Исследовательская работа по математике по теме Расчёт движения маршрутного такси по посёлку Мирный.


ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ «Математика»
РАСЧЁТ ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТНОГО ТАКСИ
ПО ПОСЁЛКУ МИРНЫЙ
Автор:
Федулова Алёна, учащаяся 6класса
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
Научный руководитель:
Алексашина И.В.,
учитель математики
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
Красный Яр, 2015 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc411539361 \h 3Глава I. Карта движения маршрутного такси PAGEREF _Toc411539362 \h 41.1.Поэтапный план работы PAGEREF _Toc411539363 \h 51.2. Результаты социального опроса населения PAGEREF _Toc411539364 \h 81.3. Карта посёлка. PAGEREF _Toc411539365 \h 101.4. Карта маршрута. PAGEREF _Toc411539366 \h 111.5. Маршрут движения и места остановок маршрутного такси. PAGEREF _Toc411539367 \h 12Глава 2. Расчеты PAGEREF _Toc411539368 \h 132.1. Расчёт скорости, пути и времени маршрута PAGEREF _Toc411539369 \h 132.2. Расписание маршрута. PAGEREF _Toc411539370 \h 142.3. Расчёт расхода топлива на маршрут. PAGEREF _Toc411539371 \h 142.4. Расчёт стоимости топлива на маршрут. PAGEREF _Toc411539372 \h 152.5. Дополнительные расходы: PAGEREF _Toc411539373 \h 152.6. Расчет минимальной прибыли. PAGEREF _Toc411539374 \h 15I вариант PAGEREF _Toc411539375 \h 16II вариант PAGEREF _Toc411539376 \h 17III вариант PAGEREF _Toc411539377 \h 182.7 Расчёт пассажиропотока в день PAGEREF _Toc411539379 \h 192.8 Сравнение желаемых цен и реальных. PAGEREF _Toc411539380 \h 20Заключение PAGEREF _Toc411539381 \h 21Список источников PAGEREF _Toc411539382 \h 23
Лучший способ изучить что-либо –
это открыть самому.
Д. Пойа
ВведениеТема моей исследовательской работы – «Расчёт движения маршрутного такси по посёлку Мирный» - выбрана не случайно. Разноуровневый рельеф посёлка и большая разбросанность домов вызывает проблему передвижения населения по посёлку. Жилые дома расположены, по большей части, на горе, а инфраструктурные элементы (больница, магазин, аптека, школа, почта, рынок, детские сады) - внизу. Тяжело спускаться и подниматься в гору и детям, и пожилым людям. Много людей получает травмы в зимнее время, особенно в гололедицу. Летом, в сильную жару, особенно трудно подниматься в гору престарелым людям. А если по посёлку ходило бы маршрутное такси, было бы здорово! Все были бы довольны: и дети, и взрослые, и престарелые люди – наши бабушки и дедушки.
Проблема. Отсутствие общественного транспорта в посёлке.
Актуальность. Разноуровневый рельеф, большая разбросанность домов вызывает проблему передвижения населения по посёлку.
Объект исследования - транспортный ресурс посёлка, предметом исследования является открытие маршрута общественного транспорта.
Гипотеза. Бизнесмену А выгодно осуществлять организацию маршрутного такси по посёлку Мирный.
Цель работы. Выяснить целесообразность организации работы маршрутного такси по посёлку Мирный.
Задачи исследования:
Провести социальный опрос населения.
Составить карту посёлка.
Проложить маршрут движения и наметить места остановок маршрутного такси.
Рассчитать путь и время всего маршрута.
Составить расписание маршрута.
Провести расчёт расхода топлива на маршрут.
Рассчитать стоимость топлива на маршрут.
Провести расчёт дополнительных расходов.
Рассчитать прибыль.
В процессе работы были использованы следующие методы:
наблюдения;
анкетирование;
интервьюирование;
прогнозирование;
сравнение;
анализ;
сбор и обобщение информации.
