«Как можно услышать музыку» Цель: Привлечь внимание к звукам музыки, развивать тембровый слух, чувство ритма, способность к свободным образным импровизациям, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
МБОУ СОШ №30 города Южно-Сахалинска
Учителя музыки высшей квалификационной категории
Шимко Елены Ивановны
Урок в первом классе по теме:
«Как можно услышать музыку»
Цель: Привлечь внимание к звукам музыки, развивать тембровый слух, чувство ритма, способность к свободным образным импровизациям, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Задачи: Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами. Обогащать их ощущения- зрительные, слуховые, тактильные, двигательные- в процессе музицирования.
Оборудование: инструменты стучащие (ложки, трещотки, кастаньеты, маракасы)
инструменты металлические (колокольчики, треугольники)
инструменты шуршащие (листы бумаги)
инструменты стеклянные (стаканчики, фужеры, кружки)
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Настроить ребят на прекрасный –волшебный урок музыка, дать детям порадоваться своему исполнению «Игра с голосом».
-Здравствуйте! Любой музыкальный инструмент нуждается в настройке. Голос - это тоже музыкальный инструмент. Давайте настроим наши голоса.
Распевка «Игра с голосом», «Кто дежурные?»
-Сегодня речь пойдёт о звуках -которые нас окружают.
Тема урока: "Как можно услышать музыку»".
Исполнение Потешки- «Много разных звуков окружает нас»
-Исполнение –правильное интонирование, звучание непринуждённое
Активизация ранее полученных знаний
На уроке мы продолжим узнавать- все новые и новые звуки..
-С какими звуками вы уже познакомились на уроке музыка? (Ответ детей)
Игровой момент «Узнай, что звучит?» (исполнение деревянных, металлических, шуршащих звуков).
-Какие это звуки, музыкальные или шумовые?
- что нужно сделать, что бы эти звуки были помощниками? Как нам их облагородить, что бы они не мешали нам? (ответы детей)
-Давайте послушаем вместе с вами музыку и подумаем, какие звуки нам помогут ее украсить?
Звучит музыкальный фрагмент попевки «Колокольцы бубенцы» (ответы детей)
- Почему вы выбрали эти звуки «Металлические»
Исполняем потешку «Колокольцы», а затем вносим игровой момент «Узнай, у кого играет колокольчик?
-Послушайте музыку и предложите, какие инструменты могут нам помощь исполнить музыку, что бы она была ярче, привлекательней, красивее.
Звучит марш Е.Тиличеевой (ответы детей)
- Какие это звуки, конечно – деревянные, они помогают правильно передавать пульс, (биение сердца)
Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой,
Теплый и трескучий,
Тихий и гремучий.
Исполнение ритмичного марша,Е.Тиличеевой.
- Стихотворение В.Суслова. «В тишине лесной глуши»
Прислушайтесь к произношению стихотворения. Какие бы звуки могли мне помощь это стихотворение украсить, эмоционально исполнить? (ответы детей)
-Молодцы, все без ошибочно ответили на вопрос, конечно шуршащие звуки.
Исполнение Бумажной истории
Углубление в тему
-Хочу предложить вам познакомиться с новыми звуками которые нас окружают, вы их слышите всегда, но они очень изнеженные, хрупкие, капризные персоны: с ними надо быть осторожными. Прикройте глаза, а я вам исполню их мелодию. (ответы детей)
--Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла.
Два стакана до обеда
Меж собой вели беседу:
«Голосок наш легкий, звонкий,
Ледяной и очень колкий,
Он прозрачный и летящий,
Хрупкий и блестящий».
Среди стеклянных звуков есть королевские –особые звуки- это звуки хрустальные.
Их нежные переливающие голоса так красивы, что их хочется слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку.
Озвучиваем стихи «Хрустальный колокольчик»
Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)
- Как, вы, думаете, почему стеклянных инструментов не делают? (ответы детей)
-Правильно! Потому, что они очень хрупкие. Стеклянные звуки просто переселились в металлические, у которых чистый, звонкий звук- похожий на стекло.
-Сегодня на нашем уроке, мы можем сыграть в оркестр и использовать все звуки которые знаем. В музыке будет перекличка всех инструментов.
Творческое задание Игра в дирижера.
Исполнение «Анданте» Й. Гайдн
Итог урока
- Молодцы! Вам понравилось как вы исполнили произведение Й. Гайдна «Анданте».
-В завершении нашего урока, что бы мы ушли с хорошим настроением исполним песенку «О гамме» Г. Струве, и помогут нам ее исполнять Музыкальные звуки- которые передают мелодию.
Исполнение «Песенки о гамме» Г.Струве.
- С что понравилось Вам?- СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители музыки.
-