Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Массаж рук . П роводится сначала на одной руке, затем на другой. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны Разминание пальцев: ин тенсивные круговые движения вокруг каждого пальца Упражнение "Сорока - белобока" Интенсивные движения большого пальца вперед - назад, вверх - вниз, по кругу Сгибание - разгибание всех пальцев одновременно Сгибание - разгибание руки в кистевом суставе Интенсивно е растирание каждого пальца Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально - тыльных сторон "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения: Этот пальчик хочет с пать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. "Пальчики здороваются" Повторить первое упражнение. Выбирайте занятие, в зав исимости от умений, возраста, желания ребенка:  лепить из теста, пластилина различные фигурки  рисовать (как умеет), можно использовать пальчиковые краски, можно кисточки  перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох  переливать из кружки в кружку вод у  завязывать и развязывать шнурки  застегивать и расстегивать пуговицы  раздеваться и разуваться самостоятельно  чистить губкой обувь  стирать небольшие вещи, например кукольные  мыть игрушки  мыть посуду  подметать пол  сматывать нитки в клубок или на катушку  поливать цветы  вытирать пыль  собирать игрушки  собирать мелкие детали  отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки (зубная паста, пластиковая бутылочка и т.д.)  рвать и мять бумагу  делать из бумаги какие - либо фигурки Министерс тво образования и науки Республики Бурятия ГКОУ «Закаменская СКОШИ VIII вида» Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений . Учитель - логопед Ловцова М.Ю. 201 2 - 201 3 учебный год Методики исследования: «Нарисуй простой узор» Для этой методики нам понадобятся белый лист бумаги и простой карандаш. Надо показать детям заранее нарисованный узор, предложить им внимательно ра ссмотреть его. Спросить у детей, как следует положить лист бумаги, чтобы весь узор поместился на листе. Дальше следует спросить с чего лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к выполняемой работе. В процессе выполнения детьми узора следует наблюда ть, чтобы дети не спешили, больше смотрели на образец, сравнивали одну часть с другой. Если замечается ошибка, то следует указать на нее. По окончанию работы предложить оценить свои работы, сравнить с образцом. «Трудные виражи» Р аздаются детям листы с кар тинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда де ти сядут за стол, объяснить им , что машина может ехать по пря мой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу. «Письмо, развивающее глазомер» Для этой методики мы используем прописи Пр о читать вм есте с детьми слова, которые написаны в тетради, все дети умеют читать. Настроить детей на работу, напомнить, как правильно держать ручку. В процессе выполнения работы смотреть за детьми, чтобы они не мешали друг другу, соблюдали дистанции между словами и буквами. Если дети устали провести физкультминутку, которая поможет отдохнуть рукам и глазам. Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или ин ого языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухов ого, зрительного, двигательного анализаторов. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены иссл едованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, п росьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук. Игры с прищепками. Низание бус. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок. П альчиковый театр - это увлекательн ая дидактическая игра, которая стиму лирует развитие мелкой моторики