Конспект урока истории на тему: «Внешняя политика накануне Великой Отечественной войны», 11 класс
Урок – диспут в 11 классе.
Тема: Внешняя политика накануне Великой Отечественной войны.
Цели урока:
Усвоить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е годы; проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства; оценить положение СССР в мире, в системе международных отношений.
Задачи урока:
Образовательная:
- дать осмысленные и глубокие знания по теме;
- научить отбирать материал по теме, использование дополнительной литературы, формировать вопрос и критически подходить к полученной информации;
Воспитательная:
- воспитание эстетических качеств личности, нравственных и патриотических качеств человека;
- привить интерес к предмету;
Развивающая:
- формировать глубокую личную заинтересованность учащихся в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысли и чувства;
- привести учащихся к тому, чтобы они не только заняли активную жизненную позицию, но и сумели бы активно и доказательно защитить ее;
- формировать и развивать умения вести спор, выслушивать точку зрения оппонента, корректно высказывать свою точку зрения.
Ход урока.
Этап. Организация работы (5 мин.)
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока. Ставит проблему урока: «Каковы основные направления внешней политики СССР накануне Великой Отечественной войны?»
- Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на поставленный вопрос?
(см. презентацию)
система коллективной безопасности и ее крах (1933 – 1939гг.);
дальневосточная политика;
советско – финская война;
пакт Молотова – Риббентропа (секретные протоколы)
- Для решения поставленной проблемы мы разбились на группы. У каждой группы есть свое задание.
Для продуктивной работы класс заранее разделен на четыре группы (согласно планируемых вопросов). Учащимся дано опережающее задание (нарисовать ассоциативный плакат по предложенным вопросам и подготовить сообщения с использованием презентаций).
Далее учитель знакомит с правилами ведения диспута. Обращает внимание учащихся на то, как будут подводиться итоги работы, определяет регламент. (см. презентацию)
Дети рассаживаются по группам. Принимают участие в целеполагании. Знакомятся с инструкцией по организации работы.
Этап. Изучение нового материала. (30 мин.)
Учитель объясняет, слушает, корректирует ответы, следит за регламентом, оценивает работу групп.
Учащиеся отвечают, ведут диспут.
- Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны имела многоплановый и противоречивый характер и осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке.
1) Одним из основных направлений внешне – политического курса СССР была попытка создания системы коллективной безопасности в Европе. В чем она заключалась и каковы результаты этого направления? (слово группе № 1)
2) Если на западных границах СССР положение было относительно стабильным, то положение СССР на восточных рубежах было совсем иным. (слово группе № 2)
3) В соответствии с разделом «сфер интересов» советское руководство принимало меры для укрепления безопасности страны, упрочнения ее военно – стратегической позиции. Предметом особой заботы было в то время укрепление обороны северо – западных границ СССР и прежде всего Ленинграда. Советское правительство предложило Финляндии заключить пакт о взаимопомощи. В Москве в середине октября 1939 состоялись переговоры, в ходе которых делегация Финляндии практически отклонила все предложения Советского Союза. Подробности этих событий нам сообщат ребята из группы № 3.
4) Итак летом 1939 года СССР предложил Англии и Франции заключить военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил 3 государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции. В этой обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением Германии о заключении договора о взаимном ненападении. О том, как это происходило, мы сейчас и поговорим. ( группа № 4)
(см. приложения)
В течение урока были заданы следующие вопросы и на них получены ответы.
Вопросы и ответы.
1.Назовите шаги внешнеполитического руководства СССР по созданию системы коллективной безопасности?
а) 1934 г. – вступление СССР в Лигу Наций;
б) 1935 г. – подписание договоров о взаимопомощи между СССР и Францией, СССР и Чехословакией.
2. Назовите причины неудачи создания системы коллективной безопасности в Европе?
а) взаимное недоверие СССР и западно – европейских держав;
б) антикоминтерновский пакт;
в) срыв переговоров с Англией и Францией;
г) Мюнхенский сговор.
3. Как вы считаете, почему демократические державы Запада не поддержали Советский Союз в его борьбе за создание системы коллективной безопасности?
а) осенью 1938 г.. когда Германия потребовала от Чехословакии передачи ряда областей, Советский Союз сосредоточил у западных границ 80 дивизий и был готов оказать Чехословакии помощь. Однако правительство Чехословакии не обратилось за помощью, а Франция и Англия настаивали на принятии германских условий, поощряя агрессию. На XVIII съезде партии (март 1939 года) Сталин заявил, что Англия и Франция отказались от политики коллективной безопасности и стали подталкивать Германию к войне с СССР, для которой нет видимых оснований. Со стороны европейских держав не было доверия к Сталину, по причине его идеологических принципов (распространение революции на Запад…)
4. Советско – финскую войну называют «забытой» войной, почему?
Эту войну называют так, потому что об этой войне долго замалчивали в обществе, т.к. это было идеологически невыгодно руководству Сталина.
5. Чем было обусловлено беспокойство советского руководства военными приготовлениями в Финляндии?
Накануне Второй мировой войны началось быстрое сближение и военное сотрудничество между фашистской Германией и Финляндией. Значительная часть финского общества не отвергала настойчивое стремление гитлеровского руководства превратить Финляндию в плацдарм для агрессии против СССР. На территории Финляндии ускоренными темпами возводились военные базы, арсеналы, различного рода укрепления… Многие сооружаемые военные объекты были рассчитаны на гораздо большую численность вооруженных сил, чем та, которой располагала Финляндия. Военные приготовления Финляндии вызывали естественное беспокойство у правительства СССР.
