Конспект классного часа на тему: Учимся строить отношения
Классный час
Тема: «Учимся строить отношения»
(Что такое конфликт? Почему он возникает?
Какими могут быть последствия конфликта?)
Автор: учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 7 б класса
Зубцова Т.В.
Цель: ознакомление учащихся необходимостью договариваться между собой, выстраивать гармоничные взаимоотношения, ориентированные на успех.
Задачи:
рассмотреть понятия: конфликт, договор;
проанализировать конфликтные ситуации;
выявить различные способы решения конфликта;
ориентировать на положительное разрешение конфликтной ситуации.
Время занятия: 45 минут
Подготовка к проведению классного часа:
разделение класса на группы;
разработка компьютерной презентации;
обеспечение раздаточным материалом.
Ход занятия:
I этап: Учебная мотивация.
Учитель проводит игру «Нарисуй цветок». Для этого вызывается один ребёнок, которому даётся задание быстро и красиво нарисовать цветок.
Художник начинает рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что допущена ошибка. Таким образом, игра останавливается несколько раз. Учитель выражает всё новые и новые претензии к рисунку, провоцируя этим конфликтную ситуацию.
На определенном этапе учитель резко останавливает игру.
Совместно с классом начинаем анализировать ситуацию:
Что произошло между учителем и учеником?
Почему ученик так и не смог нарисовать то, что мне нужно?
Что не было сделано до начала игры?
Учитель обращает внимание на то, что произошла конфликтная ситуация из-за того, что участники не договорились.
II этап: Постановка проблемы
Делая выводы из сказанного учащимися при обсуждении игры, учитель выделяет проблему, которая будет рассматриваться на занятии: конфликт и разнообразные способы его решения.
Ребята, мы попробуем рассмотреть всевозможные способы поведения при конфликтных ситуациях и выявить самые правильные.
III этап: Работа с понятиями
Ребята, но прежде чем говорить о конфликте необходимо дать определение этому слову, что вы сейчас и попробуете сделать самостоятельно:
Группы получают задание: сформулировать определение понятия «конфликт». (Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой).
IV этап: Изучение основной проблемы
Учащимся в группах предлагается следующая ситуация для обсуждения:
Два 7-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря команды 7А класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать и подождать некоторое время. Но футболисты 7Б класса стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 7А класса проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников...
Назовите все возможные пути развития данного конфликта. Проанализируёте положительные и отрицательные стороны каждого из них. Чувства участников конфликта в различных ситуациях.
Выступления групп.
Заполнение и рассмотрение таблицы «Последствия конфликта»:
Развитие конфликта
Разрешён или не разрешён конфликт
Чувства участников конфликта
Отказ от решения проблемы
Конфликт не разрешён.
Проблема осталась.
Чувство неудовлетворённости, обиды, горечи.
Попытка разрешить конфликт с позиции силы.
I вариант: конфликт не разрешён. Породил новый конфликт.
II вариант: Конфликт разрешён в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.
Чувство неудовлетворённости, злость, обида.
Победитель: чувство удовлетворённости, превосходства, злорадства.
Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.
Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения.
Мирное разрешение конфликта
Чувство удовлетворённости, радость, гордость за принятое решение.
Вывод: Конфликт может иметь очень неприятные последствия для человека: моральный, материальный и физический ущерб. Большинство людей стремится избежать насилия, т.к. оно приводит к нарушению прав человека, унижению человеческого достоинства. И я надеюсь, что для вас всегда будет единственно возможный выход из конфликтной ситуации – мирный.
V этап: Заключительный
Ребятам в группах предлагается написать синквейн:
Конфликт
Договор
Соглашение
Итоговое слово учителя.