Технологическая карта урока музыки на тему Весна: поэт, художник,композитор. УМК, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

МБОУ КР ОО « Шаховская средняя общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


Предмет -«Музыка» В.В. Алеев, Т.Н.Кичак
Класс -2
Учитель музыки:
Гулина С.С.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный



Жанр урока- интегрированный
Проблема урока: соответствуют ли образы весны в искусстве


Тема урока – «Весна-поэт художник, композитор»

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами. Познакомить с музыкальным циклом П. И. Чайковского «Времена года»; познакомить с произведениями русских художников, написавших картины о весне (И. И. Левитан, Саврасов А. К.)

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ,определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия.

Познание разнообразных явлений
окружающей действительности. Отношение человека к природе. Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель, произведение искусства.


Словарь урока: цикл- несколько различных произведений объединённых одной темой(весна)

Ресурсы урока: - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика – цветные карточки) или для работы в парах , музыкальная палитра ( 1 комплект на парте)
– мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.
-стихотворение А.С. Никитина «Весна» ,репродукции картин А.Н.Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Март –большая вода», П.И. Чайковский – « Подснежник» из цикла « Времена года». Песня М. Кадомцев, стихи Р. Копф» Песенка о солнышке, радуге и радости),




1 этап. Орг. момент
Вход учащихся в класс под музыку. М. Кадомцев, стихи Р. Копф « Песенка о солнышке ,радуге и радости) Музыкальное приветствие.
-Здравствуйте , ребята!
-Здравствуйте!


2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя
-Вы любите природу? А, что же вам нравится в ней?
-Что значит « красивая природа»?
-Расскажите о самом ярком своём впечатление, которая произвела на вас природа?
-Человек , видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя.
-А, что нужно художнику для создания своих произведений?
-А, что нужно композитору?
- А, что нужно поэту?
-Художник- воспевает красоту природы в цвете.
Композитору – нужны звуки.
А поэту – слова.
- Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

-А теперь посмотрите на свои волшебные листочки,( рабочие листы) которые у вас в волшебных тетрадях , посмотрите внимательно и
сформулируйте тему и цель урока. Соедините
линиями картинки изображённые на ваших рабочих листках.(Весна- поэт, художник, композитор)

- А вот почему изображён вопрос вы ответите позже .И ещё вы можете в течение урока записывать в него имена и фамилии знаменитых людей, с которыми мы встретимся на нашем уроке , названия произведений , которые вам понравится .
Деятельность учащихся
- Ответы детей.

- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;






- формулируют предполагаемую тему и цель урока










-Ответы детей






- Рассматривают рабочие ( сказочные) листы.




3 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя
- Посмотрите на экран и прочтите название стихотворения?
-Кто автор произведения?
-Следит за правильностью и за выразительным чтением произведения.
-Слушая стихи ваши предположения подтвердились?
- А кто ещё хочет прочесть произведение о весне?
- Слушая произведения поэтические о весне, какие картины вы себе представили.
-Весна пробуждает не только природу, но и чувства, душу и человека.
- Картину родной природы особенно хорошо чувствуют художники.

-Если вы захотите написать картину , какой основной цвет будет присутствовать в ваших картинах? Поднимите карточку.
-Какая из предложенных репродукций , по вашему мнению подходит к данному стихотворению?

Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе и в частности о весне, а какую песню о весне вы знаете?

- Как вы думаете, почему композитор дал такое название?

- Какое настроение в песне ?


- Как это показано в музыке?


- Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.


- Чтобы голос ваш звучал радостно и звонко,
- Ты в лесной тиши послушай
Шум листвы и ветерка:
Нежный он и очень тихий,
Словно крылья мотылька


Упражнение на дыхание ( вдохнули аромат весеннего леса) Распевка. Мы идём гулять ( до, ре, ми, фа, соль), мы идём домой(соль, фа, ми, ре, До)
Исполнение песни « Весёлая песенка».
- работа над дикцией.


