Семинар — практикум для педагогов начального звена на тему Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений.
«Развитие мелкой моторики рук
как средство коррекции речевых нарушен
Физиологи, психологи, педагоги давно отмечают взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и скоростью созревания центральной нервной системы и состоянием речевой функции ребенка. Речевые нарушения могут неблагоприятно отражаться на психическом развитии ребенка, ограничивать его коммуникативные и познавательные возможности, отрицательно сказываться на формировании личности.
Речевые дефекты необходимо устранять в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на учебной деятельности и в поведении ребенка. тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие, способствует выработке элементарных умений (одевание, раздевание, застегивание пуговиц). Если речевое развитие находится в пределах нормы, то и развитие движения пальцев соответствует возрасту. Ход развития речи ребенка примерно такой: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Отсюда рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движения пальцев рук. Работу следует проводить 3-5 минут ежедневно. Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать 1 пальчик, 2, 3 («сделай так» - и показать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - «говорящие» дети. Если пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые («ватные»), то это «неговорящие» дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
С детьми, имеющими нарушения речи, можно поиграть в следующие игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:
1. Упражнения без предметов:
а) многократное сжимание и разжимание кистей в кулаки;
б) сильное пожимание руки ребенка в своей руке и притягивание к себе;
в) растягивание рук, положенных в пальцы, в стороны («разрывам цепь»);
г) поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук;
д) сделать решетку из среднего и указательного пальцев каждой руки и попеременно укладывать их;
е) приложить ладони друг к другу прикасаясь пальчиками («пальчики здороваются»);
ж) упражнения «Корова» и «Коза» - первый и пятый палец;
з) поочередное перестукивание растопыренными пальцами по столу;
и) упражнение «Игра на пианино» (имитация движений игры пальцами на пианино);
к) упражнение «Собачка машет хвостом» (мизинец).
2. Упражнения для рук с предметами.
Для развития движений рук большое значение имеют конструкции и размеры игрушек. Коробки, шары, матрешки и т. д. должны хорошо открываться, игрушки должны быть такого размера, чтобы ребенок мог легко взять их в руки.
а) раскладывание и складывание разборных игрушек;
б) нанизывание бус, колец на стержень;
в) соединение в цепочку (готовые игры);
г) укладывание кубиков в коробку;
д) складывание картинок из кубиков, составление предметных разрезанных картинок;
е) складывание игрушек - гармошек, ширмочек из тонкой бумаги;
ж) упражнения «Сложи фигуру», «Опусти в коробку, бутылку» и т. п.
3. Работа с мозаиками.
4. Упражнения для формирования навыков самообслуживания (застёгивание пуговиц, «Шнуровки» и т. п.)
5. Упражнения в складывании палочек, в обводке и штриховке контуров:
а) складывание из палочек штабелей, заборчиков, геометрических фигур;
б) складывание букв, раскладывание фигурок и контуров букв;
в) игра «Составь слово»;
г) штриховка, обводка.
6 Овладение техниками в лепке, рисовании, аппликации.
7 Пальчиковые гимнастики.
Очень хорошую тренировку движения пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, такие как «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др.
Например, гимнастика «Пальчик в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь глядел.