Предполагаемый результат. Доказать бизнесмену А, что организация работы маршрутного такси по посёлку Мирный экономически выгодна.
Практическая значимость. Работа может быть использована как основа бизнес-плана предпринимателя.
Глава I. Карта движения маршрутного таксиПоэтапный план работыНаметить план работы
- сформулировать проблему;
- выдвинуть гипотезу;
- определить цель, задачи, объект исследования;
- предположить результат;
- наметить этапы своей работы.
1.1.2. Информационный этап
Цель: собрать всю информацию.
Задачи:
сходить к главе администрации с вопросом: «Почему по посёлку Мирный нет общественного транспорта?»
провести социальный опрос среди жителей посёлка Мирный;
встретиться с водителями маршрутного такси. Взять интервью по вопросам:
- Как рассчитать самоокупаемость маршрутной газели?
- Как рассчитать амортизацию машины?
- Какой налог платят за маршрутное такси?
встретится с известными бизнесменами посёлка и выяснить:
- Можно ли организовать маршрутное такси в нашем посёлке?
- При какой прибыли вы согласны организовать маршрутное такси в посёлке?
1.1.3.Практический этап
Цель: произвести все измерения и записать данные.
Задачи:
составить карту посёлка Мирный;
проложить маршрут движения и наметить места остановок маршрутного такси;
произвести измерительные работы (измерить расстояние между остановками).
Учебный этап
Цель: просмотреть учебники 5 – 6 класса по математике и зафиксировать необходимую информацию (формулы, таблицы единиц измерения и т.д.) для дальнейшей работы.
Задачи:
повторить тему «Десятичные дроби»;
повторить тему «Единицы измерения пути, времени, скорости»;
повторить тему «Масштаб»;
повторить тему «Задачи на движение»;
повторить задачи по теме «Цена. Количество. Стоимость»;
повторить задачи по теме «Скорость. Время. Расстояние»;
повторить тему «Проценты»;
повторить тему «Единицы измерения объёма».
1.1.5. Расчётный (бухгалтерский) этап
Цель: произвести расчёты по организации движения маршрутного такси.
Задачи:
рассчитать время маршрута;
составить расписание маршрута;
рассчитать расход топлива на маршрут;
рассчитать стоимость топлива на маршрут:
- учесть расход топлива в зимнее и летнее время;
- учесть вид топлива – бензин или газ;
- учесть вместимость транспортного средства на 13, на 15 и 18 мест;
рассчитать дополнительные расходы:
- амортизация машины;
- зарплата водителю;
- налог на прибыль;
определить, какой процент населения будет охвачен обслуживанием в случае работы одной газели;
вычислить, работа скольких газелей будет полностью удовлетворять запросам населения;
сделать вывод для бизнесмена А: «Выгодно ли осуществлять организацию работы маршрутного такси по посёлку Мирный?»
1.1.6. Оформительский этап
Цель: оформить всю собранную информацию.
Задачи:
обработать социальный опрос населения Мирный и с помощью компьютерной программы построить диаграмму;
начертить карту посёлка, используя информацию из интернета и других источников;
составить схему маршрута;
оформить портфолио и подготовить презентацию по исследовательской работе.
1.2 Результаты социального опроса населенияЯ провела социальный опрос и выяснила, что из 102 человек:
32 чел. – дети (от 7 до 18 лет)
46 чел. – взрослые люди (от18 до 55 лет)
24 чел. - пожилые люди (старше 55 лет)

Дети Взрослые Пожилые люди
% 31% (32 чел.) 45% (46 чел.) 24% (24 чел.)
Вопрос 1: Нужен ли общественный транспорт (маршрутное такси)
по посёлку Мирный?
