Раздел: Социальная психология Тема: «Психология профессиональной деятельности»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Социальная психология
Тема: «Психология профессиональной деятельности»
Специальность: 060101 Лечебное дело
(углубленный уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2014
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2014г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2014
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Психология профессиональной деятельности».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Психология профессиональной деятельности, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психологических особенностях овладения профессией, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101 Лечебное дело углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
Этапы профессиональной адаптации
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Психология профессиональной деятельности
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: психологию профессиональной деятельности.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать психологию профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Внутридисциплинарная интеграция:
359918019558000110490192405Предмет социальной психологии
00Предмет социальной психологии
125730058483500
2171065136737Психология общения
00Психология общения
2057188144780
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс стр. 234- 244
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1)
Цель - сформировать знания по основам психологии профессиональной деятельности. 65 мин
Проблемный метод изложения материала
5. Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам профессиональной деятельности. 10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов 2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом 2 мин. Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс стр.234-243
Составления словаря или кроссворда по теме занятия
Всего 90 мин Приложение №1
Профессиональный труд
Человек осуществляет разные виды труда — от самообслуживания и исполнения до творчества. Труд может стать средством не только поддержания существования, но и самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни.
А.К. Маркова рассматривает две стороны труда:
объект труда (структура профессии, нормативные показатели операционально-технической структуры профессии). Это объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности: предмет труда, действия и операции, средства, условия;
субъект труда (психограмма) — это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения профессиональных норм и эффективного выполнения труда.
Классификации профессий
Наиболее полная классификация профессий разработана Е.А. Климовым. Он выделяет 5 основных типов профессий по объекту труда:
профессии типа человек — человек: медицинские работники, учителя, психологи, милиционеры, работники сферы обслуживания (продавцы, парикмахеры и т.д.) и др.;профессии типа человек — природа: полеводы, животноводы, пчеловоды, ветеринары, агрономы и т.д.;профессии типа человек — техника: летчики, инженеры, механики, шоферы, машинисты, водители, слесари, швейники и т.д.;профессии типа человек — художественный образ: музыканты, писатели, художники, артисты, реставраторы и т.д.профессии типа человек — знаковая система: программисты, конструкторы, редакторы, лингвисты и т.д.
По субъекту труда, т.е. по требованиям к психофизиологическим особенностям человека, можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие тех или иных качеств может компенсироваться мотивацией и опытом.Профпригодность — это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Помимо способностей, профпригодность включает в себя мотивацию, удовлетворенность трудом.
Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются. Модель специалиста
По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. Иногда человек развивается и дальше, становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.
Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.
Модель специалиста может включать:
профессиограмму — описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;
профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист1;
•квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты.Профессиограмма включает психограмму — описание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и трудограмму — описание труда.ПсихограммаХарактеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Характеристики операциональной сферы специалиста:
1Психологические знания о труде, о профессии.
2Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
3Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.
4Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.
5Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реали-зовывать планы своего профессионального роста.
6Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
7. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
8.Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.ТрудограммаПредназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.
Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.
Профессиональные знания.
Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.
Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.
Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.
Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.
Результат (продукт) труда — это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.
Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.
Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.
Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.
Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.
Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.
Уровни профессионализма
Профессионал — это специалист:
овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;
сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;
вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;
нашедший свое индивидуальное предназначение;
стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;
повышающий престиж своей профессии в обществе. Человек становится профессионалом не сразу. А. К. Маркова
выделяет следующие уровни профессионализма.
/. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.
Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.
Суперпрофессионализм. На этом уровне человек «выходит за пределы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.
Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностное развитие; либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это — отсутствие профессионализма.
Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионного возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде.
Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.
Становление профессионала
Становление профессионала опирается на общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.), в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.), в юношеском возрасте начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.
Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют:'следование профессиональной этике;
индивидуальная социальная и экономическая ответственность;
внутренний локус контроля;
помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;
внутренняя диалогичность личности;
адекватная самооценка;
готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых профессиональных знаний, умений, навыков. Психологическое становление профессионала — это динамический процесс, имеющий несколько уровней, которые описаны выше.
Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Он начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1 —2 года трудовой деятельности'.
Хотя этап может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Мы считаем его наиболее важным для становления профессионала.
Когда молодые медсестры начинают работать, окружающая их реальность может вызвать настоящее потрясение. Врачи ничего не объясняют; старшая медсестра все время удивляется: «Чему вас учили?»; другие медсестры заставляют все время бегать по лабораториям; больные наглые, лечиться не хотят, а уж о их родственниках и говорить не хочется. Потрясение может вызвать состояние фрустрации (переживание неудачи), продолжающееся до тех пор, пока не удастся приспособиться к новой ситуации. Неспособность адаптироваться мешает последующему становлению профессионала. Трудности адаптационного периода может уменьшить наставник
Профессиональная общность и профессиональная среда
Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Профессиональная общность — это социальная общность, которая организована специально для эффективного решения единых профессиональных задач. На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда — это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими работниками своего труда) условий труда.Медсестры заняты совместным организованным трудом. В профессиональной среде медсестра — член бригады. Основной цели профессиональной деятельности — обеспечения и поддержания оптимальной жизнедеятельности пациента — нельзя достичь в одиночку. Медсестры — это «соединительная ткань» ЛПУ.
