Конспект занятия по математике «Путешествие в гости к цифрам» для детей среднего дошкольного возраста


Конспект занятия по математике                             «Путешествие в гости к цифрам»                                                   для детей среднего дошкольного возраста.
Программное содержание:
        Развивать активность детей, их мышление, внимание, память и речь, координацию движений и  аудиальную память (зарядка), совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, устанавливать размерные соотношения между пятью предметами разной высоты, располагать их в порядке убывания величины.
        Продолжать закреплять представления детей об известных геометрических фигурах, тренировать в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
        Уточнять и закреплять знания детей о числах и цифрах, о соотношении чисел с цифрами, познакомить детей с цифрой 5, её местом в числовом ряду. Закрепить умение детей ориентироваться в порядке следования чисел натурального ряда. Воспитывать терпение, старание, умение согласованно действовать при решении поставленных задач.  
Оборудование и материалы:
        Костюм Феи Цифр (колпак, накидка), конверты с цифрами 1-5, карточки с предметами круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, числовой ряд с цифрами от 1  до 4, карточка с цифрой 5, на мольберте изображение робота из геометрических фигур, игра « Картинки - половинки», 5 животных разного роста, 3 медведя разного размера, 3 шарфа разной длины, листы раскраски с изображением цифры 5 среди игрушек, ватман с нарисованной на нём белым парафином цифрой 5, губка, краска, карточки с кружками зелёного, жёлтого, красного цветов, магнитофон и кассеты с записями мелодий для музыкального сопровождения.
        В трёх местах группы оформляются столы с заданиями: на одном 5 зверей, 3 медведя, 3 шарфа разной длины; на втором –  карточки с предметами разной геометрической формы; на третьем – конверты с цифрами 1-5, большой конверт с изображением звездочки.
Предварительная работа:
        Формирование элементарных математических представлений, элементарных знаний по безопасному поведению на дороге, умения мысленно напрягаться при решении поставленных задач, обучение отгадыванию загадок, знакомство с цифрами 1-4.
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
        Развитие речи, ФЭМП, познавательное развитие, чтение художественной литературы, сюжетные игры, дидактические игры.
Ход занятия.
         Воспитатель.  Ребята, сегодня утром в нашей группе я обнаружила конверт, а в нем – письмо. Таинственный посланник предлагает нам отправиться в путешествие. Хотите? Наш путь будет неблизким. Мы поедем на поезде. Вы готовы? Чтобы получить билет, надо ответить на вопрос. Итак, будьте внимательны.
- В какой стране мы живем?
- Как называется наш город?
- В какое время суток встает солнце, просыпаются люди, идут на работу и в детский сад?
- Какое сейчас время года?
- В какое время года на улице жарко, люди купаются в речке, загорают?
- Как назвать одним словом: яблоко, груша, слива, вишня?
        Отвечая на вопросы, дети получают карточку из игры «Картинки – половинки», занимают свое место в «поезде», отыскав вторую половинку картинки на стульчике. Воспитатель проверяет, правильно ли заняты места, садится в «паровоз».    
        Воспитатель.  Молодцы, все правильно заняли места. А теперь сядьте правильно, приготовьтесь, поехали!
        Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкино».    
        Воспитатель.  Первая остановка. Куда же мы приехали? (Все встают вокруг стола). Кто здесь живет? Как назвать их одним словом? (Звери)
Семья медведей очень долго каталась на лыжах, и вот результат – они простудились. Доктор Айболит строго-настрого наказал им обматывать шею шарфом. Давайте поможем разобраться, кому какой шарф необходимо повязать. Вот этому самому большому медведю какой шарф подойдет? Да, самый длинный. Повяжи, Саша. Правильно, для медведя чуть поменьше и шарф нужен немного покороче. А для самого маленького мишки подойдет самый короткий шарфик. Молодцы! Теперь медведям нужно лечиться! А вот эти зверюшки любят заниматься спортом, закаляться и делать зарядку.
                                    Вышли звери на зарядку,        
                                    Надо встать им по порядку.
                                    Кто здесь первый? Кто второй?
                                    Ну-ка, звери, встаньте в строй!
        Давайте поможем этим зверям построиться по росту друг за другом. Кто из них самый высокий, кто встанет первым? Да, выше всех лев, он будет первым. Кто чуть ниже ростом? Правильно, это волк. Поставь его, пожалуйста, Рита (и т.д.) теперь все звери готовы делать зарядку. Давайте и мы с вами тоже сделаем зарядку. Становитесь в две колонны, мальчики стройтесь за Ваней, девочки – за Дианой, разомкнись!
        Дети и воспитатель делают зарядку:
        Жили – были две подружки,
        Две зеленые лягушки (шагают на месте),
        Утром рано умывались (имитируют умывание),
        Полотенцем растирались (имитируют),
        Лапками хлопали (хлопают), лапками топали (топают),
        Вправо, влево поклонились (наклоны),
        И обратно возвратились (руки на пояс).  
