Методическая работа «Психология развития и возрастная психология»


Методическая работа
«Психология развития и возрастная психология»

Выполнила
Волкова Людмила Ивановна

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Кризис новорожденности…………………………………………………… 4
Социальная ситуация развития……………………………………………... 6
Новообразования младенческого возраста………………………………… 7
Перцептивное развитие младенца………………………………………….. 9
Развитие мелкой и крупной моторики на первом году жизни…………… 10
Понимание речи и появление первых слов………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………… 15
Список литературы………………………………………………………….. 16
Введение
Жизнь человека начинается с его появления на свет. С первого дня жизни новорожденный обладает рядом врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить в новом мире. В период младенчества физическое и психологическое развитие идет ускоренными темпами. Младенцу необходимо освоить большое количество навыков, чтобы приобрести некоторую независимость от взрослого.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей детей младенческого возраста. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить, чем обусловлено кризисное состояние новорожденного;
охарактеризовать ребенка как субъекта социальных отношений;
рассмотреть процесс физического, перцептивного развития ребенка на первом году жизни, а также развитие его моторных навыков, навыков понимания речи и произнесения первых слов.
Данная тема является актуальной, поскольку процесс психологического развития ребенка в первый год после рождения откладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Недостаток общения со взрослыми может негативно сказаться на дальнейшем развитии личности ребенка.
1. Кризис новорожденности
Рождение - это резкий переход к новому этапу жизни. Этот момент и весь последующий период новорожденности можно назвать кризисным для родившегося человека.
Существует множество определений кризиса. Согласно одному из них, кризис - это «тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.». [3]
Еще во внутриутробном состоянии у ребенка вырабатывается элементарная чувствительность. «Он чувствителен к вестибулярным раздражителям при движениях матери, которые как бы укачивают его, он замирает и перестает двигаться, а в состоянии покоя возобновляет движения ручками и ножками. У него есть элементарная зрительная чувствительность. Слуховой аппарат ребенка также функционирует задолго до того, как он появляется на свет. Еще в утробе он слышит все звуки материнского голоса, улавливает биение сердца». [4, c.91]
Испытывая все вышеперечисленные ощущения, организм младенца подвергается сильнейшему стрессу, переживая период рождения, поскольку в его образе жизни происходят коренные изменения:
Меняется тип дыхания. Раньше за ребенка дышала мать. Роль легких выполняла плацента. Кровь в плаценте обогащается кислородом, а затем этот кислород поступает к ребенку. После появления его на свет пуповина продолжает выполнять свою функцию еще в течение нескольких минут. Но в то же время включаются и легкие ребенка. После первого крика дыхание начинает устанавливаться, постепенно становится глубже и свободнее, а пуповина перестает пульсировать, что означает, что функция ее выполнена, и ее можно отрезать. Теперь ребенок способен дышать самостоятельно.
Меняется способ питания. Так же как и кислород, все необходимые питательные вещества эмбрион получает из материнского организма. После рождения добыть пищу ребенку помогает жизненно необходимый сосательный рефлекс. Этот рефлекс формируется еще в течение внутриутробного периода развития.
Появляются новые температурные и световые условия. До рождения ребенок и мать - это единое целое. Температуры их тел равны. Он защищен от всех резких воздействий внешней среды. Рождаясь, он попадает в мир контрастов тепла и холода, света и темноты. Ребенок теряет тот уютный маленький мир, в котором он существовал раньше.
После обрезания пуповины происходит физиологическая потеря матери. Чтобы кризисный период новорожденности прошел как можно менее болезненно, ребенку необходимо постоянное присутствие и внимание матери. Ребенок ощущает ее тепло и запах, слышит ее голос и биение сердца. Эти ощущения связывают его с прежней жизнью и делают адаптацию к этому миру менее резкой и травмирующей.
