Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы.


Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы
Т.В.Карелина
ГБОУ СОШ № 618
Приморского района Санкт-Петербурга
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных и трудных задач начального обучения. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Чтение – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного. Говоря шире - интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Вот почему в начальной школе большое внимание уделяется формированию полноценного и обстоятельного усвоения навыка чтения у каждого ученика. Навык чтения – деятельность для ребёнка сложная, комплексная. Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе навык чтения оценивается по таким показателям, как скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и выразительность. Я, как и любой учитель, работаю над выработкой навыков чтения у детей, применяя различные методы, способы и приёмы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Не могу сказать, что результатов улучшения навыков чтения у детей не было, были, но эти результаты росли медленно. В век компьютерных технологий тяжело детей усадить за книгу. Меняется всё в нашем обществе, изменилась структура свободного времени детей: сегодня всё более заметное место в нём занимают аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Изменение целей современного образования потребовало новых технологий обучения младших школьников. 
Технология биологической обратной связи «БОС - Здоровье» (по А.А. Сметанкину), как обучающий компонент в начальной школе реализуется не первый год. Программу «БОС - Здоровье» я использовала на уроках окружающего мира, русского языка, математики, обучения грамоте.
На основе наблюдений и сравнительного анализа прошлого опыта можно утверждать, что данная технология повышает эффективность обучения, используется для развития памяти, поддерживает интерес к изучаемому материалу, снимает напряжение, улучшает психоэмоциональное состояние, усиливает концентрацию внимания.
Когда вышла программа «БОС – обучение чтению», я решила поработать с ней. Суть программы заключается в том, что дети читают, основываясь на диафрагмально-релаксационном типе дыхания.
До начала работы по данной технологии разница в технике чтения у детей 2 класса была велика: одни читали бегло, целыми словами, другие медленно, пользуясь чтением слог + слово. При этом у детей возникали ошибки:
искажение читаемых слов;
неправильная постановка ударения;
чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произносимых слов;
монотонное чтение, отсутствие выразительности.
Дети, которые слабо читали, стеснялись читать вслух в классе. В классе была девочка, у которой проблема в том, что она читала при вдохе, а не при выдохе. Это затрудняло её чтение. Она стеснялась читать в классе. С ней работала индивидуально, но улучшения не наблюдалось. Тогда я попробовала работать с ней по технологии «БОС – обучение чтению». Использовала такие приёмы, как чтение за диктором, чтение с правильным дыханием (на выдохе). Девочка быстро научилась правильно брать дыхание при чтении, значительно меньше волновалась, поверила в свои силы. Скорость чтения возросла в несколько раз, она лучше стала понимать содержание текста.
На уроках литературного чтения в классе я стала использовать данную технологию. Проводила «Пятиминутки чтения» в начале урока – это давало особый настрой на урок, в середине – так мы отдыхали, в конце урока – релаксация. Выбирали разный темп чтения, и произведения разной сложности. Если произведения совпадали с программой, то работа шла на протяжении всего урока. Мы чередовали прослушивание произведения, чтение хором с правильным дыханием, разбор произведения, работу с иллюстрацией, выразительность, работу с лексикой.
В начале работы по данной технологии возникли трудности, дети, которые читали бегло, торопились, раньше начинали чтение, чем было нужно, другие не успевали за ними. Но скоро темп чтения стал ровным. Дети держали определённый темп, читали выразительно, с интересом. Знакомые произведения читались легко, незнакомые – вызывали интерес. Легче читались стихи, труднее было читать прозу. Темп чтения постепенно увеличивали. Детям нравилась работа, они не уставали. При хоровом чтении чувствовалась сплоченность класса, взаимопонимание, улучшился психологический климат в классе. На уроках ребята стали внимательнее, меньше уставали, повысилась работоспособность. Значительно улучшился темп чтения, резко уменьшилось количество ошибок при чтении. Весь класс через полтора месяца стал читать целыми словами, все дети читали выше нормы на 10-40 слов. Чтение стало выразительным, все слова произносились четко, с правильным ударением. Улучшились результаты работ по развитию речи. Дети легче запоминали и воспроизводили тексты изложений, свободных диктантов. Уменьшилось и количество ошибок в словах. При использовании технологии БОС задействованы все каналы восприятия. Повышается эмоциональность урока и интерес.
Данная методика хорошо работает в малых группах. Я применяю ее на внеурочных занятиях.
Таким образом, при использовании технологии «БОС – обучение чтению» реализуется не только оздоровительный компонент, но и обучающий.