Дети Взрослые Пожилые люди всего
да 19% (19 чел.) 28% (29 чел.) 18% (18 чел.) 65 %
нет 10% (10 чел.) 11% (11 чел.) 6% (6 чел.) 27 %
не знаю 3% (3 чел.) 6% (6 чел.) 0% (0 чел.) 9 %

Вопрос 2: Будете ли Вы пользоваться маршрутным такси по посёлку Мирный?
Дети Взрослые Пожилые люди
да 50% (16 чел.) 61% (28 чел.) 63% (15 чел.)
нет 28% (9 чел.) 22% (10 чел.) 21% (5 чел.)
наверное 22% (7 чел.) 17% (8 чел.) 17% (4 чел.)

Вопрос 3. Какой тариф одной поездки Вас бы устроил?
Ответы:
10 рублей - 29 человек
15 рублей - 43 человека
чем меньше, тем лучше - 10 человек
мне всё равно - 3 человека
не более 20 рублей - 8 человека
бесплатно - 9 человек

1.3 Карта посёлка.Составила карту посёлка Мирный.

1.4. Карта маршрута.Проложила маршрут движения и наметила места остановок.
ул. Солнечная, в/ч ул. Песочная, д. 5 ФОК Д/с «Лесная сказка Библиотека Дежурный магазин Больница Пекарня / Кулинария Остановка автобусов / Парк Церковь / Баня Полиция / Столовая Школа Начальная школа ул. Коммунистическая Д/с «Берёзка Музыкальная школа Столовая Поселковый Совет / Почта / Сберкасса РынокПарк / Дом культурыМагазин «Гурман» Дежурный магазин Парикмахерская ул. Песочная, д. 5 ул. Солнечная, в/ч
1.5. Маршрут движения и место остановок маршрутного такси. Остановки маршрутного такси по п. Мирный
– 25Остановка «Улица Солнечная, в/ч»
Остановка «Улица Песочная, д. 5»
Остановка «ФОК»
Остановка «Д/с «Лесная сказка»
Остановка «Библиотека»
Остановка «Дежурный магазин»
Остановка «Больница»
Остановка «Пекарня / Кулинария»
Остановка «Остановка автобусов / Парк»
Остановка «Церковь / Баня»
Остановка «Полиция / Столовая»
Остановка «Школа»
Остановка «Начальная школа»
Остановка «Улица Коммунистическая»
Остановка «Д/с «Берёзка»
Остановка «Музыкальная школа»
Остановка «Столовая»
Остановка «Поселковый Совет / Почта / Сберкасса»
Остановка «Рынок»
Остановка «Парк / Дом культуры»
Остановка «Магазин «Гурман»
Остановка «Дежурный магазин»
Остановка «Парикмахерская»
Остановка «Улица Песочная, д. 5»
Вывод: Согласно проведённому социальному опросу, население нуждается в открытии маршрута общественного транспорта в посёлке. Потребительский спрос высокий. Составлена карта посёлка и схема остановок общественного транспорта.
Глава 2. Расчеты2.1. Расчёт скорости, пути и времени маршрута.