Социальная подсистема создается участниками профессиональной общности, в том числе молодыми специалистами. С первых дней своей трудовой деятельности они должны чувствовать определенную долю ответственности за состояние профессиональной среды.
Важным компонентом социальной подсистемы является психологический климат — преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Сегласно одной точке зрения, психологический климат в коллективе определяется типом кооперативных взаимоотношений членов профессиональной общности, согласно другой — личностными отношениями людей.
Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать и вновь включаемому, и уже включенному в нее человеку. Это совместимость — оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности; сплоченность — согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений; сработанность — способность к согласованным действиям в процессе совместного труда; стабильность — противоположность текучести кадров; соревновательность — ревность, рвение, усердие; организованность — способность коллектива действовать организованно в ситуации неопределенности.
Препятствия на пути к профессионализму
Самым распространенным препятствием профессионального развития являются возрастные изменения (старение). Выделяют следующие виды старения и их признаки:
биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем;
социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, повышение или понижение эмоциональной возбудимости;
профессиональное старение — невосприимчивость к новому, использование стереотипов, отсутствие роста, нарушение отношений партнерства;
нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в неумении понять молодежь, в противопоставлении поколений и т.д. Профессиональное старение не является неизбежностью, не имеет абсолютных связей с возрастом человека. Ранее в психогеронтологии преобладало мнение, что социально желательные качества с возрастом убывают, а социально нежелательные возрастают. Исследования последних лет показали, что пожилые люди активно противостоят этим стереотипам. «Новые старики» совершенствуются в уже ставших привычными сферах деятельности, осваивают новые профессии, развивают новые способности, например, художественные, проявляют новые психологические качества — практический ум, мудрость и т.д. Как правило, такой тип старения от мечается у людей, проявлявших активность и на предыдущих стадиях развития.
Другой тип старения состоит в том, что люди в старости используют привычные для них стереотипы поведения, смиряются с негативными ситуациями, у них сужается круг интересов, снижается самооценка. Пенсионный возраст превращается в прозябание и ожидание смерти.
Однако еще до начала профессионального старения человека подстерегают другие опасности — ошибки, сбои, перерывы, кризисы в профессиональной деятельности, что может приводить к преждевременным негативным явлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей необходимо медсестре, чтобы поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие.
Утомление может приводить к деформации профессионального развития.
Утомление — это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим (центральным). По мнению некоторых авторов, утомление как временное снижение работоспособности допустимо. Оно играет защитную роль. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне.
Восстановление начинается тогда, когда работа прерывается, снижается по напряженности или изменяется по характеру. Исследования показывают, что много коротких перерывов лучше, чем несколько длинных. Если организму не дают достаточно отдохнуть после утомительной работы, развиваются функциональные нарушения и заболевания.
Физическое утомление становится следствием опустошения запасов энергии и накопления молочной кислоты («вещество утомления») в скелетной мышце, что снижает работоспособность. В фазе восстановления запасы энергии возобновляются, а молочная кислота удаляется.
Нервно-психическое утомление приводит к снижению работоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процесса решения задач, ослабление восприятия и сенсомоторной функции.
Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности; иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.
Нервно-психическое утомление вызывают:
длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;
тяжелый физический труд;
однообразная работа в монотонном ритме;
шум, слабое освещение, температура, неблагоприятная для труда;
конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;
боль, болезнь или недостаточное питание.
Утомление центрального генеза в отличие от мышечного утомления может исчезнуть мгновенно при некоторых условиях, например, когда:
одна утомляющая деятельность сменяется другой;
изменяется обстановка;
возникает состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;
интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;
изменяется настроение.
Нервно-психическое утомление может исчезать внезапно, поскольку ни накопление «вещества утомления», ни опустошение энергетических резервов не является критическим фактором. Нервно-психическое утомление скорее связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной нервной работе, но и при однообразной деятельности.
Утомление, вызванное однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя это действие не способно предотвратить утомление при более длительных воздействиях однообразной информации. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противостоять, слушая радио.
При переутомлении возникают изменения личности — эпизодическая конфликтность, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность, которые при выраженном переутомлении перерастают в черты личности — интроверсию, замкнутость, высокую личностную тревожность, агрессивность.
В многочисленных экспериментах доказана нерациональность систематического применения различных допингов (англ. dope — наркотик, дурман, дурак, остолоп) для стимуляции умственной деятельности.