Таким образом, «новорожденность с физиологической точки зрения - это переходный период, когда происходит приспособление ко внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма» и данный период всегда неразрывно связан с кризисом в развитии. [5, c.156]
2. Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития - это «сущностная характеристика возрастного периода развития». [3]
Она характеризует:
место, занимаемое ребенком в системе социальных отношений;
ожидания и требования, которые предъявляет к ребенку общество;
понимание ребенком его социальной позиции, его взаимоотношений с окружающими людьми;
принятие либо непринятие ребенком своей социальной позиции.
Младенец с самого рождения является социальным существом. Хотя он и не владеет еще навыками речи, и все его действия направлены пока только на удовлетворение простейших потребностей, но он уже является субъектом социальной жизни.
Отсутствие средств для самостоятельного удовлетворения собственных потребностей делает его абсолютно беспомощным. Поэтому все проявления жизнедеятельности младенца происходят опосредовано, через взрослого. В любой ситуации младенец находится в непосредственной связи с ухаживающим за ним взрослым.
Возникновение осознания собственной личности приходит не сразу. Первоначально младенец ощущает своего рода слитность со взрослым. Он еще не разделяет себя и других, но уже реагирует на окружающих людей и познает через них мир.
Таким образом, не смотря на неразвитую психику новорожденного, он с первых дней жизни уже способен быть вовлеченным в социальные отношения.
3. Новообразования младенческого возраста
Период младенчества состоит из двух фаз:
первая фаза (до 5-6 месяцев);
вторая фаза (от 5-6 месяцев до 12 месяцев).
Прохождение младенца через эти фазы сопровождается следующими процессами и новообразованиями.
В первую фазу:
Интенсивное развитие сенсорных систем (сосредоточение и слежение, реакция на новизну, слуховое восприятие, реакция на голос матери, тактильная чувствительность). У людей, в отличие от животных, развитие сенсорных процессов происходит намного быстрее, чем развитие двигательных процессов. Это обусловлено тем, что характерной чертой любого поведенческого акта человека является следующая закономерность: сначала человек ориентируется, а потом уже действует;
Развитие различных типов голосовых реакций (лепет, гуление, гукание). Младенец пытается привлечь взрослого при помощи голоса. Интересно отметить, что уже на данном этапе развития фонематический состав лепета младенца соответствует фонематическому составу его родного языка.
Во вторую фазу:
Возникновение акта хватания. Данный акт является первым организованным направленным действием и рождается как результат совместной деятельности ребенка и взрослого;
Возникновение предметного восприятия. Устанавливается связь между изображением предмета в ЦНС и его оригиналом;
Возникновение восприятия пространства;
Развитие руки (появляется противопоставление большого пальца);
Возникновение результативных действий (простое перемещение предмета, извлечение из него звуков);
Формирование соотносимых действий (манипуляция двумя объектами одновременно);
Возникновение функциональных действий (нанизывание, открывание, вкладывание);
Возникновение сидения;
Изменение характера общения со взрослыми, оно становится общением по поводу предметов. Теперь ребенку необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем он занимается, и участвовал вместе с ним в процессе;
Возникновение указательного жеста. Данный жест основан на неудавшемся хватательном движении, которое было направлено на некий предмет. Указательный жест становится своеобразным средством связи и предвестником слова;
Возникновение первого понимания слов. Теперь, когда ребенок начинает понимать речь, у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
Период младенчества можно назвать периодом стабильного развития. Общение со взрослым становится ведущей деятельностью в этом периоде. Данное общение проявляется в обмене выражениями внимания, интереса, радости посредством мимики, жестов, телесных контактов, звуков, слов.
4. Перцептивное развитие младенца
Исследованиями доказано, что у новорожденных уже функционируют все органы чувств:
Зрение. Глаза младенца чувствительны к свету с первого дня жизни, но фокусировать взор он способен в очень узком диапазоне (17,8-25,4 см). Чаще младенцев привлекают сложные объекты: узоры, искривленные края и контуры предметов. Фокусирующая способность глаза полностью развивается к 3 - 4 месяцам. Также постоянно растет острота зрения ребенка.