6. Маршал А.М. Василевский итог советско-финской войне подвел словами: «Финляндская сторона была для нас большим срамом и создала о нашей армии глубоко неблагоприятные впечатления за рубежом, да и внутри страны.»Что, на ваш взгляд, дало основание маршалу для такого заключения?
Недостатки в боевой подготовке войск, их оснащении, низкий уровень командного состава, не могли управлять войсками и организовать боевые операции (были спешно назначены взамен репрессированных кадров Армии). Неумение воевать в новых условиях действовали стереотипы гражданской войны.
7. Каковы оказались реальные последствия договора?
Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР, отзыву английской и французской военных делегаций из Москвы, прекращение переговоров.
8. Кто больше выиграл от заключения договора СССР или Германия?
В тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах.
Сталин, заключив договор с Германией, значительно отодвинул от СССР исходные позиции потенциального врага, получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны и реальную возможность восстановить Советское государство в границах бывшей Российской империи.
Но, Германия больше выигрывала т.к. некоторые военные части располагались на нашей территории. Гитлер более реально смотрел на этот договор, он понимал, что действие этого договора не долгосрочно. Передышку он использовал с максимальной для себя выгодой (используя и потенциал СССР – военные аэродромы, специалистов…9. Многие обвиняют Сталина в аннексии Прибалтийских государств, восточных районов Польши, Бессарабии. Но, во-первых, все эти земли до Октябрьской революции принадлежали России и были оттогргнуты у нее не по желанию населения, а насильственно, во-вторых, если бы эти земли не отошли к СССР, большинство из них попали бы под германский сапог; в-третьих Советский Союз отодвинул и обезопасил свои западные границы. Так может быть, этим шагом Сталин осуществил объединительную миссию народов России для продолжения искусственно прерванного жизненного процесса? Лучше бы жили народы присоединенных к СССР территорий попади они под господство нацистской Германии?
Акцию по расширению границ СССР в предвоенные годы можно было бы в чистом виде расценить как возврат территорий России, отторгнутых в 1918-1920 гг. Но, во-первых, расширение границ Советского Союза стало возможным на основе секретных дополнительных протоколов с Гитлеровской Германией, во-вторых, как отмечают Дмитренко и Шестаков «советская власть пришла на вновь присоединенные территории, к сожалению, вместе с ускоренной национализацией, разгромом интеллигенции насильственной коллективизацией и репрессивной политикой.» В 1989 году официальная оценка проведенным в предвоенные годы мерам по возврату отторгнутых территорий была такой:
«…В великодержавной манере осуществил (Сталин) возвращение в состав Союза Бессарабии, восстановление советской власти в республиках Прибалтики. Все это деформировало советскую. Политику и государственную мораль».
10. Назовите факты обострения отношений между СССР и Японией на Дальнем Востоке в 30-е годы?
Конфликт на КВЖД – 1929 г., вторжение Японии в Манчжурию – 1931 год, вторжение Японии в Китай – 1937 г., столкновение советских и японских войск у озера Хасан – 1938 г, нападение Японии на Монголию, озере Халхин – Гол советско-японское столкновение – 1939 г.
11. Дайте характеристику основных направлений внешней политики СССР на Дальнем Востоке (или назовите основные направления внешней политики на Дальнем Востоке) в 1938 г.
Японские войска вторглись в пределы СССР. Возник военный конфликт на Дальнем Востоке в районе о. Хасан. В 1939 г. Япония напала на дружественную нашей стране Монголию. Выполняя союзнический долг, советский союз пришел на помощь Монгольской народной республике. Наша Армия развернула боевые действия против японских интервентов в районе реки Халхин – Гол.
В апреле 1941 года СССР заключил пакт о нейтралитете с Японией. Этот пакт обезопасил дальневосточные границы и расстроил планы одновременного нападения на Советский Союз с Запада и Востока.
1933 – 1939 гг. сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить приоритетные сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией.
Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных соглашений. В августе 1937 года был подписан договор о ненападении между СССР и Китаем.и на них получены ответы.
Этап. Обобщение, закрепление. (6 мин.)
Учитель обращает вновь внимание на поставленную проблему, предлагает обобщить материал. Поощряет группы за участие в работе. Подводит итог, сообщает результат.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Сегодня на уроке мы говорили о внешней политике СССР во 2 половине 30 – х годов. Еще раз, внимательно посмотрите на доску, повторим основное содержание урока. (см. презентацию)
5 Этап. Домашнее задание. (2 мин.)
Учитель сообщает домашнее задание составить творческий отчет по данной теме.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
6 Этап. Рефлексия. (2 мин.)
Учитель предлагает высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.
Свою позицию по обсуждаемым вопросам я стараюсь не навязывать учащимся, так как считаю что преподаватель обязан показывать образцы исторического мышления, аргументированности своих выводов и оценок, обладать большой выдержкой, терпением, т.е. уважительно относиться к иной точке зрения.
Практика показывает, что давать свою оценку по тому или иному вопросу учителю лучше после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление и не навязывать свой взгляд на проблему».
Презентации на уроках были использованы для повышения эффективности урока. С помощью информационно - компьютерных технологий учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, он становится партнером. В результате все ученики включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового.