Воспитание российской гражданской идентичности через сотрудничество школы и открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» на примере жизни знаменитых земляков.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
27160486928
Заместитель директора
по воспитательной работе
Казанкова Ирина Алексеевна
Номинация «Лидер в образовании
Забайкальского края
среди заместителей директора
по воспитательной работе»
Тема: Воспитание российской гражданской идентичности через сотрудничество школы и открытого акционерного общества
«Приаргунское производственное горно-химическое объединение» на примере жизни знаменитых земляков.
Я призываю к себе в соавторы сегодня людей очень известных. Их устами актуализация опыта.
Константин Дмитриевич Ушинский в годы своей жизни и деятельности верил и говорил, что «ничто не искоренит в нас твёрдой уверенности в то, что придет время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как мы много страдали от этой небрежности». Но, судя по теперешнему отношению к воспитанию и уровню духовно-нравственной зрелости последних поколений, то ли время ещё не пришло, то ли напрасно так твердо верил Константин Дмитриевич Ушинский.
Следующий мой содокладчик наш современник кандидат педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Классный руководитель» Владимир Михайлович Лизинский. Его афоризмы на слайде.
Наша молодежь воспитана в культуре презрительного уважения к старикам. Лизинский В.М.
Если родители не читают хороших книг, не слушают серьёзной музыки, не понимают и не чувствуют природы, то, сколько бы они не кричали на детей, ничего не получится.
Лизинский В.М.
Педагоги так нетерпеливо вдалбливают знания в своих воспитанников, что последние всячески стараются этому сопротивляться.
Лизинский В.М.
Если дети смеются, увидев старика, поскользнувшегося на арбузной корке, то корка здесь ни при чем.
Лизинский В.М.
Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастут Дантесами.
Лизинский В.М.
Но больше всего мне нравятся слова самого известного моего соавтора – русского народа. Если не воспитать Человека, то лучше его не учить. Он меньше принесет вреда. Народная мудрость.
Теперь конкретно к воспитанию российской гражданской идентичности.
Александр Трифонович Твардовский устами Василия Теркина высказал простую для любого здорового общества мысль:
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, -
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить.
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать – старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети.
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?...Больше! То-то, брат!
Сколько жить ещё на свете, –
Год, иль два, иль тыщу лет –
Мы с тобой за всё в ответе.
То-то, брат. А ты - кисет.
То есть другими словами осознание своего возраста как истории целого народа (тысяча лет назад, тысяча лет вперед) – это и есть та структура идентичности сознания, которая обеспечивает то, что люди живут в российской традиции и осознают себя её носителями.
Вопрос: можешь ли ты дотянуться своим сознанием до своих предков?
Или
Есть только миг между прошлым и будущим
Есть только миг, за него и держись…
Оценка воспитательной деятельности школы помогла выделить педагогические области проблем детей, которые призвана решать воспитательная система школы:
правовая культура – наличие в школе среди учащихся преступлений и правонарушений;
толерантность – конфликты среди учащихся, не всегда терпимое отношение к индивидуальности других (по результатам социометрии в некоторых классных коллективах есть изгои);
здоровый образ жизни – анкетирование по ЗОЖ показало, что 43 учащихся в школе курят, в течение 2011/2012 учебного года были выявлены 3 ученика, употребляющие спиртные напитки. Несколько старшеклассников признались, что пробовали курить наркотики.
ответственность – учащиеся пропускают уроки без уважительных причин.
ученическое самоуправление – пассивность «Совета старшеклассников», низкая вовлеченность учащихся в управление досуговой и образовательной деятельностью.
Истоки этих проблем имеют несколько причин как объективного, так и субъективного характера:
бесконтрольность детей со стороны родителей;
антивоспитывающие программы средств массовой информации;
несовершенство российского законодательства в области ответственности родителей за воспитание детей;
дополнительное образование, не способное удовлетворить потребности учащихся.
Эти причины и определили особенности развития современных детей. Таблица 1
НЕГАТИВНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ
Информационное перенасыщение Желание провозгласить и предъявить миру собственное «Я»
Недоверие к словам и поступкам взрослых Физическое нездоровье Но, главное, несмотря на проблемы, которые, на мой взгляд, являются двигателем прогресса и в том числе, двигателем развития образования, надо отметить очень серьезное желание современной молодежи провозгласить и предъявить миру собственное «Я».
Педагоги нашей школы задумались о новых вызовах образованию в области воспитания и социализации. Мы рассуждали так:
воспитание – это передача опыта от старшего поколения к младшему. Так?
в период перестройки категорически была оборвана связь поколений. Жизнь псевдоисторики разделили на плохое «до перестройки», и новое светлое будущее. А на чём этому будущему стоять, из чего произрастать светлому. Почву-то из-под ног выбили: детские общественные организации (пионеры, комсомольцы) плохо, школьная форма – плохо, учили не так, лечили не так… Появился обидный цинизм молодежи по отношению к поколению «отцов». Одним словом отвернулась молодежь от старшего поколения, их истории, опыта.
