Статья: Полиязычие как один из приоритетов современного образования


Report
Polylinguism as one of the priorities of modern education
Полиязычие как один из приоритетов современного образования.
Полиязыковая ситуация в мире, в основании которой полиязычие народов и многообразие культур, при определенном социально значимом и специально организованном педагогическом контексте становится важным механизмом гуманизации общественной жизни, человеческой культуры и образовательных систем в условиях глобализации. Углубления международного взаимодействия и сотрудничества стимулировали поступательное развитие полиязычного образования.
Современное казахстанское общество сегодня характеризуются стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. В век глобализации наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. Понимание роли языков в современном мире ставит вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как главный приоритет в подготовке молодого поколения к жизнедеятельности в условиях современного мира. Необходимость полиязычия неоднократно подчеркивалась Президентом РК на государственном уровне. В своем обращении народу Президент Назарбаев Н.А. отметил, что " важнейшей задачей образования является обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие из лингвистического сознания, в основе которого- овладение государственным, родным и иностранными языками. Перед ними стоит вопрос о результативности обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки учащихся " [1].
"Полиязычное образование, являясь следствием социокультурной трансформации современной языковой ситуации в Казахстане, предстает как инновационный процесс, требующий специальной системы обеспечения полноценной деятельности субъектов образования в изменненых новых условиях" [2].
Изучение иностранных языков в Казахстане - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения на уровне носителей этого языка. Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, столь необходимое для человека как члена общества, члена коллектива. члена семьи. Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы .
Общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить. Эта взаимозависимость очевидна, так как именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный результат процесса образования - Человек; кроме того, социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа как основное звено всей системы образования. Более того, полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, «изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая ее с собственной, мы лучше постигаем последнюю» (Л.В. Щерба). 
В интегрирующемся мире постепенно утверждается полиязычное образование. Человек, способный вести диалог культур, должен быть не только лингвистически компетентным но и культурным, нравственным, духовным. В этом и заключается цель образования.
Литература:
1.Назарбаев Н.А. - Послание Президента народу Казахстана // Новый Казахстан в новом мире.- 2007
2. Жетписбаева Б.А.- Полиязычное образование : теория и методология.- Алматы : " Бiлiм" .- 2008- С.343.
3. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия «Казахстан - 2050»
4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.
5. Концепция развития системы образования РК
6. Буланкина Н.Е . - Полиязыковое  информационно-образовательное пространство. Методология. Проблемы. Технология. – Новосибирск: СО РАН, 1999.