- Чтобы голос ваш звучал радостно и звонко,
- Ты в лесной тиши послушай
Шум листвы и ветерка:
Нежный он и очень тихий,
Словно крылья мотылька
- А теперь я предлагаю спеть песню « Весёлая песенка», которую мы с вами учили на прошлых уроках.
- О чём эта песня , какой характер произведения?
- В какой цвет вы окрасите своё настроение от исполненной песни? Поднимите цветную карточку.



Деятельность учащихся
- Дети читают название и автора произведения.
Высказывают свои предположения.
-Чтение произведения хорошо подготовленным учеником.

-ответы детей










- Дети поднимают цветную карточку.






- ответы детей ( Весёлая песенка)


- ответы детей


- весёлое, радостное

-музыка радостная и счастливая















- выполнение упражнений










- исполнение песни







- дети поднимают цветную карточку индивидуально














4 этап.
Целеполагание
и планирование

-Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников. Хотите увидеть эту картину?
- Чтобы её увидеть нужно, убрать с нее те картинки, которые не относятся к основным признакам весны. Итак, какие картинки нужно убрать?
- Что вы ведете теперь на картине?



- Какой день на картине?
- Что делают птицы?

- Какого цвета птицы?

- Черный цвет помог художнику подчеркнуть нежно–голубой цвет неба, проглядывающий через облака.



Кто знает, каких именно птиц изобразил Саврасов? А вы знаете как называется эта картина?
- Да. И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»
- В каком месяце прилетают грачи?
- Действительно. Это март. Прилетели грачи, вьет гнезда.



- В какой цвет вы окрасите своё настроение от картины, поднимите карточку.

- А каких птиц знаете вы, какие птицы живут в наших лесах, давайте поиграем в игру « Назови птицу». А загадки загадаете вы сами , вы знаете загадки о птицах?











- Ребята, а дятел прислал нам телеграмму.
Логоритмическое упражнение «Дятел». В. Суслов - Дятел не просто так стучит, он рассылает всем птицам телеграммы о том, что пришла весна давайте поможем ему.

– Как и художники, многие великие музыканты, сочиняя свои произведения, учились у природы. П. И. Чайковский не выходил из леса, когда писал музыкальный цикл о природе «Времена года». Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкальных произведений. Лирическая музыка выражает жизнь природы в разное время года. Весь цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца. Так как мы говорим сегодня о весне я предлагаю послушать пьесу из цикла «Времена года» о весеннем месяце апреле и уже после прослушивания, мы попробуем догадаться, какое название дал ему композитор. А сейчас, закройте глаза, и окунитесь в музыку леса, ощутив краски весны.
П. И. Чайковского «Апрель»

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? ( дети пользуются эмоциональным словарём)
- Как вы думаете, что рисует нам композитор своей музыкой?
- Действительно природа оживает у нас на глазах , тает снег, бегут ручьи , прилетели птицы. А что ещё происходит в апреле?


- Какие весенние цветы вы знаете?
- Как называются цветы, растущие прямо из – под снега.
- Подснежники распускаются именно в апреле. Поэтому композитор Чайковский назвал только что прослушанное вами произведение, кто догадался как? Что ему необходимо было для того , чтобы изобразить это в музыке?
- Правильно ребята . Произведение П.И.Чайковского направлено на передачу настроения вызванного первым цветением подснежников.
После прослушивания музыкальный анализ произведения, используя таблицу « музыкальная палитра»

- Ребята, а вы знаете, что это единственные цветы, способные выдерживать морозы. Существует очень красивая легенда о подснежниках, хотите послушать? - Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.
- Как вы думаете можно ли собирать эти цветы в лесу?
- Почему?


- Посмотрите , какие красивые подснежники у вас на партах.
Давайте послушаем музыку ещё раз . Встаньте пожалуйста, возьмите свои подснежники и слушая музыку выразите свои чувства в пластическом этюде. Подумайте , какие у вас будут движения, что вы хотите изобразить , отчего будет зависеть ваш выбор движений?

-Молодцы ребята! Мне очень понравилось, вы все были похожи на очень красивые и нежные, хрупкие подснежники.







- ответы детей





- Мартовский тающий снег. Он начал оседать, проваливаться и наполняться влагой.


- Пасмурный

-Вьют гнёзда

-Чёрного



- ответы детей


- ответы детей ( это грачи)

- ответы детей.


- Это март. Прилетели грачи, вьет гнезда.






- дети поднимают цветовую карточку



- Он соло пел среди ветвей, певца назвали .(соловей)
- У дупла листок пришпилен, а живет там дядя
- Прячьтесь куры! В небе ясном чёрной тенью кружит (ястреб)
- Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)
- Всех прилётных птиц черней, чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица(грач)
- Плотник острым долотом строит дом с одним окном (дятел)

- выполняют упражнение( см. приложение)





- слушание музыки


















- ответы детей( музыка нежная, красивая, хрустальная , добрая ,ласковая , чистая)


- ответы детей( композитор рисует нам голубое небо, ручейки, таяние сосулек, тающий снег, деревья)
- ответы детей ( в апреле появляются первые весенние цветы)

- ответы детей ( подснежники)




- ответы детей( подснежник)


-ответы детей ( вдохновение )





- ответы детей





- ответы детей ( пользуются таблицей «музыкальная палитра»




- ответы детей










- ответы детей ( нет, это исчезающий вид цветов,
поэтому их нужно беречь, а не рвать. Все виды исчезающих цветов занесены в специальную красную книгу)





- ответы детей ( от музыки)




- дети под музыку выполняют движения

5 этап. «Открытие» нового знания
( продолжение изучения новой темы)




Деятельность учителя
- В русской пейзажной живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков. У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли. Его картины дают не только наслаждение глазу, но и помогают изучить русскую природу. Посмотрите внимательно на картину Левитана «Март».
-Что вы на ней видите ?






- Какое настроение вы видите на этой картине?

- Как вы считаете, как назвал художник эту картину?

- Картина называется «Весна большая вода». Когда мы можем увидеть такую картину в жизни

-По колено застыли в воде
Как неловкие сестры подростки
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти берёзки.



Деятельность учащихся














- ответы детей(лошадь, деревья, снег, солнце).


- ответы детей .Тёплый свет солнца спорит с холодной небесной лазурью. Тёмные сосны отступают перед теплом озарённых светом деревьев. Ослепительно сверкают синие тени на снегу.





- радостное и немного грустное


-ответы детей


- ответы детей (на реке в половодье)



6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
-Как вы думаете, получилось рассказать о весне и нарисовать ее у художника, поэта, композитора? А что нужно было каждому, чтобы выразить свои чувства.

-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт?





- ответы детей




-ответы детей каждый по – своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности.

- ответы детей ( произведение искусства)

7 этап. Рефлексия и оценивание
Деятельность учителя

Деятельность учащихся





- Времена года- поэт, художник, композитор, всё вместе это
- Вот мы и ответили на вопрос, который изображён у вас в рабочих листках. Это произведение искусства. И поэт и художник и композитор изобразили своими средствами выразительности свои чувства о весне.
- Давайте споём песню, которую мы с вами выучили на прошлом уроке. Она есть у вас в рабочих тетрадях. Откройте тетради, если кто- ещё плохо знает слова.

-Сегодня вы хорошо работали, и мне хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».
- Ребята , а как вы оцениваете своё настроение, в какой цвет вы его окрасите, поднимите карточку.



- ответы детей ( произведение искусства)







- дети выполняют задание.



- дети поднимают цветную карточку.

8 этап. Домашнее задание
-Дома вы раскрасите рисунок , который у вас в ваших рабочих тетрадях, подберите соответствующее рисунку стихотворение и песню.


Дети выходят из класса под музыку П.И. Чайковского « Подснежник»













15