Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Крылатые слова
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Крылатые слова»
Цель мероприятия: - способствовать формированию знаний учащихся об истории возникновения крылатых слов, - оказать помощь в определении собственной позиции, направленной на обогащение словарного запаса; - способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, способности к публичному выступлению, к проявлению индивидуальных суждений. Предварительная работа: -изучение литературы по данной проблеме; -оформление помещения. Оформление: плакаты с высказываниями известных людей о языке.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово учителя. -Язык – основное средство общения людей – возник в глубокой древности, в процессе совместной трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией.
Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». Язык, как известно, состоит из слов, которые несут в себе массу информации и образной энергии. Чем больше слов в языке, тем богаче и самобытнее он.
В цепи человек стал последним звеном. И лучшее всё воплощается в нем. Как тополь, вознёсся он гордой главой, Умом одарённый и речью благой. Фирдоуси
-А современный человек? Действительно ли он одарён умом и «речью благой»? Часто ли мы встречаем такого человека? Не стал ли привычным для нас образ человека, имеющего скудный словарный запас? Речь такого индивидуума корява, убога и примитивна, а зачастую пересыпана нецензурными словами, уголовным жаргоном.
2. Обсуждение проблемы. 2.1. Язык тесно связан с мышлением.
-Не случайно известный русский писатель и историк Н.И.Карамзин говорил: «Богатство языка есть богатство мысли».
Ученые-филологи на основе экспериментов пришли к выводу, что словесное воздействие способно разрушать и искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и изучающую антенну. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся наша личность несёт в себе отпечаток услышанного или увиденного.
Обратите внимание на слова русского философа начала 20 в. Бердяева: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». 2.2. Что нужно сделать, чтобы сберечь наш «прекрасный язык?
-Какова роль семьи, образовательных учреждений литературы, СМИ, общественности в формировании «чистой речи»? Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения. Литература, особенно русская, обладает высочайшим нравственным потенциалом, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. В СМИ должна звучать речь только правильная, грамотная, выразительная, соответствующая нормам современного русского языка. СМИ должны воспитывать человека. Общественность не должна быть равнодушна к негативным проявлениям в речи. 2.3. А как же мы сами, учащиеся, не относящиеся пока ни к одной из вышеназванных структур, должны решать эту проблему? Попробуем разработать рекомендации по обогащению словарного запаса учащихся. Заслушивание рекомендаций, разработанных учащимися.
3. Знакомство с фразеологизмами, крылатыми словами, возникшими на основе римской мифологии.
3.1.Просмотр презентации.
3.2. Викторина по материалам презентации.
4. Итог мероприятия.
4.1. Вопросы учителя.
-Способствовало ли мероприятие осознанию проблемы?
-Наш разговор изменил или утвердил ваше отношение к проблеме обогащения речи?
-Заставил ли задуматься?
4.2. Рефлексия.Для подведения итогов проведенного мероприятия используются заранее подготовленные жетоны разного цвета, которые учащиеся кладут в ящик, отвечая на вопрос «Полезен ли был сегодняшний разговор?» (красные – «да», белые – «нет», зелёные – «отчасти»)
15