Интегрированный урок (рус. яз, лит-ра, изо, музыка ) 6 класс


1.Интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства в 6 классе
"Поэзия пейзажа в произведениях русских поэтов и художников." Тип урока: Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетическими деятельности. Диалог культур, межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).
Комбинированный урок: беседа, просмотр видеофильма, рассказы поисковых групп, разгадывание кроссворда.
Цели урока:
Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, любви к искусству, родной природе;
Знакомство обучающихся с жанром эпического и лирического пейзажа;
Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления, творчества, способности работать группой.
.Задачи урока:
Расширить знания обучающихся о пейзаже;
Познакомить обучающихся с творчеством поэтов и художников;
Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК, музыка).
Оборудование урока: 
для учителя:
Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей и портретов художников – И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, А. Пластов; фрагмент видеофильма «Что такое искусство?» о пейзаже;
Музыкальный ряд: Вивальди, Чайковский «Времена года»,С. Рахманинов,музыка природы.
Литературный ряд: стихи русских поэтов о природе (И. Бунин, Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, Ф. Тютчев,), кроссворд с ключевым словом – пейзаж; маркер.
для учащихся: тетрадь, ручка.
План урока:
Организационный момент .Сообщение темы урока –
Изучение нового материала – Физкультминутка –
Актуализация знаний учащихся –
Самостоятельная работа учащихся –
Итог урока –
Ход урока
2. Всех звуков и цветов соотношенья,А также способы переложеньяЛюбых оттенков цвета в ноты, звуки.О, как хотелось мне азы наукиТакой постичь!Г. Гессе Картинка природы
Звучит музыка «Времена года» А Вивальди.( начало урока)
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока ,цели
Учит. Лит.
3 «Поэзия пейзажа в произведениях русских поэтов и художников."картинка природы(запись в тетради даты, темы урока)
Учит ИЗО24. Цели урока:
Т1. Расширяем знания о пейзаже и совершенствуем навык изображения пейзажа;
Н2.Познакомимся с творчеством русских поэтов, художников-пейзажистов и композиторов;
Т3.Совершенствуем навыки анализа лирического произведения.
Н4.Продолжаем развивать наше творческое воображение, эстетический вкус;
Учитель литературы: У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение
5 Портрет И. Бунина, картинка природы
Нет, не пейзаж влечёт меня,Не краски я стремлюсь подметить,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия,Она повсюду разлита…Она везде, где красота…
Учитель ИЗО: Сегодня на уроке мы будем говорить о живописи, музыке, литературе. Почему мы их объединили вместе? Ответы ребят: Это виды искусства.
Слайд не читать
6. Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г. Гессе Картинка природы
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Найдем в нем говорящие слова о видах искусства( ЗВУКОВ, ЦВЕТ,ОТТЕНКИ ЦВЕТА В НОТЫ)._Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ( ?) линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. .(запись в тетради)
7. Живопись, музыка,литература-виды искусства
Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом.
Картина природы
Учитель лит Одним из любимых жанров во многих видах искусства является пейзаж. Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»:
8. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.С утра обремененная работой,Трудом лесов, заботами полей,Природа смотрит как бы с неохотойНа нас, неочарованных людей...
портрет Н. Заболоцкого
(Картинка)-река и берег, вечер
Учитель литературы: Ребята, назовем ключевые слова.(выделены красным) Почему красота природы открыта не каждому?
Ответы ребят: (очароваться русским пейзажем можно лишь тогда, когда мы всмотримся в каждую его деталь)…
Уч. ИЗО(обсуждаем детали пейзажа, обращаем внимание на время года, композицию картины, ее цветовое , световое решение, соотношение водной и неводной части пейзажа и технику изображения водной глади с отражением берега).
9 Запускать през сразу
Времена года в живописи особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ни что не трогает так чутко, как смена облика природы по временам года. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью кисти художника передают картины в живописи. (Просмотр видеопрезентации ПРИРОДА В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ)
Уч. ЛИТ( без перерыва за ИЗО)
ВЕСНА Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. Яркая и звонкая, журчанием ручьев и пением прилетевших птиц, пробуждает природу весна в картинах А. Саврасова, Кончаловского, Левитана, Юона, С. А. Виноградова, А. Г. Венецианова, Остроухова.
