Исследовательская работа Роль антитезы в рассказе Д.В.Григоровича Гуттаперчевый мальчик
литератором казалось чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать», - писал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Его мечты осуществились, и он по праву занимает одно из ведущих мест в литературе 40-50 годов 19 века. Ряд произведений, созданных им, вошел в золотой фонд классики. Его творчество высоко ценили В. Г. Белинский и Л. Н. Толстой.
Одно из таких произведений – повесть «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883 году. Эту повесть Д.В.Григоровича называли «маленьким шедевром», потому что
смог нарисовать достоверную картину трудной жизни и смерти маленького акробата. Д.В.Григорович долго и тщательно изучал «натуру», о которой будет писать;
место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;
в центре произведения хрупкий «несчастный мальчик» - типичный образ тех детей, которые остались беспризорными из-за смерти родителей;
эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;
Д.В.Григоровичу с необыкновенной точностью удалось показать жизнь ребенка, у которого «в детстве не было детства».
И.С.Тургенев, давая оценку этому произведению, говорил: «Скажу Вам вкратце, что эта вещь очень характерная: все характеры поставлены верно».
Объект исследования – повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883г.
Предмет исследования – прием антитезы.
Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.
Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.
Задачи:
Дать определение приему антитезы.
Выделить случаи использования приема антитезы.
Составить классификацию использования приема антитезы.
Определить роль контраста в повести «Гуттаперчевый мальчик».
Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:
Чтение повести «Гуттаперчевый мальчик»;
анализ средств художественной выразительности;
сопоставление приема антитезы на разных уровнях;
составление классификации.
Основная часть.
1.Антитеза.
Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:
название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;
композиция повести;
место действия;
время действия;
пейзажные зарисовки;
образы;
гибель мальчика (кульминация).
2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.
Название повести «Гуттаперчевый мальчик» противоречит высказываниям автора о способностях мальчика.
Гуттаперчевый – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.
Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.
А во 2, 3 главе автор произносит фразы, которые полностью противоположны названию произведения. «Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем. Было бы его назвать несчастным мальчиком». «Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
Тем самым, автор подчеркивает не талант мальчика, а его сложившуюся несчастно жизнь.
3.Использование антитезы в композиции повести.
Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.
Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:
Жизнь и смерть мальчика.
Жизнь семьи графа Листомирова.
Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.
Жизнь Пети тоже показана в контрастной форме: тяжелая, невыносимая жизнь в цирке противопоставлена его обитанию на Черной речке весте с матерью («время это было, бесспорно, лучшим в жизни мальчика»).
4. Прием антитезы при описании места действия.
Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.
А. Цирк.
Главным местом действия является цирк. Образ цирка содержит в себе контраст. Во-первых, опустевший цирк и цирк во время представления. Опустевший цирк погружается в темноту, мрак, «туманную мглу», «сумрак», здесь господствует тишина. Когда же публика «в ярких туалетах» начинает проходить в ярко освещенную залу», раздается гром оркестра, «писк и хохот». Во-вторых, арена под высоким куполом, залитая светом, противопоставлена уборной Беккера («крошечная низкая комната»). Оттуда раздается «раздирающий детский визг и крики», сопровождающие обучение мальчика Пети.
В. Дом графа Листомирова.
Детские комнаты в доме графа тоже прекрасно освещены («лучи солнца с утра до заката проходили в окна»), но этот свет естественный, мягкий, согревающий. В доме слышатся возгласы и крики, но это крики радости веселья. Убранство детских комнат резко отличается от уборной гуттаперчевого мальчика, где нет «ни игрушек, ни книг, ни картинок, ни картонной тройки коней» - атрибутов любого детского помещения.
5. Прием антитезы при описании времени действия.
Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.
6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.
В пейзажных зарисовках автор использует прием антитезы. Повесть открывается восклицаниями: «Метель! Метель! Как неожиданно!!! Налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, чтоничего нельзя было разобрать на улице». А до этого была отличная погода: «слегка морозило», «солнце ослепительно сверкало». Эта пейзажная зарисовка эмоциональна: в ней выражается удивление, недоумение, раздражение.
То же самое изменение погоды дается глазами тети Сони: «солнце склонялось к крышам», а потом «небо заслонилось большой серой тучей», «полетели пушисты снежные хлопья», метель ходила по всему саду». Здесь уже совершенно другой эмоциональный фон: радость, ликование, любование и, вместе с тем, опасение.
Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.
7. Прием антитезы при создании образов.
А.Социальное положение.
Образы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».
В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.
В.Портретная характеристика.
Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».
В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».
Чтобы усилить антитезу этих образов, автор использует метафору: «тщедушный неоперившийся цыпленок» и «огромный откормленный боров».
С.Внутренний мир.
Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что
не кичится своей славой («не было цирка от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы ему не хлопали»);
не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;
доброжелательное отношение ко всем;
привязан к животным, детям;
его раздирают внутренние противоречия («тоска рождалась у него, потому что он понимал бесполезность борьбы»).
У Эдвардса противоположная Беккеру позиция на обучение воспитанника Пети. Клоун считает, что результат будет намного лучше, если Петя будет весел и бодр («веселость придает силу и бодрость», «страхом и побоями ничего не возьмешь»). А Беккер добивался результатов от своего воспитанника криком и кулаками, от чего мальчик визжал и истошно кричал, а в душе рождался непреодолимый страх.
Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.
8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.
Последние минуты жизни мальчика Д.В.Григорович изобразил, используя прием антитезы. Выступление гуттаперчевого мальчика сопровождается криками, аплодисментами. Само падение («глухой звук чего-то упавшего на арену») вызывает шум в зале, крики и женский визг. А тело мальчика лежит в полной тишине (автор употребляет это слова 3 раза).
Лежит мальчик с «переломанными ребрами и разбитой грудью в темноте, и только ночник освещает его тело с головы до ног».
Контрастные образы «звуки - тишина», «темнота – свет» подчеркивают основное противопоставление жизнь и смерть.
9.Роль антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
Противопоставляя название повести высказываниям в самом содержании, автор подчеркивает, что воспитанник акробата Беккера называется гуттаперчевым мальчиком только на афише, на самом деле он «несчастный мальчик», жизнь которого сложилась трагично;
Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;
Антитеза помогает раскрыть противоречивое отношение к цирку: с одной стороны, он дарит радость и веселье, а с другой стороны, ушибы, переломы и смерть («жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске, и с нею играли, как с мячиком»).
Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;
Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;
Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;
Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль произведения. Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым.
Заключение
Проанализировав использование антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», мы пришли к следующим выводам:
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» построена на приеме контраста.
Д.В.Григорович использует прием антитезы на разных уровнях:
название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;
композиция повести;
место действия;
время действия;
пейзажные зарисовки;
образы;
гибель мальчика (кульминация).
3.Цель использования антитезы в рассказе:
прием антитезы помогает проникнуться сочувствием к Пете, к Эдвардсу, сопереживать им;
используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу;
антитеза помогает раскрыть внутренние переживания героев;
антитеза помогает раскрыть истинные качества людей;
антитеза работает на раскрытие основной мысли произведения.
Таким образом, употребление в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» приема антитезы направлено на создание человеческих характеров, на раскрытие основной мысли произведения.
Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797
Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797
13PAGE 15
13PAGE 14515
15