V = 18 км/ч = 18 000 м : 60 мин = 300 м/ мин
V t S
1 – 2 300м/мин 700 : 300 = 2,3 мин 700 м
2 – 3 300м/мин 200 : 300 = 0,7 мин 200 м
3 – 4 300м/мин 200 : 300 = 0,7 мин 200 м
4 – 5 300м/мин 400 : 300 = 1,3 мин 400 м
5 – 6 300м/мин 150 : 300 = 0,5 мин 150 м
6 – 7 300м/мин 400 : 300 = 1,3 мин 400 м
7 – 8 300м/мин 250 : 300 = 0,8 мин 250 м
8 – 9 300м/мин 200 : 300 = 0,7 мин 200 м
9 – 10 300м/мин 150 : 300 = 0,5 мин 150 м
10 – 11 300м/мин 200 : 300 = 0,7 мин 200 м
11 – 12 300м/мин 200 :300 = 0,7 мин 200 м
12 – 13 300м/мин 300 : 300 = 1,0 мин 300 м
13 – 14 300м/мин 300 : 300 = 1,0 мин 300 м
14 – 15 300м/мин 350 : 300 = 1,2 мин 350 м
15 – 16 300м/мин 550 : 300 = 1,8 мин 550 м
16 – 17 300м/мин 200 : 300 = 0,6 мин 200 м
17 – 18 300м/мин 300 : 300 = 1,0 мин 300 м
18 – 19 300м/мин 350 : 300 = 1,2 мин 350 м
19 – 20 300м/мин 250 : 300 = 0,8 мин 250 м
20 – 21 300м/мин 250 : 300 = 0,8 мин 250 м
21 – 22 300м/мин 400 : 300 = 1,3 мин 400 м
22 – 23 300м/мин 250 : 300 = 0,8 мин 250 м
23 - 24 300м/мин 400 : 300 = 1,3 мин 400 м
24 - 25 300м/мин 700 : 300 = 2,3 мин 700 м
300 м/мин 25 мин 7650 м
количество остановок · время стоянки + время движения = время 1 рейса
25 · 1 мин + 25 мин = 50 мин
2.2. Расписание маршрута.1 рейс 6 ч 00 мин
2 рейс 7 ч 00 мин
3 рейс 8 ч 00 мин
4 рейс 9 ч 00 мин
перерыв 1 ч 00 мин
5 рейс 11 ч 00 мин
6 рейс 12 ч 00 мин
7 рейс 13 ч 00 мин
8 рейс 14 ч 00 мин
перерыв 1 ч 00 мин
9 рейс 16 ч 00 мин
10 рейс 17 ч 00 мин
11 рейс 18 ч 00 мин
12 рейс 19 ч 00 мин
конец смены 20 ч 00 мин
2.3. Расчёт расхода топлива на маршрут.100 км – 18 л
7, 65 км - ? л
7,65 * 18 : 100 ≈ 1,4 л – летом
100 км – 20 л
7, 65 км - ? л
7,65 · 20 : 100 ≈ 1,5 л – зимой
2.4. Расчёт стоимости топлива на маршрут.Бензин АИ – 92 цена - 32 рубля
Цена Количество Стоимость
Лето 32 рублей 12 рейсов · 1,4 л = 16,8 л 537,6 рублей
Зима 32 рублей 12 рейсов · 1,5 л = 18 л 576 рублей
Лето / Зима ≈ 557 рублей / в день
Газ цена – 18,8 рублей
Цена Количество Стоимость
Лето / Зима 18,8 рублей 12 рейсов · 1,4 л = 16,8 л ≈ 316 рублей / в день
2.5. Дополнительные расходы:Амортизация транспорта – 300 рублей в сутки.
С учётом, что машине не более дух лет. Если машине более двух лет, то расход на ремонт машины будет больше.
Зарплата водителю – 1 000 рублей в сутки.
Налог на прибыль – около 50 рублей в сутки.
2.6. Расчет минимальной прибыли.В – выручка за день
Ц – цена билета на проезд
Р – количество рейсов
М – количество мест в машине
В = Ц · Р · М – формула выручки за 1 день
Р – расходы за день
А - амортизация транспорта
З - зарплата водителю
Н - налог на прибыль
Т – расход на топливо
Р = А + З + Т + Н - формула расхода за 1 день
I вариант1 маршрутное такси (13 - местное) делает 12 рейсов
При максимальной загруженности маршрутного такси:
Бензин АИ - 92
Если цена 1 билета – менее 13 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 13 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 13 рублей, то прибыль будет.
1) В = 13 · 12 · 13 = 2 028 рублей – выручка за 1 день.
2) Р = 300 + 1 000 + 557 + 50 = 1 907рублей – расходы за 1 день.
3) 2 028 – 1 907 = 121 рубль – прибыль за 1 день.
4) 121 · 30 = 3 630 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 3 630 · 12 = 43 560 рублей – прибыль за 1 год.
