Сценарий открытого урока Мир накануне Второй мировой войны














Сценарий открытого урока

«Мир на пути ко второй мировой войне»










Разработала Гаврилова С В
учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ № 36













Введение
В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России, всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов), учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.
Применения кейс-методов на уроке способствует формированию у учащихся учений и навыков, таких как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов, умения правильно анализировать исторические ситуации.
Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с текстом то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.
Тесты ГИА и ЕГЭ по истории усложняются. В части А последние два года больше заданий по распознанию текста (о ком слова, кем сказаны, какое историческое событие отражают и т.д. Часть В это работа со схемами, картами, иллюстрациями и т.д. Проблемной остаётся подготовка части С, где работа с текстом объёмная, тексты сложные. В результате выпускник должен знать не только фактический материал, а уметь логически сопоставлять его с историческими источниками. И здесь нам может помочь кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения, в основу которой положена теория проблемного обучения позволяет на уроке:
иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий
стимулирует познавательную активность обучающихся
способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)
способствует развитию различных практических навыков
актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы

Сценарий урока.

Тема урока «Мир на пути ко второй мировой войне»
Эпиграф урока: «Войну начинают не военные
Войну начинают политики».
У. Уэстморланд.
Цели урока.
Обучающая:
сформировать представление о противоречивости внешней политики европейских государств , причинах и последствиях этой политики
Развивающая:
развивать основные общие учения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов
Воспитывающая:
Воспитание патриотических чувств, негативного отношения к войне и насилию в любых проявлениях, воспитание чувства гордости за свою Родину, которая оказалась единственной страной способной последовательно проводить миролюбивою политику.

Наглядность и оборудование урока: атласы по куру всеобщей истории,
таблички с названием государств, раздаточный материал для каждой
группы (см. Приложение), компьютер, проектор.

Ход урока
I этап урока – организационный.
Задача учителя подготовить учащихся к работе в группах. Для этого необходимо:
Подготовить рабочее место для групп
Разделить учащихся на группы и разместить их в классе с условным названием: «Англия», «Франция», «США», «Германия и Италия», «СССР» Правители каждой державы занимают свой стол, на котором ставится табличка с названием государства.
Подготовить раздаточный материал (атласы, бумагу, ручку.)
Всё это необходимо сделать до начало урока, чтобы сразу после звонка приступить к работе.
II этап – актуализация опорных знаний в ходе беседы с учащимися. (7мин)
Задача учителя помочь учащимся определить тему и цель урока. Актуализация знаний по международным отношениям после окончания первой мировой войны в форме фронтальной беседы по итогам и последствиям 1 мировой войны.
Учитель: ребята, определите тему сегодняшнего урока?
Учитель раздаёт кейсы в которых представлена информация внешней политики европейских стран после Первой мировой войны и учащиеся анализируя их, определяют задачи внешней политики западных стран перед началом второй мировой войны и тему урока.
Задание №1
Определить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств.
Основная задача, стоящая перед каждой группой.
Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» (данный вопрос представлен на слайде).
Представленный материал для групп:
А)расстановка сил в Европе в 30-х гг.
Б) выписки из протоколов международных переговоров накануне войны
В)карточка с заданием и условиями его выполнения ( кейс)
г) организационная памятка
Д.) бумага для ведения записей
Е) варианты для оформления вариантов решения проблемы.

После работы учащихся в группах над кейсами, они подводят итог, определяя тему урока: МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Учитель: Изучение истории второй мировой войны. Вторая мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 население земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах. Долгих 6 лет длилась эта война, самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50-и млн. жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери нашего бывшего СССР.
На подготовку этого мирового вооружённого конфликта оказало влияние такое количество факторов, в его вызревании переплелось столько разнонаправленных событий, что даже профессиональным историкам напросто разобраться в нагромождении военно-политических и дипломатических сюжетов. И сегодня на уроке мы попытаемся в предыстории второй мировой войны.
Учитель: прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, вспомните, чем характеризовалось международное положение накануне войны?
В результате беседы, ученики подчёркивают, что особенности развития международных отношений сводились к следующему:
Стремлением стран проигравших первую мировую войну, к реваншу
Недоверием между странами – союзниками в первой мировой войне, углубившееся в период мирового экономического кризиса
Недоверием стран Запада к проводимой внешней политики СССР
Недооценка мировым сообществом угроза фашизма , который расценивался лишь как внутренняя политика в Германии, Италии.
Утверждения силы как главного средства завоевания мирового государства
Учитель: поэтому побеждённые страны решили взять реванш, ребята ответьте какие меры они предпримут, работая с кейсами они приходят к следующим выводам:
нарушением условий послевоенного урегулирования со стороны стран, проигравших 1 мировую войну (Германия, Италия)
стремление этих стран создать военно–политический союз для координации своих действий
угроза слома Версальско-Вашингтонской системы
обострением международных отношений.

