Приемы мотивации учения на уроках русского языка и литературы. Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда». Внеклассное чтение. 5 класс.

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Сызрани Самарской области







Приемы мотивации учения на уроках русского языка и литературы. Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда». Внеклассное чтение. 5 класс.


Петлина Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории










2011 г.
Долгие годы работы в школе убедили меня в том, что успешность обучения русскому языку и литературе зависит от общего личностного развития ученика, и в первую очередь – от сформированнности внутренней мотивации (удовольствие от самой деятельности, результатов деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости знания для жизни, учение как возможность общения). Есть множество приемов создания у детей мотивации к изучению нового материала, помогающих мне добиваться хороших результатов.
На примере отдельных фрагментов уроков продемонстрирую некоторые из них. 5 класс. Урок внеклассного чтения по произведению английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Созданы постоянные группы, в каждой из которых есть консультант. Кроме того – два эксперта, анализирующие достижения класса вместе с учителем.
1. Введение. /Погружение в тему/. – Прочитайте высказывание А.П. Чехова, которое является эпиграфом к уроку. Напомню: эпиграф поясняет замысел, идею. Мне необходима ваша помощь в формулировке темы урока. Ваши предложения я запишу на доске. В конце урока мы вернемся к эпиграфу, посмотрим, насколько вы были точны.
Прием «погружения» в тему по осмыслению
учащимися эпиграфа способствует созданию
эмоционального настроя на совместную
деятельность. Систематическая работа в этом
направлении дает большой воспитательный
потенциал – кто же откажет в помощи
который затрудняется сформулировать
Интерес к урокам повышается.
2. Контрольно-подготовительный. /Согласен - не согласен. Выбор./
Я уверена, что все вы прочитали произведение Уайльда. Задумались ли вы над тем, в каком жанре оно выдержано. Я выдвигаю три предположения: легенда, притча, сказка. С чем согласны и что отвергаете?
- Что объединяет эти жанры?
- Вспомните легенду о юноше Нарциссе. Согласны ли вы с тем, что в поведении мальчика-звезды и Нарцисса есть общее?
- Вспомните притчу о блудном сыне, соотнесите с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая мысль объединяет их?
Прием «выбора» или «согласен – не согласен»,
сопоставления обладают большими
диагностическими возможностями, поскольку
сделать вывод о степени усвоения
пройденного материала. С заданиями такого
типа справляются слабые обучающиеся.
Я предоставляю возможность каждому в этой
группе почувствовать свою значимость. Одним
из условий успешности является «вкрапливание»
пройденного материала в новый.
3. «Цель и цели» /Вызов. Обращение за помощью/.
- Готовясь к уроку, вы выполняли задания, требующие определенных усилий. Какие учебные цели, важные для вас лично, вам удалось реализовать?
- Напомню: вы должны помочь мне сформулировать тему урока.
Прием «цель и цели» или «вызов» мотивирует
класс на осознанное участие в познавательной
деятельности, принятие ответственности за
собственные действия, то есть формирует
реальную субъективную позицию каждого
ученика. Это – новый шаг к успешности детей.
Создана ситуация преодоления.
4. Сотворчество.
А) Театрализация.
- Обратимся к тексту. Какой эпизод, на ваш взгляд, является центральным? Проинсценируйте или прочитайте в лицах. Определите главную мысль.
Прием театрализации (элементы сценического
искусства), проходя через детское творчество,
становится средством реабилитации детей, не
способных к учению.
Б) Исследование.
- Назовите глаголы действия мальчика-звезды, характеризующие его с положительной стороны (возрождение души). Какое состояние героя они характеризуют? /Покаяние/.
(Не отринь меня, одари любовью, простер руки, зарыдал).
- Окажись вы рядом с ним, какой вопрос хотели бы задать?
- Приходилось ли вам в чем-то каяться? Каково при этом было состояние души?
- Как изменилось поведение мальчика-звезды после покаяния и прощения? Подтвердите текстом.
- Подберите к ключевым словам антонимы, характеризующие героя с отрицательной стороны: жертвенность, покаяние, добро, милосердие. (Эгоизм, гордыня, зло).
В) Самостоятельная работа («Кластер»).
- Предлагаю вам выполнить задание на выбор: используя текст сказки, составьте портрет мальчика-звезды.
Лицо
Одежда
Душа






