
Попелло Инна Петровна
ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
Коммуникативная компетенция является основополагающей при изучении иностранного языка. Это определено требованиями примерной программы и подтверждено рекомендациями ФИРО(письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).Коммуникативная компетенция очень многогранна и включает в себя несколько аспектов:
-речевой аспект – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
-языковой аспект – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
-социокультурный аспект- увеличение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
-компенсаторный аспект – дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
-учебно-познавательный аспект – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Коммуникативную компетенцию можно формировать разными способами, в том числе и с помощью исследовательской работы. Исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
•помощь в профессиональной ориентации;
•развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;
•формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
•выявление одарённых студентов и обеспечение реализации их творческого потенциала;
•воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
•самоутверждение обучающихся благодаря достижению поставленной цели.
Основными принципами работы при организации исследовательской деятельности обучающихся являются:
1) развитие личности;
2) формирования привычки к реалистическим оценкам как исследовательских проблем, так и полученных результатов;
3) преодоление одномерного подхода к проблемам, стремление к многомерному, целостному охвату явлений;
4) отход от шаблонности, сводящей деятельность к простой констатации фактов или к распространённым схемам объяснения;
5) готовность к пересмотру привычных представлений, если новые факты не укладываются в старые схемы.
Количество и разнообразие источников бесконечно, и каждый требует своего подхода, особой методики в каждом конкретном случае. Методика — это приемы анализа источника с целью выявления достоверной информации, это способы обработки полученной информации и наиболее рационального ее использования. Поэтому не может быть универсальных, готовых на все случаи, приемов.
Для формирования коммуникативной компетенции посредством исследовательской работы следует научить студентов работать с дидактическим материалом, применяя такие приемы деятельности как:
1) внимательное чтение текста источника;
2) определение его главной идеи;
3) выявление основных понятий, фактов, имен, дат;
4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;
5) анализ аргументации автора;
6) постановка собственных вопросов к тексту;
7) сопоставление содержания текста с имеющимися знаниями, а также с другими источниками;
8) формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;
9) презентация анализа документа в виде сообщения, диалога, ответа на вопрос, схемы, таблицы, рефератаи т.п.
Учебно-исследовательская работа организуется по двум направлениям:
•прежде всего, это деятельность на занятии. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, составление кроссвордов и т.д. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой;
•внеурочная учебно-исследовательская деятельность, которая является логическим продолжением аудиторных занятий. Это могут быть рефераты, проекты, марафоны, викторины, декады и т.д.
Обязательным условием развития исследовательских способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для педагога – научиться быть консультантом.
На примере исследовательской работы, выполненной студенткой группы 2-2807 «Пожарная безопасность» продемонстрируем этапы формирования коммуникативной компетенции:
1. В ходе организационно-подготовительного этапа были определены цели и задачи, основные направления, намечен план действий, даны источники информации (книги, интернет-сайты, словари). Это способствовало формированию учебно-познавательного, языкового и социокультурного аспектов.
2.Технологический этап требует терпения, заинтересованности в проблеме. Студентка изучила необходимую литературу, проанализировала материал и сделала выводы, консультируясь со мной. Этот этап способствовал формированию социокультурного и речевого аспектов.
3.На финальном этапе была представлена работа, были сделаны соответствующие выводы. Здесь формируются все аспекты коммуникативной компетенции.
Исследовательскую деятельность необходимо развивать, так как это один из эффективных способов развития личности, она повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
Литература:
1.www.teacherjournal.ru «Исследовательская деятельность учащихся на уроках иностранного языка» Лобкова Е.В.
2.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/09/issledovatelskaya-deyatelnost - Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время. Смуток Елена Дмитриевна.
3.http://www.stupeni-lyceum.ru/articles/intercultural_competence - -Методика формирования межкультурной компетенции на основе интердисциплинарного обучения иностранному языку. Гусева А. В.