Слух. Новорожденный младенец слышит звуки приглушенно, но уже способен к локализации звука, то есть способен поворачивать голову на звук или голос. Острота звука улучшается в течение первых 2 - 3 месяцев жизни ребенка. Уже на ранних стадиях развития звуки способны возбуждать или успокаивать младенца.
Вкус. Органы вкуса полноценно функционируют с рождения. Ребенок различает сладкое, горькое, соленое и кислое.
Обоняние. Младенцы с первого дня жизни негативно реагируют на неприятные запахи, а приятные ароматы привлекают их.
Осязание. Тактильные ощущения также хорошо развиты с самого первого дня жизни.
Можно сказать, что ощущение, то есть перевод внешнего стимула в нервные импульсы, хорошо развито в период младенчества, но восприятие, как интерпретация информации, полученной от органов чувств, еще ограничено. Перцептивное развитие идет быстрыми темпами в течение 6 первых месяцев жизни, а затем в течение нескольких лет происходит более точная настройка перцептивных процессов организма ребенка.
5. Развитие мелкой и крупной моторики на первом году жизни
Развитие мелкой моторики у младенцев происходит постепенно и последовательно. Младенец сначала учится дотягиваться и брать предмет, а затем уже и манипулировать им.
Мелкая моторика на первом году жизни проходит следующие стадии развития:
1 месяц: Действует хватательный рефлекс, ладонь закрыта;
2 месяц: Ребенок совершает руками хватательные движения, протягивает руки к интересующему предмету, ладонь слегка раскрывается;
3 месяц: Младенец может дотягиваться и ударять по игрушке, ладонь полураскрыта;
4 месяца: Иногда получается схватывать предмет согнутыми пальцами, прижатыми к ладошке, замечает свои руки, начинает играть с ними;
5 месяцев: Может брать игрушку и рассматривать ее, кисть раскрыта;
6 месяцев: Вырабатывается ладонный захват (ребенок захватывает предмет всей рукой). Может перекладывать игрушку из одной руки в другую;
7 - 8 месяцев: Может хватать каждой рукой по предмету и держать их непродолжительное время. Если ребенку, держащему игрушку двумя руками, предложить еще одну, то он роняет первую игрушку, чтобы взять вторую;
8 - 9 месяцев: Уже не роняет первую игрушку, если ему предложить вторую, а откладывает ее в сторону. Также может намеренно уронить предмет;
10 месяцев: Вырабатывается пинцетный захват (ребенок может захватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев);
11 - 12 месяцев. Вырабатывается щипковый захват (ребенок может захватывать предметы подушечками большого и указательного пальцев).
Развитие крупной моторики также движется быстрыми темпами на первом году жизни, так как возможность самостоятельно передвигаться дает ребенку определенную независимость от родителей.
Крупная моторика на первом году жизни развивается следующим образом:
1 месяц: Ребенок учится поднимать голову для того, чтобы взглянуть на окружающие предметы. Тело находится в согнутом положении;
2 месяца: Может поднимать голову и недолго ее удерживать, энергично двигает ножками в положении лежа;
3 месяца: Способен, опираясь на руки, удерживать голову больше, чем на 1 минуту;
4 месяца: Лежа на животе, может поднимать голову и грудную клетку. При помощи взрослого может перекатываться с живота на спину и наоборот;
5 месяцев: Лежа на животе, может опираться на ладони, учится переворачиваться с живота на спину и наоборот. При поддерживании под мышки ребенок может переносить свою массу тела на ноги;
6 месяцев: С небольшой помощью взрослого может сидеть. Может, лежа на животе, опираться уже только на одну руку, а второй тянуться к игрушке;
7 месяцев: Может простоять несколько секунд, если ребенка поддерживать за руки;
8 месяцев: Может ползать по-пластунски в обратном направлении;
9 месяцев: Может ползать по-пластунски вперед и вокруг себя. Хорошо удерживает равновесие в положении сидя;
10 месяцев: Может ползать на четвереньках в прямом и обратном направлении. Делает первые шаговые движения, держась за руки взрослого;
11 месяцев: Может держась за что-то ходить боком и идти вперед, если ему подают обе руки;
12 месяцев: Ребенок сначала учится идти, держась за одну руку, а потом начинает самостоятельно ходить.
