Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое человечность?» (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку). Выполнение задания 15.3.
Конспект открытого урока с использованием кейс- метода
Предмет: русский язык
Класс: 9
Подготовила и провела : Жарикова Наталья Анатольевна
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое человечность?» (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку). Выполнение задания 15.3.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Продолжить работу по развитию языковой компетенции, формировать навыки написания сочинения – рассуждения на морально – этическую тему.
Задачи:
обучающие:
1)формировать навыки комплексного анализа текста; учить логично и образно излагать свои мысли, составляя связное высказывание, соответствующее тексту сочинения – рассуждения;
2)обучить основным приёмам мыслительной деятельности(выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство)
3)способствовать формированию лингвистического мировоззрения; повышение нравственной культуры и интереса к чтению.
4)предупреждение орфографических ошибок,
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; развивать умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, кейс - метод на этапе самоопределения понятия к тексту.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Оборудование: социальный видеоролик «Человечность»,текст А. И. Приставкина «Человеческий коридор», рабочие листы для заполнения по ходу урока, презентация к уроку, портрет А. И. Приставкина, таблицы клише для сочинения 15. 3; карточки для проведения этапа «Рефлексия»
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Самоопределение темы и постановка целей урока.
Учитель: вспомните, чем представлена 3-я часть экзаменационной работы по рус. яз. в форме ОГЭ, к которой мы готовимся в течение года?
- под какими цифрами предложено это задание в экзаменационной работе?
найдите
- С чем оно связано?
Примерный ответ: это альтернативное задание, связанное с формулировкой тезиса и выбором двух аргументов.
Значение слова Альтернатива по Ожегову:
Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.
Постановка целей: на сегодняшнем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения – рассуждения 15.3 по тексту Анатолия Игнатьевича Приставкина. Вспомним композицию сочинения – рассуждения на морально – этическую тему; будем учиться анализировать предложенный текст с вычленением нужной информации и приводить аргументы из жизненного опыта. У всех на партах лежат черновики и опорные таблицы. Информацию, получаемую в ходе работы, записывайте в черновик, так как она необходима при написании сочинения.
-Итак, достаточно ли у нас информации для того, чтобы написать сочинение 15.3 ?
Ученик: нет.
Введение кейс – метода(постановка проблемы перед учениками)
Учитель:с какими понятиями на морально-этическую тему вы уже сталкивались?
Учитель:(реализация кейс – метода) Внимательно посмотрите предложенный видеоролик. Подумайте, в чём его смысл. Я думаю, он поможет вам узнать, с каким понятием мы столкнёмся сегодня на уроке, и, соответственно, сформулируем, на какую тему будем писать сочинение – рассуждение(просмотр видеоролика)
Давайте перечислим их .Орфографическая работа.
Милосердие, доброта, отзывчивость, сострадание, человечность.
Учитель: все эти слова в какой – то мере являются синонимами и пригодятся при написании сегодняшнего сочинения. Но какое понятие подходит точнее?
Ученик: Человечность.
УЧИТЕЛЬ: сформулируйте тему сочинения – рассуждения.
Ученик: Что такое человечность?
Откройте тетради. Напишите число и тему урока. Слайд 1: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое человечность?» (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку). Выполнение задания 15.3.
Актуализация имеющихся знаний.
Вопросы к классу:
-Давайте вспомним по пунктам композицию сочинения – рассуждения на морально- этическую тему и охарактеризуем каждый пункт.
1.Тезис. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Необходимо дать определение тезису и прокомментировать его. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.
2.-Аргументы (доказательства). Это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
- Сколько их должно быть?
Учитель: чем может быть представлен жизненный опыт?
Примерный ответ: (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п. ранее прочитанными книгами,, фильмами, социальными роликами.
3.Вывод. Это заключение, итог проведённого рассуждения.
Сочинение – рассуждение15. 3
III. Работа над построением сочинения - рассуждения.(слайд Приставкин)
Итак, давайте прочитаем предложенный текст. Читаем без сведений об авторе.
1) Чтение текста(ученик)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6) Здесь есть пища, сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
-Кто является автором данного текста? )
-О чём нам рассказала дата рождения? .
-Для чего после текстов даются сведения об авторе?
2. Прочитайте задание(читает ученик)
Работа с текстом.
-Сформулируйте тезис.
«Что такое человечность?». Запишите в таблицу.
-Как вы понимаете это определение.
На мой взгляд, это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима. Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.(слайд)
Учитель: -Комментируем данное определение.
-Актуально ли это понятие сегодня?
Примерный ответ.
-Итак, переходим ко второй(основной) части нашего сочинения.Что должны помнить?
Примерный ответ:Между частями должны быть логические переходы. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Приведите примеры логических переходов
- Посмотрите в таблицы клише для частей сочинения. Как лучше начать 1-й аргумент?
