Осенний праздник. Первое научное исследование учеников 1 класса «Жил-был листок…»
Михалевская средняя общеобразовательная школа
Первое научное исследование
учеников 1 класса
«Жил-был
листок…»
Внеклассное мероприятие
Классный руководитель: Нечепуренко Л.В.
Внеклассное мероприятие
Тема: Праздник первого научного открытия «Жил-был листок»
1 класс
Цели:
формирование познавательного интереса;
развитие эстетического вкуса (умение любоваться природой);
формирование интереса к чтению стихов о природе,
воспитание экологической культуры — бережного отношения к растению, к природе.
Задачи:
формирование практических навыков — изготовление аппликации из осенних листьев;
развитие общеучебных умений (сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с книгой — энциклопедическими словарями, журналами); обобщение знаний об осенних признаках;
расширение кругозора детей;
воспитание любви к родной природе.
Оборудование урока: выставка поделок учащихся «Осенние фантазии», на доске страницы из будущей книги «Жил-был листок», фотографии учителя на тему «Лето — осень», картины художников И. Левитана, Н. Остроухова
Подготовительная работа.
Экскурсия на лесную полянку (конец сентября).
Рассматривание осенних листьев.
Объявление темы исследования:
«Почему некоторые деревья осенью сбрасывают листья? Что
такое листопад? Почему он происходит?»
Оформление гербариев из осенних листьев:
1-я группа — из травянистых растений;
2-я группа — из листьев кустарников;
3-я группа — из листьев деревьев.
Оформление аппликаций на тему «Осенние фантазии».
Оформление выставки работ учащихся в классе.
Ребята разделились на группы, перед учениками были поставлены разные вопросы:
«Научиться различать части растений»;
«Почему лист называют многоэтажной фабрикой?»;
«Сколько живет листок?»;
«Почему лист зеленый?»;
«Кто разукрашивает листья в разные цвета?»;
«Что такое листопад?», «Как объяснить это явление научным языком?».
Чтобы ответить на все вопросы, ребята проводят исследовательскую деятельность,
учатся добывать информацию из разных источников.
В эту работу включаются родители.
Разучивание стихотворений об осени, рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Составление вопросов викторины «Жил-был листок».
Оформление книжки «Жил-был листок».
Ход праздника
Организационный момент.
Учитель.
- Добрый день, дорогие гости и ребята!
- Все готовы отмечать праздник, посвящённый осени?
- Осень бывает разная: радостная, красочная, пышная убранством, богатая урожаем, сияющая прохладным солнцем. А другая- серая, мрачная, в лоскутах опадающей листвы, моросящим дождиком. Но люди всё равно любят осень. Осень хороша в разных нарядах, особенно всех радует золотая осень, которую мы любим за ясные дни, за голубое небо и яркость красок.
2. Основная часть.
1-й ученик:
Осень! Славная пора!Любит осень детвора:Сливы, груши, виноград –Все поспело для ребят.
2-й ученик:
Осень – конкурс красоты,Желтизны и красноты,Здравствуй, осень! Это ты?А в ответ летят мне листья,Словно рифмы на листы.
3-й ученик:
На опушке осеньКраски наводила,По листве тихонькоКистью поводила.Пожелтел орешникИ разделись клены,В пурпуре осинки,Только дуб зеленый.
4-й ученик:
Здесь мы праздник радостныйВесело встречаем.Приходи, мы ждем тебяОсень золотая!Осень:
Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной? Осенний сад и парки?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться.Я хочу со всеми здесьКрепко подружиться.
-Пришла я, ребята, не одна, а привела с собой трех братьев. А как их зовут, вы сейчас сами отгадаете.
Сентябрь:Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Октябрь:Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь:Чёрно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи.
Осень:А в народе эти месяцы называли по-другому.
Сентябрь:Меня называли хмурень, ревун.
Октябрь:Меня называли листопад, грязник.
Ноябрь:Меня называли полузимник.
Вед. Милая осень, сегодня твой праздник, праздник для друзей! А друзья стараются дарить друг другу подарки.
Прими подарок, который подготовили ученики 1 класса.
Сегодня в нашем классе — непростой осенний праздник, а праздник первого научного открытия. Наш класс вел работу на тему «Жил-был листок». Мы отвечали на вопросы: «Что такое листопад? Почему некоторые деревья осенью сбрасывают листья? Почему листья весной и летом зеленые, а осенью — желтые?» Прежде чем дать ответ на эти вопросы, мы проделали большую работу. На красивое природное явление листопада мы посмотрели глазами художников и ученых.
Наши девочки любят время листопада за красоту, за возможность бесконечно наслаждаться этим прекрасным временем года
Частушки
Мы осенние частушкиПропоем сейчас для вас!Громче хлопайте в ладоши,Веселей встречайте нас!