В школе, конечно, в рамках воспитательной системы сложилась традиционная основа патриотического воспитания. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории: Парад Победы на 9 мая, акция «Дерево Победы», классные часы с приглашением ветеранов Великой отечественной войны, тружеников тыла, праздничная гостиная «От всей души» в рамках социального проекта «Распахни своё сердце»
Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников являются встречи с воинами-интернационалистами, организация уроков Мужества, конкурса песни и строя в начальной школе, конкурса патриотической песни «Пою моё Отечество», общешкольного праздничного родительского собрания пап, посвященного Дню Защитника Отечества с конкурсной программой для юношей и пап.
И всё-таки понимали, нужны новые формы. В атаку бросаться не стали. Стали восстанавливать связь поколений. Одним тяжеловато. Пошли в люди. Поговорили, и оказалось не только у учителей душа за образование болит. Нашли полное понимание у тогдашнего генерального директора Открытого Акционерного Общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» Сергея Вячеславовича Святецкого, его заместителя по кадровой политике и социальным вопросам Щербаковой Ольги Петровны. Оказалось, что проблемы-то у нас общие: на объединении не хватает квалифицированных кадров, а школа выпускает школьников в ВУЗы и всё. А если траекторию социализации продлить до трудоустройства? Тем более, что на градообразующем предприятии разработана и успешно внедряется замечательная программа социализации молодых специалистов с предоставлением жилья, выдачей подъемных средств и другое.
Начали в 2010 году со взаимовыгодного усиления профориентации школьников на горный профиль.
Школа взяла на себя ответственность по развитию профилей классов, направленных на получение горно-инженерных и химико-технологических профессий, а горно-химическое объединение выделили специалистов высшего инженерного состава для проведения элективных курсов «Горное дело», «Маркшейдерия» и «Химическая технология».
Профориентационную работу мы продолжили через социальные практики и создание на базе школы ресурсного центра профильного обучения, а производство нам в свою очередь обеспечило экскурсии на производство, создание и материально-техническое оснащение профильных кабинетовГорного дела, горных машин и оборудования, кабинет маркшейдерского дела, химико-технологический кабинет.
Много лет школа активно и плодотворно сотрудничает с ВУЗами страны. Сейчас, не бросая старых связей с Томским университетом систем управления и радиоэлектроники, Томской медицинской академией, Иркутской Государственной сельскохозяйственной академией наладили новые с Томским техническим университетом наряду, с Московским горным институтом, Иркутским техническим университетом, Забайкальским государственным университетом. На что управление ОАО «ППГХО» выделило деньги на целевые места и реализует программу социализации молодых специалистов.
Но ведь к профилю-то надо готовить заранее. Формировать гражданское самосознание, ответственность, воспитывать любовь к малой Родине, патриотизм. А тут ещё один очень деятельный человек нас поддержал – председатель профсоюзного комитета управления ОАО «ППГХО», начальник Информационно-полиграфического центра, главный редактор газеты «Горняк Приаргунья», член Союза журналистов Кремнёв Олег Семёнович. И завертелось…
В школе в урочной и внеурочной деятельности стали активно изучать историю города, градообразующего предприятия, биографии лучших людей Краснокаменска. Нам очень помогает оформленная при помощи профсоюзной организации управления горно-химического объединения стендовая композиция, посвященная истории развития города, горно-химического объединения, лучшим людям предприятия.
За три года в тесном взаимодействии проделана большая работа:
Составление и выполнение обязательств обучающихся для присвоения школе имени первого директора ОАО «ППГХО», героя социалистического труда, доктора технических наук, действительного члена Академии горных наук, почётного гражданина города HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA" \o "Краснокаменск" Краснокаменска СталяСергеевича Покровского
Установлено шефство над классами ветеранами производства и членами Совета молодежи управления ОАО «ППГХО»
Подготовлено участие обучающихся школы в открытии в Управлении объединения бюста Сталю Сергеевичу Покровскому
Администрация градообразующего предприятия присвоило школе имя знаменитого земляка С.С.Покровского
Открытие в школе мемориальной доски.
Установка во дворе школы памятника С.С.Покровскому
Участие школьников в совместных мероприятиях.
Приглашение членов школьного пресс-центра к сотрудничеству с редакцией газеты «Горняк Приаргунья» (мастер-классы журналистов, приглашение педагогов и школьников к участию в тематических гостиных, посвященных землякам-ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Дню Шахтера, в спортивных состязаниях 2 раза в год: 23 февраля «А, ну-ка, парни!» на базе школы и в апреле-мае в спортивном комплексе «Аргунь». К участию привлекаются команды школьников, работников градообразующего предприятия, пограничной заставы из города Приаргунск. С 2013/14 учебного года организуются товарищеские встречи по волейболу среди команд старшеклассников и шахтеров.
