Урок в 11 классе по истории на тему Начало холодной войны:внешняя политика СССР в новых условиях


Технологическая карта урока
Учитель _________________
Предмет История России
Имя урока Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях
Актуальность, используемых средств ИКТ Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихсяза счет наглядности и доступности представляемого материала
Цель урока Помочь обучающимся понять причины «Холодной войны» и изменения внешнеполитического курса СССР; продолжить формирование умений проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы; сопоставлять информацию и делать оценочные выводы, высказывать и доказывать свое мнение; формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской самоидентификации в окружающем мире.Задачи урока развивающие воспитательные обучающие методические
- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ. - воспитывать чувство толерантности;
- формировать представление учащихся о причинах, ходе войны, ее последствии; -предложить вариант нетрадиционного начала урока;
-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;
-показать возможность использования метапредметных связей;
-продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- вырабатывать отношение к истории как к способу понимания современности;
-воспитывать патриотизма;
- готовить к самообразованию и саморазвитию;
- формировать научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формировать уважительного и бережного отношения к истории нашего народа;
- формировать историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
— определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
— осуществлять самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД:
- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности;
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
— уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
Познавательные УУД:
-осуществлять знаково-символическую деятельность;
-помогать ставить и решать проблему;
- осуществлять общеучебные действия;
- осуществлять лоические действия;
- учатся решать проблемы, поставленные перед ними жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях;
— рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
Коммуникативные УУД:
- обучать навыкам коммуникативной компетентности;
- уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
План урока
1. Причины войны 2. Стратегические планы противников. 3.Роль США и СССР в развязывании войны. 4. Последствия «холодной войны».
Основные понятия «холодная война», «план Маршалла», НАТО, социалистический лагерь, СЭВ
Оборудование: 1) учебник «История России 20-начало 21 века», авторы: А. А. Левандовский ,Ю.А .Щетинов ,С. В. Мироненко; 2) документы на стр.225,228,230 учебника и на листах; 3) ПК и мультимедиа проектор
Этапы урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность
учителя Деятельность
ученика
Организационный 1 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Актуализация субъективного опыта учащихся 10 Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока На слайде РУУД Окончание второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжелая война и кощунственной казалась сама мысль о новой войне. Просматривают слайды презентации на доске
(возможные варианты ответов)
-
ЦелеполаганиеЗнакомство с историческими фактами
Учитель: Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить вам такие факты: Начало войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Какие идеи появились у вас на основе этих фактов?
ПУУД , КУУД А вот ещё один факт
Несколько раз за время войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники. 
- Работа в парах
Обсуждают отрывок и высказывают друг другу предположения о каких обстоятельствах идёт речь?
ЛУУД Выберите ту точку зрения, которая кажется вам более убедительной. Вариант ответа
«Холодная война»
Озвучьте, о чём пойдёт речь на уроке?
Вы правы, речь пойдет о том как складывались отношения между СССР и США в ходе «Холодной войны» «Холодная война»
3. Изчение нового материала 25 1 Причины войны;
2Стратегические планы противников. .3Роль США и СССР в развязывании войны .4. Последствия «холодной войны».
Мозговой штурм ПУУД Работа с учебником параграфы 28 и 29.
Определение причин войны
Организация работы с документами. Работа в парах.
Задание: Один ученик ищет информацию о стратегических планах СССР, а другой о планах США . Расскажите друг другу об этих планах.
РУУД Учитель предлагает разделиться на группы для работы «советских» историков и «западных» историков и определить вину в «холодной войне США и СССР. После выступлений учитель подводит к выводу о виновности обеих сторон Работая, называют факты доказывающие вину США и СССР
РУУД, КУУД А сейчас мы рассмотрим последствия «холодной войны» Подтверждают фактами выводы и вписывают в тетрадь
4. Систематизация и обобщение знаний 4 Рефлексия Приём незаконченного предложения РУУД «Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …».
Приём приращения знаний РУУД «Я не знал (а) … - теперь я знаю
5. Оценивание 3 ЛУУД Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир
Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться? Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока
6. Домашнее задание 2 1.параграф №29; вопросы устно. 2. заполнить таблицу «Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»». 3.Выберите наиболее убедительную точку зрения и определите не менее трех аргументов, подтверждающих ее. А/ «Холодная война» завершилась с распадом СССР Б/ «Холодная война» продолжается и сегодня
трехуровневое задание.
Приложение№1
Документ №1
Речь У. Черчилля в Фултоне.
«Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил… Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил».
Документ№2
Воспоминания Н. С. Хрущева.
«У нас были свои надежды. Так же как Россия вышла из Первой мировой войны, осуществила революцию и установила Советскую власть, Европа тоже, пережив катастрофу Второй мировой войны, может быть, станет советской. Все затем пошли бы по пути от капитализма к социализму. Сталин был убежден, что послевоенная Германия устроит революцию и создаст пролетарское государство... Все мы верили в это. У нас были такие же надежды в отношении Франции и Италии... Но события развивались не в нашу пользу. США с их могущественной экономикой помешали тому, чтобы разрушенная экономика европейских стран привела к революционным взрывам, чего мы ожидали в соответствии с теорией марксизма-ленинизма. К сожалению, все эти страны остались капиталистическими. И нас постигло разочарование. Тогда мы сосредоточили свои усилия на упрочении завоеваний социализма в
братских странах Восточной Европы».
Документ №3
Воспоминания В. М. Молотова.
«После войны на дачу Сталина привезли карту СССР в новых границах — небольшую, как для школьного учебника. Сталин приколол ее кнопками на стену: «Посмотрим, что у нас получилось... На Севере у нас все в порядке, нормально. Финляндия перед нами очень провинилась, и мы отодвинули границу от Ленинграда. Прибалтика — это исконно русские земли! — снова наша, белорусы у нас теперь все вместе живут, украинцы.— вместе, молдаване — вместе. На Западе нормально». И сразу перешел к восточным границам. «Что у нас здесь?.. Курильские острова наши теперь, Сахалин полностью наш, смотрите, как хорошо!.. Китай, Монголия — все в порядке... Вот здесь мне наша граница не нравится!» |ш сказал Сталин и показал южнее Кавказа».
Приложение № 2
Карточка №1 – первой группе «западных» историков.
Задание: аргументированно докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».
Подберите факты, подтверждающие:
а) экспансию СССР после войны:
на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;
подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;
б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:
испытание и усовершенствование ядерного оружия;
в) Практика усиления идеологической борьбы:
создание Коминформа;
цель Коминформа.
2) Кратко сформулируйте тезисы и запишите их
Карточка № 1 - задание второй группе «советских» историков.
Задание: аргументированно докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»
Для доказательства используйте следующие факты:
речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;
доктрина Трумэна;
план Маршалла;
ядерный шантаж;
Кратко сформулируйте тезисы и запишите их
Приложение № 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯЭтапы плана урока Субъективная оценка
Вариант
Причины войны; А
Б
В

Стратегические планы противников. А
Б
В

Роль США и СССР в развязывании войны А
Б
В

4..Последствия войны
А
Б
В

ИТОГ (выбор обучающегося) А) Новобранец
Б) Бывалый солдат
В) Командир
Приложение №4
«Внешняя политика СССР и начало холодной войны»
Планы СССР Планы США Главные события На это стоит обратить внимание