Листья с веток облетели,Холоднее с каждым днем.Урожай убрать успели,И об этом вам споем.
Как красиво все кругомЗолотым осенним днем.Листья желтые летят,Под ногами шелестят.
Осень чудная пора,Любит осень детвора!В лес с корзинами мы ходим,Много там грибов находим.
Нет вкуснее яблок спелых,Это знает детвора,Как мы яблоки увидим,Сразу все кричим: «Ура!»
Осень, осень золотая,Хорошо, что ты пришлаТы и яблок, ты и меду,Ты и хлеба принесла!
Вот растёт гриб-боровик,
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень
Ножка крепкая, как пень.
8.Спрятались под ёлками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
9.Мы частушки вам пропели, Вы скажите от души: «Хороши частушки наши, И мы тоже хороши!»
Вед. Наши мальчики — будущие ученые. Они объясняют явление листопада по-научному. Учащиеся выходят парами и рассказывают о своих открытиях.
Приблизительные ответы ребят.
Свои открытия они оформили красочно, это страницы будущей книги.
1-й ученик. Растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы (показывает гербарий).
2-й ученик. Все растения имеют корень, стебель, листья, цветы, плоды. При помощи корней... (рассказывает о частях растения).
3-й ученик. Листок — важная часть растения. Это «многоэтажная фабрика».
Благодаря непрестанной работе лист питается, выделяет водяные пары, дышит.
В отличие от животных, которым для дыхания необходим кислород, растения с по
мощью листьев поглощают из воздуха углекислый газ, а кислород, без которого мы не можем жить, выделяет в воздух. Один квадратный метр листовой пластинки каждый
час выделяет до четырех литров кислорода и забирает из воздуха столько же углекислого газа. Чем больше на земле лесов, тем чище воздух. Кроме того, под защитой листвы в природе сохраняется вода. Не задумываясь над этим, люди с давних времен по всему миру вырубают и выжигают лес ради пашни и древесины. Особенно страдают вечнозеленые влажные тропические леса, которые называют легкими планеты.
4-й ученик. В природе все взаимосвязано. Если люди беспощадно начнут вырубать леса, сжигать их, то на земле произойдет катастрофа. На исчезновение лесов природа отвечает человеку изменением климата, засухами, пылевыми бурями.
5-й ученик. Сколько времени живет листок? Листья наших деревьев живут от весны до осени. Если листок зеленый, значит, он живой. А вот желтый цвет осеннего листка означает, что он постарел и умер. Он отделяется от ветки и опускается на землю.
Это явление называется листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Если листья остались бы на деревьях, то на них скапливались бы зимой сугробы снега.
Что случилось бы с ветками, если бы на них лежала такая тяжесть? Обычно зимние ветки нам кажутся безжизненными, но это не так. Всю зиму на ветках в зимующих почках спят крохотные листочки.
6-й ученик. Листья бывают зеленого цвета, потому что содержат в себе много зеленого вещества, которое называется хлорофилл (рассказывает, как образуется хлорофилл). В листьях также есть еще и желтое вещество — каротин. Вместе они дают пищу для дерева.
7-й ученик. Когда погода становится холодной, некоторые деревья перестают получать пищу. Зеленый хлорофилл расщепляется, и в листьях остается только желтый
каротин. Все осенние листья становятся желтыми. У некоторых деревьев каротин
превращается в красное вещество, и листья этих деревьев становятся красными.
8-й ученик. Растения — наши друзья! Миллионы лет назад именно листья ископаемых растений сделали атмосферу нашей планеты пригодной для обитания. За свою долгую историю листья приспосабливались к различным условиям жизни, стали
разнообразными по форме и размерам, а некоторые из них даже превратились в иголки
и кувшинчики.
Заключительная
Осень:
- Спасибо, ребята, за такие познавательные подарки. Я к вам тоже пришла не с пустыми руками, а со своими вопросами.
Проведение викторины.
Осень со своими месяцами ребятам задают вопросы.
Что такое листопад? Когда он бывает?
Нужен ли он растениям?
Назовите 5 кустарников, 5 деревьев, 5 травяных растений.
Какие растения являются листопадными? Назовите их.
Какие деревья называются хвойными?
Назовите хвойное дерево, которое сбрасывает хвоинки.
Назовите самое крупное и долговечное дерево на земле.
Для чего люди разводят комнатные растения?
Листья, каких растений люди употребляют в пищу?
Есть ли растения, опасные для здоровья людей?
Появилось ли у вас желание больше узнать о растениях?
Осень: Я вижу вы много уже обо мне знаете. Я вам желаю не останавливаться на достигнутом, вас ждут новые научные открытия. Спасибо, ребята за гостеприимство. Мне пора, буду рада встрече с вами через год. До свидания.
Ребята исполняют «Танец листьев».