-Обращусь к тексту А. И. Приставкина, русского писателя, общественного деятеля.
1-й аргумент - из прочитанного текста А. Приставкина.
Аналитическая работа с текстом:
- В какое время происходят описанные автором события? Что Вы знаете о тех далеких годах? Учащиеся приходят к выводу, что описанные автором события происходят в сложное для страны время – в годы Великой Отечественной войны, в 1941 г. Это было самое сложное время, так как советская армия несла огромные человеческие потери, многие населенные пункты были оккупированы врагом. Перед страной стояла угроза порабощения, многие эвакуировались в Сибирь, на Урал, в Азию. Но даже в этих тяжелых условиях люди не забывали о проявлении человечности, о доброте, сострадании и милосердии.
-Кто и почему вспоминает об этом? Примером этому являются воспоминания автора, который, будучи ещё ребенком, навсегда запомнил, как «какие-то люди взялись за руки и образовали коридор».
-Зачитайте в тексте эти предложения. (19-22)
-Какую картину представили перед глазами
- К какому средству выразительности речи прибегает автор, описывая человеческий коридор?
- Зачитайте это предложение. Назовите эпитеты. Для чего автор употребляет их здесь?
- Почему автор пишет о людях с уважением и благодарностью? Подтвердите свои размышления предложениями из текста. (23-27)
Обобщение учителя: Ребята, рассказ Анатолия Приставкина «Человеческий коридор» включают сейчас в детские книги. Действительно, в современном мире много зла и жестокости. Сюжет рассказа трагичен. Полуголодных детей из осаждённой Москвы везут в Сибирь, в детский дом. Среди этих детишек находится и Анатолий Приставкин. Какой же нравственный урок человечности запомнился ему на всю жизнь. Послушайте авторскую историю данного рассказа. Запишите, в чём же проявляется здесь Человечность ? (выступление ученика)
Анатолий Игнатьевич Приставкин вспоминал: «У меня был рассказ. Наверное, может быть, вы слышали – он сейчас в книжки детские включён – назывался «Человеческий коридор». Нас везут в детдом в Сибирь, тёмная Москва, тёмные тылы. Месяц голода в вагоне-товарняке. Солдаты нам бросали ещё кусочки хлеба. И вокзал, Челябинск. Толпа, тысячная толпа беженцев. И нас горстка детишек, которых надо кормить. И сопровождающий нас воспитатель, Николай Петрович, который не может и не знает, что делать. Ну, кричит чего-то. И дальше происходит чудо. Как – не знаю! Объяснить не могу. Но это было. Люди, вот этой тысячной толпой, чтоб не раздавить, вот так вот сжимают руки (сцепляет пальцы перед собой, широко разведя локти), и тоннелем пропускают нас к той столовой единственной, которой не осаждали. И нам дают по тарелке горячей каши! Впервые за месяц!
И вот я говорю: вот этот человеческий коридор сопровождал меня всю войну. Были негодяи, были сволочи, которых никогда не прощу, а были люди, которые держали вот так вот над нами руки. И вот это сделало нас людьми. И были такие люди! И они спасли наши души, не только тела. Вот, где они сейчас – есть они такие или нет? Толпа пропустит детей сейчас к источнику жизни? К тарелке каши?..»
-Итак, в чём же проявляется человечность в рассказе? Как мы сформулируем первый аргумент?
Примерный ответ: В тяжёлых условиях военного времени люди не забывали о проявлении человечности, милосердии. В тексте А. Приставкина рассказывается о людях, проявивших сострадание к сиротам из детского дома, уступив им свою очередь к источнику жизни. Автор относится к этим людям с благодарностью, так как они спасли не только тела, но и души голодных детишек.
- Какие способы цитирования можем применить?
-Попробуйте сформулировать 1 аргумент(самостоятельная работа), 5 минут, проверка.
-Давайте ещё раз вспомним, чем может быть представлен 2-й аргумент?
- С чего лучше начать 2-ю часть? Посмотрите в таблицы клише.
-Какие примеры можете привести?
Примеры из художественной литературы:
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Михаил Шолохов «Судьба человека»
Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
- Чему нас научил просмотренный на уроке социальный ролик и рассказ Приставкина?
Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание, человечность – это основа нашей жизни. Запишем это в колонку «вывод» в таблицу.
4.Рефлексия.
Итак, практически готовое сочинение у нас получилось в таблице.
- О чём должны помнить?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- В сочинении должно быть 4 красных строки и соразмерность частей.
Я прошу оценить вас знания, которые вы унесёте с собой с урока. Перед вами карточки разных цветов. На слайдеПоднимите соответствующую карточку.
В основном всё понятно, но встретились некоторые трудности- жёлтый
Задания не вызывали трудностей, мне всё понятно- синий
Возникли трудности. Не могу определиться с композицией и аргументацией- розовый
5.Выставление оценок.
6.Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту А. Приставкина.
15