        Вот здоровья в чем секрет (показывают силу),
        Всем друзьям физкульт – привет! (хлопок над головой)  
Все вместе продолжают путь на поезде.
        Воспитатель. Следующая остановка. Кто встречает нас здесь? (на планшете изображение робота из геометрических фигур) Правильно, это робот. Из каких фигур он состоит? Я буду показывать, а вы называйте.  Это какая фигура? Правильно, треугольник, у него три уголка. Считаем – один, два, три (показывает указкой). А голова какая? Да, круглая, углов нет совсем. А это что? Правильно, квадрат. Его стороны одинаковой  длины. Ну а ноги на какие фигуры похожи? Да, на прямоугольники. У прямоугольника одна сторона короче, другая – длинней. Робот приглашает нас поиграть в его любимую игру «Найди предмет нужной формы».  
        Дети становятся вокруг стола, на котором разложены карточки с предметами разной геометрической формы. Под музыку дети идут вокруг стола, по сигналу воспитателя останавливаются и находят карточку с предметом заданной формы.
        По окончании игры дети прощаются с роботом и продолжают свое путешествие.
        Воспитатель. Куда же мы приехали на этот раз? (Все вместе подходят к столу с конвертами). Посмотрите, сколько здесь конвертов! Да они такие же, как тот, что я нашла сегодня утром в группе. Наверно, мы приехали туда, откуда нам пришло это письмо. Интересно кто его нам отослал? Давайте молча сядем, закроем глаза, а открыть их можно будет тогда, когда закончатся звуки волшебной музыки.
(Дети садятся на корточки, закрыв глаза, а воспитатель надевает накидку и колпак Феи).
        Фея Цифр:  Здравствуйте, дети! Давайте знакомиться! Меня зовут Фея Цифр. Это я пригласила вас. Я давно наблюдаю, как вы занимаетесь математикой в группе и знаю, что вы уже знакомы с некоторыми цифрами. Давайте их вспомним. Это какая цифра? (Показывает конверт с цифрой 1).
Правильно, это цифра один. Что есть у вас по одному?
        Дети:  Один нос, один ротик, животик, спинка (и т.д.).
        Фея Цифр: Что у вас есть по два?
        Дети:  Два уха, две руки, две ноги и (т.д.).
        Фея Цифр:  А теперь послушайте загадку.
                                      Он нам с тобою улицу
                                      Поможет перейти,
                                      Кому-то скажет: «Путь открыт!»
                                      Кому-то: «Подожди!»
        Дети:  Светофор!
        Фея Цифр: Правильно, светофор. Сколько сигналов у светофора? Какие? Найдите конверт с цифрой три. (Достает из конверта карточки с красным, желтым, зеленым кругами).
                                      Три цвета есть у светофора,
                                      Они понятны для шофера.
                                      Красный цвет – проезда нет,
                                      Желтый – будь готов к пути,
                                      А зеленый цвет – кати!  
        Давайте поиграем! Если я покажу красный круг, вы стоите на месте, зеленый – шагаете на месте, желтый – хлопаете в ладоши. (Проводится игра).
        А это что за цифра? Назовите предметы, у которых есть что-либо в количестве четырех.
        Дети:  Четыре ножки у стула, стола, четыре лапы у животных…
        Фея Цифр:  А теперь посмотрите на себя. Есть ли на вашем лице, ногах, руках что-либо в количестве пяти? Правильно, пять пальцев. А сейчас с помощью волшебной краски я нарисую вам портрет цифры пять.
        (Фея с помощью губки закрашивает лист ватмана, на нем проявляется цифра пять).
Вот она – цифра пять! На что похожа ее верхняя часть? Да, на флажок. А этот кусочек похож на ствол дерева. А нижняя часть? Правильно, на откусанную баранку, на полукруг. Запомнили, какая это цифра? Правильно, цифра пять. Где в числовом ряду должна встать цифра пять? (Приклеивает цифру пять после цифры четыре).
Вот вы какие большие, уже знаете пять цифр. Давайте назовем их еще раз. (Показывает цифры по порядку в числовом ряду). А вы умеете сами ставить цифры по порядку? Сейчас проверим.
Игра «Встаньте, цифры, по порядку».
(Детям раздают пять карточек с цифрами от одного до пяти. Воспитатель вызывает каждую «цифру» на прогулку. По сигналу все «цифры» встают по порядку. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игра повторяется с другими детьми).        Молодцы! Ну а теперь вам пора возвращаться в вашу группу. На память я хочу вам подарить (достает из большого конверта) вот эти раскраски и фломастеры. Когда вернетесь в группу, раскрасьте цифру пять, и постарайтесь ее запомнить.
        А теперь закройте глаза и откроете их, когда закончится волшебная музыка. (За время звучания музыки воспитатель снимает накидку и колпак феи).
        Воспитатель:  Вот я опять вместе с вами. Вам понравилось путешествие?
Что особенно запомнилось? Что нового вы узнали?