Конспект урока по русскому языку на тему: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: ОНЗ Урок разработан в технологии деятельностного метода
Учитель: Якимчук Е.В.,учитель начальных классов МБОУ ООШ № 21

Тема урока: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Девиз урока:
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний?
Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.

Составим план (проговариваем с детьми)
Повторение
Пробное действие
Выясним, что мы не знаем
Найдем способ справиться с затруднением
Потренируемся.
Оценим свой труд
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)

-умение слушать и понимать речь других (К).

-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.

-С чего вы начнёте работать? (повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового)
Орфографическая минутка.
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.
Придумайте задание.( Объяснить и обозначить орфограммы.)
Запись слов в тетрадь
Задание на пробное действие
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.
-Задайте вопрос к каждому слову и определите часть речи.
-зеленым цветом подчеркните слова отвечающие на вопрос что?, синим – на вопрос кто?
-У всех ли слов вы смогли определить часть речи? Все ли слова подчеркнули?

-Какие вопросы к оставшимся словам мы можем поставить?
Запишем эти вопросы в таблицу (для начала рассмотреть таблицу)
Часть речи


Что обозначает?


На какие вопросы отвечает?


Пример


Попробуйте заполнить таблицу дальше (на столах у каждого ребенка таблица)
-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)

-Представлять информацию в виде таблицы. (П)

 -Выявлять сущность, особенности объектов. (П)

-На основе анализа объектов делать выводы. (П)

 -Обобщать и классифицировать по признакам. (П)

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).


3. Выявление места и причины затруднения
- Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (мы не знаем какая часть речи отвечает на вопросы какая?какой?какое?какие?)
-Где возникло затруднение?
- Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем)
Молодцы, вы смогли определить своё затруднение?


- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р)
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)
- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- постановка и формулирование проблемы (П);


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определите тему урока.
- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

-Какую цель мы поставим на уроке?
Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова)
Выяснить:
Научиться:
Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков.)
- Для достижения цели вам поможет план:
Посмотрите на таблицу, на какие вопросы мы должны ответить.
На какие вопросы отвечает?(это мы уже знаем)
Что обозначает?
Какая это часть речи?
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).

- построение речевых высказываний (П);
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- постановка и формулирование проблемы (П);

5. Реализация построенного проекта.




















































На доске написаны слова
Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.
- прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают.,
ЗАПИСЫВАЕМ
что? лимон
что? хурма
что? яблоко
что? груши
- Что обозначают имена сущ.
ПРЕДМЕТ
что? лимон
что? хурма
что? яблоко
что? груши
Записываем в тетрадь.
Прочитайте оставшиеся слова
жаркие, сладкий, зелёная, большое.
К каждому им.сущ подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.
Мёд сладкий, трава зелёная, поле большое, дни жаркие .
Задайте вопрос от им. сущ к подобранным словам Запись в тетрадь слов

ПРЕДМЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
что? лимон какой? кислый
что? хурма какая? терпкая
что? яблоко какое? сочное
что? груши какие? сладкие
-К какой группе мы отнесём слова подобранные к им.сущ. (описывают вкус предмета)
-Как вы думаете, что обозначают подобранные к им.сущ слова?(признаки)
Работа по учебнику стр52. (текст в рамке)
Заполнение таблицы
- А какие важные признаки предметов вы знаете?
Вкус
Цвет
Запах
Внешний вид
Ширина
Высота
Качество
-Слова, называющие признаки предметов «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, украшают, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Как вы думаете как называется эта часть речи?(имя прилагательное).
Заполнение таблицы
Вернёмся к пробному действию, теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов.(Да ) Выполните эту работу. Подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают признак предмета.
- Вы справились с затруднением? (Да)
Поиграем: (игра с мячом) устно
Я буду называть им. сущ, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные
Лист какой?.......
Солнышко какое?.....
Осень какая ?.... красивая, золотая, дивная

Где в жизни пригодятся нам прилагательные?
-Что вы сейчас будете делать? (Тренироваться)
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).






- Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П).

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- построение логической цепи рассуждений (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- построение речевых высказываний (П);


Физминутка

- установка на здоровый образ жизни (Л);


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах
-Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре? (Эталон на доске)
Эталон «Правила работы в парах»:
Работать должны оба
Один говорит, другой слушает
Если не понял – переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо

На доску проектируются текст
Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев.
Перед вами текст. - Прочитайте текст.- Докажите, что это текст.
- Представьте картину, которая нарисована словами этого текста.
- Что особенного в этом тексте? (он «бесцветный»).
- Почему? (нет слов, которые «раскрашивают» текст).
Посмотрите на иллюстрацию, как природа разукрасила парк осенью
- дополните его словами-признаками, чтобы он стал красивым.
Обсудите в паре, какие слова-признаки мы можем вставить.
Наступила ____________осень. Светит _____________солнышко. В парке лежит ___________ковёр из____________ листьев.
– Стал ли текст другим? Благодаря чему текст изменился? (зачитывание текстов)
– Вот мы с вами ещё раз доказали , какова роль слов – признаков в нашей речи? Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)


- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- Умение работать в паре.(К)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- поиск необходимой информации (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.












Используя слова - признаки, распространите предложение (на доске)

____________ветер срывает ______листья с ___________деревьев.

Слова для справок: золотые, холодный, высоких.
- Какую картину себе представили?
- О каком времени года говорится?
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- У кого возникло затруднение при выполнении задания?
-Молодцы!
- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать,)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- построение логической цепи рассуждений (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- построение речевых высказываний (П);

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах
вы должны разгадать загадку и найти в ней имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией, если сможете составьте свою загадку , используя имена прилагательные.
1 группа
1. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри.

2 группа
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост – снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос

3 группа
Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая

4 группа
. Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ..


- поиск необходимой информации (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- управление поведением партнера (К);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- умение структурировать знания (П);


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили? (выяснить, научиться)
- Достигли цели?
Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске.
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что
- Было интересно
- Было трудно
- Оцените свою деятельность на уроке, используя Лесенку успеха и магниты :
зелёный- я молодец,
жёлтый – мне надо постараться..

- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);


Д.з
Поработаем со сказкой.
Ответьте, на что обиделись существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Запишите их вместе с теми прилагательными, с которыми они чаще всего употребляются. А какие прилагательные можете к ним подобрать вы? Запишите их.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.

- Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно говорила Сказка.
- А я только звонкая, - сказала Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. Может быть, ребята нам помогут.
По выбору 2 сущ. + как можно больше подобрать прилагательных.
- планирование учебного сотрудничества (К)
-
-построение речевых высказываний (П);



15