Итоги и уроки Второй мировой войны.



Разработала: учитель МБОУ СОШ № 42 г. Липецка
Барбашина Оксана Александровна
Автор: Барбашина Оксана Александровна, учитель истории МБОУ СОШ № 42 г. Липецка.
Класс: 9Б.
Учебник под редакцией Н.В.Загладина «Новейшая история зарубежных стран ХХ век», 9 класс. М., 2012.
Раздел: Человечество во Второй мировой войне.
Тема урока: Итоги и уроки Второй мировой войны.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений школьников.
Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся об итогах второй мировой войны, выяснить, какие уроки должны были быть усвоены человечеством.
Задачи урока:
Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся.
Развивающая – способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся.
Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, чувства отвращения ко всем проявлениям насилия по отношению к человечеству, стремления сохранить мир во всем мире.
Дополнительная подготовка:
Сообщения учащихся на темы:
1. «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
2. «Итоги Второй мировой войны»
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный этап Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку. Проверяют готовность к уроку.
2. Постановка цели урока. Мотивация деятельности учащихся. Посмотрите на экран, что вы видите? (Слайды 1 – 4)
Что объединяет эти фотографии?
Как вы думаете какую тему мы обсудим сегодня на уроке?
С какой целью?
Эпиграф (слайд 6)
На экране идет видеоряд под композицию М. Магомаева «Бухенвальдский набат»
Сформулируйте проблемы сегодняшнего урока. Учащиеся называют что изображено на фотографиях, и выясняют что общего у всех фотографий.
Учащиеся должны прийти к выводу, что на фотографиях изображены события окончания Второй мировой войны.
Формулируют и записывают тему урока. (Слайд 5)
Формулируют цель урока.
Формулируют проблемы.
3. Актуализация опорных знаний. Вводное слово учителя:
Перед тем как подвести итоги Второй мировой войны, давайте вспомним её главные события.
Беседа по вопросам:
1) Что послужило началом Второй мировой войны?
(Слайд 7)
2) (Слайды 9-12)
Что вам известно о самом трагическом и самом важном периоде Второй мировой войны – Великой Отечественной войне?
3) Каким образом эта война коснулась вашей семьи?
4) Какой вклад внесли участники антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом?
7) Подумайте и скажите, какие преступления, совершенные фашистами и их пособниками во Второй мировой войне, олицетворяют представленные на экране фотографии?
(Слайды 13-17) Примерные ответы:
1) 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут немецко-фашистская авиация нанесла удары по аэродромам, узлам коммуникаций, экономическим и административным центрам Польши. Сухопутные силы вермахта перешли границу и вторглись в Польшу с севера из Восточной Пруссии, с запада из Восточной Германии и с юга из Словакии.
2) Великая Отечественная война это война между Германией и СССР с 22 июля 1941 по 9 мая 1945 года, самая страшная и жестокая война в истории человечества, была направлена на уничтожение нашего народа, и только сила русского духа, мужество и отвага воинов, проявленная в сражениях под Москвой, Сталинградом, Курском, Брестом, Ельцом и множеством других городов не позволила осуществиться жестоким и преступным планам нацистов.
3) Сообщение учащегося о своей семье в годы Великой Отечественной войны.
4) Решающую роль в достижении этой победы сыграл Советский Союз – основная сила антифашистской коалиции. Советские Вооруженные Силы в течении войны разгромили 507 немецких дивизий и 100 дивизий сателлитов Германии. Союзники же разгромили не более 176 дивизий. В войне против СССР Германия лишилась 10 миллионов человек, что составляло ¾ ее общих потерь во Второй мировой войне. Были также разгромлены и пленены 49 дивизий и 27 бригад сухопутных войск, крупные силы авиации и флота империалистической Японии.
7) 1. Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях.2. Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.3. Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны.4. Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
4. Обобщение и систематизация знаний Вопрос к классу:
После окончания войны какие задачи встали перед странами - участницами антигитлеровской коалиции?
Сообщение учащегося об итогах Второй мировой войны
После войны возникли задачи послевоенного устройства мира.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Ребята, сейчас мы с вами подводим итоги войны в форме викторины.
В завершение урока мы должны четко определить, какие же уроки Второй мировой войны человечество должно постоянно помнить?
Перед вами лежат рабочие листы. Задания, появляющиеся на экране, вы должны выполнять в соответствующих графах.
За выполнение заданий вы будете получать баллы. Участники команды, набравшей наибольшее количество баллов, получат за урок отметки 5.
Задания появляются на экране, ученики записывают ответы в рабочие листы.
(Слайды 18-22) Класс делится на команды по 4 человека.
Знакомятся с рабочими листами, записывают свои фамилии.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Ответы принимаются учителем в течение 20 секунд (начинается отсчет времени. Это организует процесс и приучает к культуре труда.)
Назовите вопросы, которые показались вам наиболее трудными, вместе находим правильный ответ.
Выскажите свое мнение, все ли уроки Второй мировой были усвоены мировой общественностью или что - то было упущено? По завершении выполнения заданий учащиеся по сигналу учителя сдают листочки с ответами.
Если ответ ошибочный, вместе с другими ученикам, выполнявшими этот вариант, определяет ответ правильный с обязательным комментарием.
7. Рефлексия, подведение итогов занятию. Продолжите фразы (Слайд 23)
Сегодня я узнал, что…
Я понял, что…
Нельзя допустить, чтобы….
Хочется закончить наш урок словами Мигеля Сервантеса: «История – свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего»
Я надеюсь, что человечество никогда не повторит ошибок прошлого и не допустит новой войны. 8. Домашнее задание и инструкции по его выполнению Выполнить задания на выбор:
1. Написать мини-сочинение на тему «Уроки Второй мировой войны».
2. Создать презентацию на тему «Главные задачи ООН»
3. Подготовить сообщения о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.