УЧ.ИЗО( медленно)
ЛЕТО Лето в картинах русских художников пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, то слегка утомленной знойной жарой, то пропитанной освежающей влагой после теплого летнего дождя в красках великолепия природы русских пейзажей. Цветущие сады, теплые ливни и жаркое солнце, так неспешно благоухает запахами в сочных красках лето в картинах И. Левитана, Пластова, Поленова, Васильева, Герасимова, Шишкина.
УЧ. Лит.( медленно)
ОСЕНЬ Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия. Хороводом листьев самых разных оттенков, подгоняя прохладным ветром с каплями дождя, кружится в вальсе осень в картинах Левитана, Поленова, Герасимова, Бродского, Жуковского.
Уч ИЗО
ЗИМА Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы. Пейзажи природы в картинах русских художников передают ту тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой. Безусловно любимое время года есть у каждого.
Учитель лит.
Сл11 ФИЗмин. Закройте глаза и представьте, что вы попали в тот уголок природы, который вам больше всего нравится. (МУЗЫКА)
Учитель ИЗО: давайте поговорим о пейзаже, что же такое пейзаж? (Дети дают свои определения.) Давайте запишем в тетрадях:
10 Пейзаж – в переводе с французского – «местность».
Пейзаж – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа.
11, 12,13 Учитель литературы: Ребята из группы любителей поэзии приготовили стихи, в которых русские поэты описывали красоту родной природы. Прочтите их, пожалуйста (учащихся читают стихи о природе)
Это поэзия пейзажа в литературе, которая отражает, насколько хороша наша российская природа. Поэты любовались родной природой, открывали в ней самые сокровенные стороны, используя сочные эпитеты. Почему каждому человеку близко и понятно изображение природы?( картины природы)
Ответы ребят: ( говорят о своих ощущениях) …
Учитель ИЗО: А чем привлекает художника этот жанр пейзажа? Какие сложности испытывает художник при создании образа пейзажа?(Нужно иметь талант чувствовать и видеть в каждой детали красоту мира)Пейзажная живопись очень разнообразна. Различают пейзажи эпические( Запись).ОНИ величественно-спокойные и бесстрастные. Так, обычно говорят о пейзажах
14 Ивана Ивановича Шишкина (портрет)
Посмотрим его картины( обсуждение картин, записываем название .)
15– «Рожь».
16«Сосны, освещенные солнцем»
17«Корабельные сосны» картины ( слайд оставить)
Учитель литературы: Мир Шишкина – это хвойные леса, наша национальная гордость, эпическое величие русских просторов.
Учитель ИЗО:. 18картина Саврасов «Грачи прилетели») наряду с эпическими есть лирические пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Например, картина Алексей Саврасова «Грачи прилетели» (Запись в тетрадях). Посмотрите, при помощи каких деталей художнику удалось так поэтично изобразить приход ранней весны (?): рыхлый снег, прозрачные дали, прилетевших грачей! Глядя на этот пейзаж, можно услышать музыку весны: звон капели, журчание ручьев, шорох ветвей березы, шелест весеннего ветра.
19 У Саврасова было много учеников и вы, ребята, конечно, слышали имя .Исаака Левитана, (портрет)(«художник- поэт»)блестящего мастера пейзажа. (Запись в тетрадях). Пейзажи Левитана передают разное настроение. Левитан был непревзойденным мастером создания пейзажа настроения. Посмотрите на картину 20«Весна. Большая вода». Левитан видел поэзию природы в ее простом и повседневном облике. Перед нами картина 21«Март». Скромный мотив. Художник передает в таком простом сюжете – радостное пробуждение весны. В повседневной жизни природы видит Левитан красоту и богатство мира.
