Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Массаж рук
.
П
роводится сначала на одной руке, затем на другой.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки
с внешней и тыльной стороны
Разминание пальцев: ин
тенсивные круговые
движения вокруг каждого пальца
Упражнение "Сорока
-
белобока"
Интенсивные движения большого пальца вперед
-
назад, вверх
-
вниз, по кругу
Сгибание
-
разгибание всех пальцев одновременно
Сгибание
-
разгибание руки в кистевом суставе
Интенсивно
е растирание каждого пальца
Точечный массаж каждого пальца между фалангами
с боковых и фронтально
-
тыльных сторон
"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание
пальцев, затем их одновременное выпрямление в
сопровождении стихотворения: Этот пальчик хочет
с
пать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
"Пальчики здороваются"
Повторить первое упражнение.
Выбирайте занятие, в зав
исимости от
умений, возраста, желания ребенка:
лепить из теста, пластилина
различные фигурки
рисовать (как умеет), можно
использовать пальчиковые краски,
можно кисточки
перебирать пшено, рис, гречку, фасоль,
горох
переливать из кружки в кружку вод
у
завязывать и развязывать шнурки
застегивать и расстегивать пуговицы
раздеваться и разуваться
самостоятельно
чистить губкой обувь
стирать небольшие вещи, например
кукольные
мыть игрушки
мыть посуду
подметать пол
сматывать нитки в клубок
или на
катушку
поливать цветы
вытирать пыль
собирать игрушки
собирать мелкие детали
отвинчивать и завинчивать крышечки,
пробки (зубная паста, пластиковая
бутылочка и т.д.)
рвать и мять бумагу
делать из бумаги какие
-
либо фигурки
Министерс
тво образования и науки
Республики Бурятия
ГКОУ «Закаменская СКОШИ
VIII
вида»
Значение и
развитие мелкой
моторики
для
коррекции
речевых
нарушений
.
Учитель
-
логопед Ловцова М.Ю.
201
2
-
201
3
учебный год
Методики исследования:
«Нарисуй простой узор»
Для этой методики нам понадобятся белый лист
бумаги и простой карандаш. Надо показать детям
заранее нарисованный узор, предложить им
внимательно ра
ссмотреть его.
Спросить у детей, как
следует положить лист бумаги, чтобы весь узор
поместился на листе. Дальше следует спросить с чего
лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к
выполняемой работе. В процессе выполнения детьми
узора следует наблюда
ть, чтобы дети не спешили,
больше смотрели на образец, сравнивали одну часть
с другой. Если замечается ошибка, то следует указать
на нее. По окончанию работы предложить оценить
свои работы, сравнить с образцом.
«Трудные виражи»
Р
аздаются детям листы с кар
тинками, на которых
нарисованы машины и извилистые дороги. Когда
де
ти сядут за стол,
объяснить
им
, что машина может
ехать по пря мой дороге и по извилистой. Сначала
попросить каждого ребёнка провести пальцем по
дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз
провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять
все изгибы дорог. В процессе выполнения задания
следует следить за детьми, чтобы они не спешили и
не мешали друг другу.
«Письмо, развивающее глазомер»
Для этой методики мы используем прописи
Пр
о
читать вм
есте с детьми слова, которые написаны
в тетради, все дети умеют читать. Настроить детей на
работу, напомнить, как правильно держать ручку. В
процессе выполнения работы смотреть за детьми,
чтобы они не мешали друг другу, соблюдали
дистанции между словами и
буквами. Если
дети
устали провести физкультминутку, которая
поможет отдохнуть рукам и глазам.
Речь, является уникальной способностью,
присущей только человеку, связана с
процессами мышления, обеспечивает
развитие моторики и общение, с помощью
того или ин
ого языка.
Она представляет собой сложную психическую
деятельность, имеющую различные виды и
формы. На основе устной речи строится и
развивается письменная речь. Речевая
патология является следствием повреждения
периферических и центральных органов
слухов
ого, зрительного, двигательного
анализаторов.
Специальными исследованиями Кольцовой
М.М. установлено, что уровень развития речи
детей находятся в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений
пальцев рук. Эти выводы были подтверждены
иссл
едованиями отечественных учёных Е. И.
Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так
важно с раннего возраста развивать мелкую
моторику пальцев рук у детей.
Конечно, развитие мелкой моторики
-
не
единственный фактор, способствующий
развитию речи. Если у ребёнка
будет
прекрасно развита моторика, но с ним не
будут разговаривать, то и речь ребёнка будет
не достаточно развита. То есть необходимо
развивать речь ребёнка в комплексе: много и
активно общаться с ним в быту, вызывая его на
разговор, стимулируя вопросами, п
росьбами.
Необходимо рассказывать ребёнку обо всём,
что его интересует и плюс к тому, развивать
мелкую моторику рук.
Игры с прищепками.
Низание бус.
Сортировка по цвету, форме, размеру
мелких предметов, например, бусинок.
П
альчиковый театр
-
это увлекательн
ая
дидактическая игра, которая
стиму
лирует
развитие мелкой моторики