Таким образом, к концу первого года жизни ребенок может самостоятельно передвигаться, уверенно сидеть, брать руками различные предметы и удерживать их.
6. Понимание речи и появление первых слов
Развитие речи происходит в двух направлениях: активном и пассивном.
Пассивное направление - это развитие понимания речи взрослого, активное - развитие предречевых вокализаций и последующей самостоятельной активной речи.
Пассивная речь в своем развитии опережает активную. Уже в первом полугодии жизни у детей наблюдается интерес к звукам человеческой речи. Данный интерес преобладает над интересом к звукам других физических объектов, таких как звук колокольчика, музыкальных инструментов.
Первичное понимание некоторых слов проявляется в способности ребенка найти взглядом названный предмет при условии, что ранее этот предмет ему неоднократно показывали и называли. К 6 - 7 месяцам ребенок поворачивает голову к этому предмету и фиксирует его взглядом, если он находится постоянно в одном и том же месте. К 7 - 8 месяцам ребенок уже в состоянии найти незафиксированный предмет, местоположение которого постоянно меняется.
К 9 месяцам ребенок начинает понимать некоторые словесные инструкции. К примеру, он обхватывает руками шею, услышав предложение «Обними маму». К окончанию первого года жизни ребенок уже может понимать и выполнять до десяти таких обращений.
Развитие активной речи на первом году жизни имеет характер предречевых вокализаций (голосовые проявления).
Голосовые проявления в своем развитии проходят следующие этапы:
Крик. Это основная голосовая реакция новорожденного. Крик является выражением отрицательных эмоций младенца. Приблизительно с восьмой недели жизни крик ребенка начинает дифференцироваться. Крик приобретает различный характер в зависимости от его причины. Такими причинами могут быть голод, болевые ощущения, ограничение движения или недостаток общения;
Гукание - это короткие звуки, которые носят характер спокойного повествования. Младенец издает данные предречевые вокализации приблизительно в период от 1,5 до 4 месяцев;
Гуление - это протяжные гласные звуки, а также сочетания губных, язычных и гласных звуков. К таким звукам относятся звуки типа «баа», «маа», «таа» и др. Младенец издает данные предречевые вокализации в период от 4 до 6 месяцев;
Лепет - повторные слоги или цепочки слогов, издаваемые в ответ на голосовое обращение взрослого. Лепет появляется впервые в 6 - 7 месяцев. Ребенок начинает приглядываться к артикуляции взрослого, прислушиваться к нему и повторять за ним. К 9 месяцам лепет обогащается большим количеством звуков и интонаций. Ребенок воспроизводит мелодическую сторону знаком фраз, приветствий и восклицаний.
Результатом развития предречевых вокализаций становится так называемая автономная речь. Ребенок владеет набором устойчивых звукосочетаний, в которые он вкладывает определенный смысл. К концу первого года ребенок может произносить самостоятельно от 5 - 6 до 10 - 30 лепетных слов.
Заключение
За один год жизни младенец преобразуется из полностью беспомощного новорожденного в ребенка, который уже может самостоятельного передвигаться и перемещать интересующие его предметы и игрушки. К концу первого года жизни младенец становится способным использовать собственные коммуникационные навыки, такие как лепет, звукосочетания, несущие определенный смысл, для общения со взрослыми. Годовалый младенец понимает достаточное количество слов и выражений, которые связаны с его повседневной жизнью.
Полноценный контакт со взрослым играет большую роль в том, насколько активно развивается ребенок. Экспериментами доказано, что младенцы, которые часто «общаются» со взрослыми намного быстрее осваивают навыки понимания речи и ее воспроизведения ,чем те дети, которые испытывают дефицит в общении.
Отсюда можно сделать вывод, что постоянная коммуникация с младенцем является обязательным условием его стабильного психологического развития.
Список литературы
Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17 лет. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 640 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
Психологический словарь [Электронный ресурс] // Мир Психологии [сайт]. Режим доступа: http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 366 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.