Газ
Если цена 1 билета – менее 11 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 11 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 11 рублей, то прибыль будет.
1) В = 11 · 12 · 13 = 1 716 рублей – выручка за 1 день.
2) Р = 300 + 1 000 + 316 + 50 = 1666рублей – расходы за 1 день.
3) 1 716 - 1 666 = 50 рублей – прибыль.
4) 50 · 30 = 1500 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 1 500 · 12 = 18 000 рублей – прибыль за 1 год.
II вариант1 маршрутное такси (15 - местное) делает 12 рейсов
При максимальной загруженности маршрутного такси:
Бензин АИ - 92
Если цена 1 билета – менее 11 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 11 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 11 рублей, то прибыль будет.
1) В = 11 · 12 · 15 = 1 980 рублей – выручка за 1 день.
2) Р = 300 + 1 000 + 557 + 50 = 1 907рублей – расходы за 1 день.
3) 1 980 – 1 907 = 73 рубля – прибыль за 1 день.
4) 73 · 30 = 2190 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 2190 · 12 = 26280 рублей – прибыль за 1 год.
Газ
Если цена 1 билета – менее 10 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 10 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 10 рублей, то прибыль будет.
1) В = 10 · 12 · 15 = 1 800 рублей – выручка за 1 день.
2)Р = 300 + 1 000 + 316 + 50 = 1 666рублей – расходы за 1 день.
3) 1 800 – 1 666 = 134 рубля – прибыль.
4) 134 · 30 = 4 020 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 4020 · 12 = 48 240 рублей – прибыль за 1 год.
III вариант1 маршрутное такси (18 - местное) делает 12 рейсов
При максимальной загруженности маршрутного такси:
Бензин АИ - 92
Если цена 1 билета – менее 9 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 9 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 9 рублей, то прибыль будет.
1) В = 9 · 12 · 18 = 1 944 рубля – выручка за 1 день.
2) Р = 300 + 1 000 + 557 + 50 = 1 907рублей – расходы за 1 день.
3) 1 944 – 1 201 = 743 рубля – прибыль за 1 день.
4) 743 · 30 = 22 290 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 22290 · 12 = 267 480 рублей – прибыль за 1 год.
Газ
Если цена 1 билета – менее 8 рублей, то прибыли не будет.
Если цена 1 билета – 8 рублей и более, то прибыль будет.
Например:
если цена 1 билета – 8 рублей, то прибыль будет.
1) В = 8 · 12 · 18 = 1 728 рублей – выручка за 1 день.
2) Р = 300 + 1 000 + 316 + 50 = 1 666рублей – расходы за 1 день.
3) 1 728 – 1 666 = 62 рубля – прибыль.
4) 62 · 30 = 1 860 рублей – прибыль за 1 месяц.
5) 1 860 · 12 = 22 320 рублей – прибыль за 1 год.
Сводная таблица минимальной прибыли
Цена 1 л бензина АИ– 92 составляет 32 рубля
Цена
1 поездки Прибыль
за день за месяц за год
13-местное 13 рублей 121 руб. 3 630 руб. 43 560 руб.
15-местное 11 рублей 73 руб. 2 190 руб. 26 280 руб.
18-местное 9 рублей 743 руб. 22 290 руб. 267 480 руб.
Цена1 л газа на АГЗС составляет 18,8 рублей
Цена
1 поездки Прибыль
за день за месяц за год
13-местное 11 рублей 50 руб. 1 500 руб. 18 000 руб.
15-местное 10 рублей 134 руб. 4 020 руб. 48 240 руб.
18-местное 8 рублей 62 руб. 1 860 руб. 22 320 руб.
При расчётах мы не учли, что машине нужны дни для технического обслуживания. Чем машина старше, чем дней каждый месяц нужно будет больше. А значит, прибыль будет ещё меньше.2.7 Расчёт пассажиропотока в деньВ посёлке Мирный в данный момент официально проживает 7 294 человек.