Высокой работоспособности и хорошему самочувствию также способствует более или менее постоянный распорядок дня.
Строгий распорядок дня предполагает и преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрствования (даже самые короткие периоды сна или дремоты у многих людей могут нарушать ночной сон). Однако есть люди, которым вечерний или дневной отдых необходим и не нарушает ночного сна. В таком случае надо соблюдать индивидуальный распорядок дня. Работоспособность также меняется в течение дня. Она имеет два подъема: с 10 до 12 и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность снижается, особенно с 1 до 3 ч, поэтому в это время чаще всего случаются ошибки и происходят несчастные случаи.
У лиц, работающих в ночную смену, наблюдаются различные изменения функционального состояния организма. Как было отмечено выше, 20% людей вообще не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда (см. главу 4).
Не у всех людей колебания работоспособности однотипны. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. «Жаворонки» вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаясь, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы», наоборот, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом, им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку, чтобы рационально сочетать периоды работы и отдыха и надолго сохранить здоровье.
Психическая напряженность вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущениями дискомфорта, тревоги, фрустрации.
Хроническая эмоциональная напряженность приводит к развитию черт личности, сходных с признаками переутомления, и может вести к синдрому профессионального выгорания (см. 9.7).
Профессиональные кризисы. Эти неблагоприятные явления могут возникать неоднократно в течение жизни у любого человека. Кризисы бывают на этапе первичной адаптации к профессии, при переходе на смежную специальность, на этапе повышения квалификации. Кризисы могут происходить по внутренним причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю, ради чего я работаю, что я собой представляю). При кризисе снижается профессиональная самооценка, воз никает ощущение исчерпанности своих возможностей, снижается интерес к дальнейшему развитию или возникает желание занять место, не соответствующее уровню компетентности.
Кризисы естественны, но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации — искажение личностного профиля в результате угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и другим людям.
Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций. К основным факторам можно отнести:
постоянное общение с больными людьми;
обладание трудноконтролируемой властью, которая создает ощущение влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей.
Медсестре желательно время от времени задавать себе вопросы: не появляются ли у меня признаки профессиональной деформации, не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь (почему я Звереву из 15-й палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому — у него действительно страшные боли — вижу в нем зверя и боюсь его; почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией, я стала бояться делать инъекции, я ищу хорошую вену или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть и т.д.).
Профессиональные заболевания. Это хроническое или острое заболевание в результате воздействия на работника вредных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности1.
Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это нервно-эмоциональные нагрузки и значительные физические усилия. Есть и другие факторы риска: вынужденная рабочая поза, напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность рабочих мест, различные химические вещества и лекарственные препараты, биологические факторы, физические факторы — лазерное, ультразвуковое, ионизирующее излучение, электрические и магнитные поля. В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладают такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, сывороточный гепатит, бронхиальная астма, инфекционный гепатит, лекарственно-медикаментозная аллергия, аллергоз, дерматит, экзема.
Безопасность труда обеспечивают следующие психологические качества работника:
физическое здоровье, выносливость;
способность к быстрой мобилизации;
сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности;
владение приемами саморегуляции;
хорошая профессиональная подготовка;
готовность к оправданному риску;
опыт работы, стаж;
устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям;
опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися;
осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.дВыводы
Профессия нужна для удовлетворения соответствующих потребностей человека и общества.
Труд может стать для человека средством не только поддержания существования, но и самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни.
Существуют профессионально важные качества, необходимые человеку для усвоения профессиональных норм и эффективного выполнения труда.
Все профессии можно разделить по объекту труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система.5.Можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности, и профессии, требующие относительной профпригодности.6.Уровни профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм.
7.Становлению профессионала способствуют общечеловеческие, специальные, общие профессиональные, специальные профессиональные способности.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональных знаний, умений и навыков.
Для становления профессионала важен этап первичной адаптации к профессии. Трудности адаптационного периода уменьшает помощь наставника.
На становление профессионала влияют профессиональная общность и профессиональная среда.
Сестринский персонал участвует в совместном организованном труде.
Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать и вновь включаемому, и уже включенному в нее человеку. Это совместимость, сплоченность, срабатываемость, стабильность, соревновательность, организованность.
Препятствиями на пути к профессионализму могут стать возрастные изменения, утомление, психическая напряженность, профессиональные кризисы, профессиональные заболевания.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Вопросы для закрепления пройденного материал
Дайте характеристику основных типов профессий по объекту труда.
Что входит, помимо способностей, в понятие «профпригодность»?
Дайте характеристики трудограммы и психограммы.Назовите причины и симптомы нервно-психического утомления.
5.Какие виды допингов вы знаете?
6.Что общего и различного между «жаворонками» и «совами»?
7.Назовите формы психической напряженности.
8.Что способствует безопасному труду?