Учитель: из сделанного вывода вытекает проблема, которая до сих пор волнует многих историков:
«Модно ли было сохранить мир в создавшихся условиях - сохранить Версальско-Вашингтонскую систему, предусматривавшую механизм предотвращения международных конфликтов (коллективные действия против агрессора )?»
III этап – усвоение нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. (7-10мин).
Цель: выяснить последствия противоречивого характера внешней политики европейских государств и дать ответ на проблемный вопрос: можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Для этого необходимо:
Определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войны.
Определить и объяснить выбор союзников среди европейских государств
Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»
(данная последовательность выполнения работы раздаётся каждой группе, которая ищет ответы в предложенных кейсах)
Задача учителя – организовать деятельность групп и контролеров, помогать группам и контролёрам в работе , поддерживать высокий темп в работе.
Учитель: для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос вам передаётся набор - кейс, который содержит необходимую информацию для решения учебной задачи. После изучения проработки проблемы группа разрабатывает свой проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. Способ представления результатов работы представлен в кейсе и презентации (приготовленной дома, каждой группой)
Учащимися самостоятельно работают над кейсами, выполняя следующие задания
Задание № 1.
1. Прочитайте информацию о своей стране.
2. сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны
Дополнительные вопросы для итоговой беседы.
А) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами своей страны?
Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими странами?
Задание № 2.
Выделить среди внешнеполитических задач страны главную. Изучить материал о других странах .
Найти себе союзников во внешней политике и объяснить свой выбор.
V-й этап. Представление итога работы (10-15 мин). Каждая группа представляет Презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы)
Учитель: сформулируйте вывод по данной проблеме (1-2 предложения): Можно ли предотвратить начало второй мировой войны? Регламент работы 3-4 мин минут.
Дополнительные вопросы для итоговой беседы
А) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?
Б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада?

VI этап – закрепление полученных знаний (7 мин)
Учитель на сладе представляет ученикам « Причины краха механизма предотвращение международного кризисов»
Учащиеся записывают в тетрадях:
Неготовность к решительным действием
Недооценка опасности (приход Гитлера к власти)
Политика умиротворения Германии
Американский изоляционизм.
Учитель комментирует схему на слайде: «Основные события внешней политики накануне второй мировой войны» и подводит итог урока : «Используя в качестве повода к войне устроенную самими немцами инсценировку нападения на радиостанции в приграничном немецком городе Глейвице, 1 сентября 1939г в 4 часа 45 мин вермахт , осуществляя план «Вайс», начал боевые действия против Польши. Началась вторая мировая война».
Обобщающее выступление учителя.
На первый взгляд ситуация в 30-х гг кажется парадоксальной . державы получившие наибольшие выгоды от победы в первой мировой войне – Англия и Франция, сохраняли союзнические отношения . Тесные связи оставались, были у них , особенно у Англии , с США. Тем ни менее эти страны не оказали серьёзного противодействия разрушения Версальско-Вашингтонской системы своими конкурентами в Европе и Азии, даже содействовали укреплению их позиций.
Советские лидеры видели причины уступчивости стран Запада и их стремлению подтолкнуть Японию, Германию и Италию к агрессии против СССР. В действительности ли дипломатия Запада стремилась избежать нового кровопролития общемирового масштаба? С какой целью она шла на уступки державам, добивающимся ревизии итогов первой мировой войны? Какое место отводилось в новой международной обстановке СССР? На все эти вопросы мы постарались сегодня ответить.
В заключении учитель приводит слова древнего философа Теренция:
«Прежде чем прибегнуть к оружию, разумный человек испробует все остальные средства»
Ученики анализируют высказывание

Оценивание учителем учащихся (5 мин)
Заключение
        Мы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Наши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы.
Данная технология мотивирует учащихся на изучение предмета, на занятиях создаётся ситуация успеха, стремление доказать свою точку зрения приводит к изучению ими большого количества дополнительного материала, что в свою очередь влияет на повышения качества образования и более глубокой подготовке к итоговой аттестации.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115