1 маршрутное такси (13-местное) за сутки перевозит – 13 · 12 = 156 человека.
1 маршрутное такси (15-местное) за сутки перевозит – 15 · 12 = 180 человека.
1 маршрутное такси (18-местное) за сутки перевозит – 18 · 12 = 216 человека.
1 маршрутное такси 1 рейс выполняет за 50 мин.
13-местное 12 рейсов 156 человека
15-местное 12 рейсов 180 человека
18-местное 12 рейсов 216 человека
Одного маршрутного такси будет недостаточно для удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках. Если организовать два маршрутных такси, они смогут перевозить от 312до 432пассажиров в сутки, что составит4 - 6 % от всего населения, и временной интервал движения маршрутки уменьшится до 30 минут.
2.8 Сравнение желаемых цен и реальных.13-местное маршрутное такси
Цена
1 поездки Прибыль
за день за месяц за год
13 рублей 121 руб. 3 630 руб. 43 560 руб.
20 рублей 1 213 руб. 36 390 руб. 436 680 руб.
26 рублей 2 149 руб. 64 470 руб. 773 640 руб.
13 рублей – минимальная цена проезда, когда доход начинает приносить прибыль
20 рублей – максимальная цена, которую готово платить население за проезд
26 рублей и более – цена проезда, которая устраивает бизнесмена

Вывод: Из социального опроса я сделала выводы, что население готово пользоваться общественным транспортом (маршрутным такси) по посёлку Мирный, если цена проезда будет не более 20 рублей. Из беседы с водителями маршрутных такси и интервью с бизнесменами я выяснила, что им выгодно, если цена проезда будет 26 рублей и более.
ЗаключениеИсследовательской работой заниматься мне было интересно, потому что она связана с моим родным посёлком. Хочется принести пользу людям и одновременно попробовать свои силы в области математики. Оказалось, что эта дисциплина очень тесно связана и с другими науками, например, такими как экономика, география и информатика. Я с большим интересом знакомилась с новой информацией, производила различные измерения и расчёты и получила удовлетворение от результата выполненной мною работы.
Я справилась с намеченными задачами и достигла поставленной цели.. Проанализировав предложение и спрос населения, я пришла, к следующему выводу: в данный момент в современных экономических условиях осуществлять такой маршрут бизнесмену А не выгодно. Гипотеза моя, к сожалению, не подтвердилась и обращаться к бизнесмену А нецелесообразно. Пока в посёлке Мирный маршрутного такси не будет.
Работая над проблемой моего исследования, я научилась:
проводить социальный опрос населения и обрабатывать информацию;
составлять карту посёлка;
прокладывать маршрут движения и намечать места остановок маршрутного такси;
рассчитывать путь и время всего маршрута;
составлять расписание маршрута;
проводить расчёт расхода топлива на маршрут;
рассчитывать стоимость топлива на маршрут;
проводить расчёт дополнительных расходов;
рассчитывать прибыль;
работать с литературой и разными информационными источниками;
обобщать полученную информацию и оформлять исследовательскую работу;
создавать презентацию;
выступать перед аудиторией.
Выполняя работу, я приобрела теоретические знания и практические навыки. Убедилась, что математика в жизни пригодится, её надо изучать!
Список источниковМатематика, 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 24-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2012. – 288с. : ил.
Математика, 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 24-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2012. – 288с. : ил.
Мирный – мой поселок. 50 лет. Сборник./ Автор-составитель Брыков Ю.В. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006.
Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект». - Первое сентября, 2012.
Электронный ресурс. Режим доступа:
http://karta1.ru/samarskaja-oblast-krasnojarskij-rajon-mirnyj.htmЭлектронный ресурс. Режим доступа:http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672801Электронный ресурс. Исследовательская деятельность учащихся. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd68b4c43a88521316c27_0.html