В школе проводится большая работа по формированию уважительного отношения к профессии шахтера, воспитание школьников на лучших трудовых традициях. Посещения минералогического музея вызывает чувство эстетического восторга детей, встречи с Виктором Алексеевичем Телятниковым, начальником оперативно-производственного отдела, формируют уважение к шахтёрскому труду, лучшим людям этой профессии, династиям и первопроходцам. Учащиеся познают славную историю развития и становления объединения, его первых руководителей, первооткрывателей.
Предъявить всему миру своё «Я» получится у наших школьников не у всех и не обязательно сейчас. Но предъявить своё «Я», заявить о себе в школе, конечно, помогает системно-деятельностный подход в образовании. Современной и высокопродуктивной формой организации деятельности школьников являются проекты, которые реализуются в тесном сотрудничестве с родителями и шефами, которые стали активно заинтересованной стороной. В течение последних трех лет в школе успешно реализуются проекты «Сад Покровского», «Сто пятерок», «Мир семьи», «Творческий экспресс».
Идею Сада Покровского мы подхватили после открытия в сквере Покровского памятника Сталю Сергеевичу. Старшеклассники со всех школ города вместе с шахтерами посадили в сквере молодые сосенки. А на территории нашей школы в рамках экологической работы мы теперь каждый год пополняем и заменяем устаревший «зеленый наряд» школы. К 45-летию Градообразующего предприятия руками школьников и шефов на пришкольном участке было высажено 45 сосенок. Самыми активными участниками посадки кустарников и деревьев, конечно же, являются родители.
Проект «Сто пятерок» проводился в системе деятельностного подхода в воспитании в тесном сотрудничестве с Управлением и профсоюзной организацией Управления ОАО «ППГХО» и посвящен 45-летию ППГХО.
Учредителями проекта стали руководство и профсоюзный комитет управления градообразующего предприятия, редакция газеты «Горняк Приаргунья» и администрация школы. Создавая проект, мы ставили следующие задачи:
повышать качество знаний обучающихся;
стимулировать познавательную активность школьников;
формировать положительную мотивацию на успешность в обучении;
формировать активную жизненную гражданскую позицию
Конкурс проводился в течение всего учебного года в 4 этапа (по четвертям). Принимали участие школьники с 5 по 11 классы. На участие обучающиеся писали заявление. Желание изъявили 192 человека. Смысл конкурса – в течение одной учебной четверти получить в журнал 100 и более «пятерок». Школьники, набравшие необходимое количество отличных отметок становятся лидерами этапа, получают значок и сертификат. А дети, заработавшие больше всех «пятерок», награждаются премиями от шефов и ценными призами от школы. Участники конкурса могли зарабатывать дополнительные баллы в мероприятиях, проводимых профсоюзной организацией и советами ветеранов и молодежи Управления ОАО «ППГХО».
Ход реализации проекта демонстрировался на «Экране конкурса «Сто пятерок». По итогам конкурса в конце каждой четверти проводился праздник подведения итогов с обязательным участием председателя профсоюзной организации Управления ОАО «ППГХО», главного редактора газеты «Горняк Приаргунья» Кремнева О.С., членов Совета ветеранов и Совета молодежи управления производственного объединения.
В это же время в начальных классах школы реализовывался проект «Мир семьи». В проекте было 14 семей, которые принимали участие в 4 этапах. Семьи представляли стенную газету о своей семье, видеофильм, представляли поварские пристрастия и изыски в кулинарной поединке пап, блистали на сцене всей семьей в едином творческом порыве. Это был замечательный праздник творчества, но, главное, это был семейный праздник, семейный досуг. Это было мероприятие во славу семьи, семейных традиций и профессий. Состав участников был очень разнообразный: полные и неполные семьи, многодетные, семьи с детьми-инвалидами. 15 мая на празднике семьи все участники были поощрены ценными подарками.
В 2014/15 учебном году мы запустили проект «Творческий экспресс», который предполагает участие в нем учащихся, родителей и педагогов с 1 по 11 класс с целью создания условий для развития творческого потенциала детей, педагогов и родителей средствами художественно-эстетического творчества. Проект посвящен двум датам: 70-летие Победы и 30-летие школы.
Уже видны результаты:
Произошла серьёзная переориентация ценностей среди учащихся старших классов. Значительно выросло количество учащихся признающими важными в своей жизни ценности: познание, я – ценность, другой – ценность, ответственность.
Растет уровень правовой культуры – уменьшается количество преступлений среди несовершеннолетних школьников.
Уменьшилось количество детей, которые курят, в течение последних трех лет не отмечено случаев употребления учащимися спиртных напитков и психоактивных веществ.
Возрос уровень мотивации в получении образования: после 11 класса не менее 90 % выпускников поступают в высшие учебные заведения, причем по профилю. Наряду с высшим образованием юноши выбирают службу в армии
Среди школ города седьмая школы имеет достаточно высокий рейтинг и спрос со стороны родителей на обучение именно в нашей образовательной организации.
А, главное, живем под девизом:
Школа как дом,
Как площадка для старта
Старта к далекой мечте.
Вместе всегда ученик и учитель –
Это угодно судьбе!