- Составьте коллективный портрет группы (черты характера).
Положительные
Отрицательные
Необходимо воспитать







Такой прием исследования через
«взаимодействие» с героем приводит к
социализации материала урока.
Формируется информационный запрос.
Выстраиваются новые проблемы.
мотивация реализуется в
собственный опыт ученика, делает его
личностно значимым.
Прием «кластера» (идеи группируются
в отдельные блоки и располагаются

· вокруг ключевого слова, то есть создан
коллективный опорный сигнал по теме)
развивает атмосферу сотворчества, навыки
контроля, самоконтроля, взаимоконтроля,
актуализирует полученные знания.
5. Возвращение к началу.
- Вдумайтесь в смысл эпиграфа. Вспомните идею центрального эпизода, проанализируйте продукт коллективного творчества – портрет мальчика-звезды. - Сформулируйте тему нашего урока. /Истинная красота человека – в добрых поступках/
Цель этого приема – возвращение к
началу – помочь увидеть главный
результат своей деятельности. (Дети
справились с задачей, которая «не по
силам даже учителю»).
6. Домашнее задание. /Дифференциация/. А) Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Согласен ли ты с афоризмом А.П. Чехова»? «Роль покаяния, прощения в жизни героя. Б) Составить карту скитаний мальчика-звезды. В) Прочитать, сделать анализ одного из произведений О.Уайльда, используя материалы урока.
Задания варьируются. 1-й уровень –
обязательный, 2-й – понятийный, 3 –
творческий. Выбравшие третье
задание становятся соорганизаторами
учебного процесса, так как материал
станет основой для мотивации на
следующем уроке (умение выйти за
рамки программы).

7. Рефлексия. /Осмысление/.
- Я доверяю экспертам оценить реальные достижения каждого в группе.
- Поделитесь своими мыслями. Какие задачи выполнили? Над чем еще предстоит работать? Спасибо за сотрудничество!
На этапе рефлексии приемы оценки и
самооценки выполняют самую важную
функцию: создается мотивация учения на
перспективу.


Выводы: приемы мотивации познавательной деятельности, которые учат добывать знания и всегда ведут к успешности как учеников, так и учителя – это
- «погружение» в тему; - исследование эпиграфа; - выбор (согласен – не согласен); - сравнение; - сопоставление; - «вызов» (обращение за помощью); - «цель и цели»; - театрализация; - взаимодействие с героем; - «кластер»; - «возврат к началу»; - оценка и самооценка; - тренинг внимания; - «не пропусти ошибку!»
На уроках русского языка, создавая мотивацию успеха, провожу тренинги на внимание, формирую умения и навыки постановки целей и задач. Этот прием необходимо проводить систематически на первом этапе урока – организационно-психологического настроя. Например: 6 класс – обобщение по теме «Имя существительное». Задание классу: откройте учебники на странице 92; в течение минуты внимательно посмотрите содержание текстов и заданий к упражнениям. Закройте учебники, ответьте на вопросы:
- Какую цель ставит автор? - Какие темы и проблемы затронуты в текстах? - Давайте вместе поставим учебные задачи перед классом.
Создавая мотивацию постоянного
контроля и взаимоконтроля,
применяю прием «не пропусти ошибку!»

Работая над проектом «Контурная карта города Имя Существительное», ученик допустил ошибку. Поиск ошибки направляю на создание мотивации исследовательской деятельности. /Постарайтесь найти ошибку, пока картой не воспользовались заказчики – ученики 5 класса. Выполните задание, которое поможет вам в этом. Приведите в соответствие таблицу/.

Имена собственные
Имена нарицательные

Одушевленные
неодушевленные
Одушевленные
неодушевленные