Статья Формы и методы поддержки младшего школьника, испытывающему трудности в обучении.


Комитет образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра дошкольного и начального общего образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Формы и методы поддержки младшего школьника, испытывающему трудности в обучении»
Выполнил: слушатель курсов№ 342-4 учитель начальных классов Россошинской НШ - филиала МБОУ «Россошинская СШ» Городищенского района
Борисова Зинаида Васильевна
Проверил: ст.методист,
Казачкова Светлана Петровна
Волгоград – 2016 год
Формы и методы поддержки младшего школьника, испытывающему трудности в обучении.
Ученик, который учится без желания, —
это птица без крыльев.
Саади
В условиях модернизации образования идёт качественное обновление содержания педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности в обучении.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Без методов стимулирования успешному обучению и невозможна ликвидация неуспеваемости. Практика современной школы использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод. Только сочетание разнообразных методов стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.
Создание ситуации успеха в учебной деятельности является приемом стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости. Этот метод применяется к учащимся, которые испытывают определенные затруднения в учебе. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности.
Успех в учении является единственным источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В педагогике существует система методов создания ситуации успеха, и деятельность педагога в образовательном процессе строится на основе этой системы. К таким методам относится методы дифференцированного обучения.
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся, вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха, и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Созданию ситуации успеха, способствует использование учителем на уроке коллективных форм обучения. Неуспевающие учащиеся часто чувствуют неуверенность в собственных силах и плохо выполняют учебные задания самостоятельно. Выполняя работу в паре или группе постоянного или сменного состава, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.
Характер творческих заданий может быть различным:
на установление меж предметных связей;ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
на сравнение и сопоставление;
исследовательского характера;
на расширение кругозора.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Ситуация выбора Пример
Выбор содержания обучения Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения Изучение с помощью учителя или самостоятельно
Выбор формы обучения Работа индивидуально, в паре, в группе
Работа в классе или на учебной прогулке
При выборе содержания обучения ученику предлагаются различные как по форме, так и по сложности упражнения для работы на уроке и дома. Можно выбрать метод изучения материала: я разберусь сам, мне поможет товарищ или необходимо обратиться за помощью к учителю. Также важно предлагать и различные по форме работы методы обучения: индивидуально, в паре, в группе.
Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу, заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Хорошее образование со временем приобретает все более прикладной характер: получить образование, найти работу, не остаться без средств к существованию.
 Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает хорошо развитой памятью, т.е. развитой способностью к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, в мотивации своей деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.
Большинство из исследователей проблемы методов стимулирования учебной деятельности приходит к выводу, что поскольку понятие метод многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом случае должен конструироваться учителем. В учебной деятельности всегда сочетается несколько методов, которые практически всегда взаимосвязаны.
Ведя ребёнка к успеху нужно помнить, что успешный ученик – это не просто успевающий, это здоровый, радостный, счастливый ученик. Он учится играючи. Он любит свою семью и любит ходить в школу. Ему интересно и комфортно в школе.
Литература.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
.Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. ЛГУ, 1976.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов. Феникс, 2006.
5. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.Педагогика, 1998
6. Паршутин И.А., Методы стимулирования учебной деятельности. Феникс, 2008.