Держать 21 слайд
Учитель литературы: Как будто художнику удалось передать миг, когда распустился цветок, расцвело дерево, запахли травы, запел соловей, то есть миг, который мы на человеческом языке называем одним словом – «поэзия». Вслушайтесь в стихотворение Б. Пастернака:
22. «Это – туго налившийся свист,Это – щелканье сдавленных льдинок.Это – ночь, леденящая лист,Это – двух соловьев поединок».(Б. Пастернак)
«Художник – тот же поэт» – оставил завещание Саврасов. И Левитан, как его лучший ученик, стал Художником – Поэтом с большой буквы, прославившим мир природы.
Как тут ни вспомнить стихи 23. Федора Ивановича Тютчева:
«Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык...»
Фёдора Ивановича Тютчева считают мастером лирического пейзажа. Поэт обладал особой зоркостью в изображении явлений природы. Она в его произведениях, подобно живому человеку, то грустит, то радуется, то испытывает тревогу, то становится мрачной, полной неразгаданных тайн.
24Тихой ночью, поздним летом,Как на небе звёзды рдеют,Как под сумрачным их светомНивы дремлющие зреют…Усыпительно безмолвны,Как блестят в тиши ночнойЗолотистые их волны, убелённые луной…
Подумайте, как поэт выражает свои чувства в этой зарисовке. Красивое стихотворение? Какие средства выразительности языка позволили Тютчеву рисовать красоту тихой летней ночи?
АНАЛИЗ стихотворения : восприятие, художественные средства выразительности языка Какова роль эпитетов и сравнения?
1.Восторг,благоговение, очарование..
2. Ночной пейзаж.
3.Эпитеты: ночь тихая, свет сумрачный, волны золотистые, луной убеленная
Метафоры: звезды рдеют, нивы зреют, нивы дремлющие.
Олицетворение: нивы безмолвны.
Частица КАК- частица усиления.Ответы ребят: …
25-28 Учитель ИЗО: Ребята, чтобы расширить свои представления о пейзажной живописи и творчестве художников этого жанра познакомимся с творчеством Аркадия Пластова. Он наш земляк. Эпические и лирические картины Художника поражают неподдельной искренностью. Ребята-поисковики подготовили выступления о творчестве Аркадия Пластова,,давайте послушаем их (выступления учащихся):КАРТИНЫ ПЛАСТОВА
Искренность очень характерна для творчества Художника. В детстве у него появилось то творческое любопытство, которое сопутствовало ему всю жизнь .Уже тогда необыкновенно интересной стала видеться природа, восприниматься как органичное целое, в котором художник чувствует лирическую поэзию и находит творческое вдохновение. . Особенности творчества А. Пластова сложились из его эмоционального отношения к природе – внимательного, чуткого и доброго. Художник чувствует поэтическую красоту природы. Техника акварели и жанр пейзажа дают возможность раскрыть свою душу в любви к природе. Красота и гармония оказываются в простых и будничных мотивах – деревенской околице, опушке леса, в причудливых облаках. Уч. ИЗО Главное для художника – не демонстрация живописной техники, а выражение чувства жизни, чувства природы, ее состояния.
Физкультминутка: ( 29 музыка)
Сядем, откинувшись на спинку стула, прикроем веки, крепко зажмурим глаза, откроем веки- удивимся (5-6 раз).
30.Поиграем немного. Перед нами кроссворд.,разгадываем 1. Словесное художественное творчество (поэзия);
2.Известный русский художник-пейзажист(Левитан)
3.Краеведческий... (музей);
4.Мелодия звучания (музыка);
5.Известный русский художник-пейзажист земли Симбирской (Пластов);
6.Одна из самых известных картин Шишкина («Рожь»).

31. А.Пластов»( КАРТИНА «ЛЕТОМ. За грибами»»).Учитель литературы:Перед нами картина А. Пластова « Летом. За грибами». Рассмотрим ее и напишем сочинение- миниатюру.32-36. Подготовительная работа к написанию сочинений. Беседа по слайдам, тип речи-описание, составление плана к сочинению, работа с орфографией ,использование художественных средств выразительности.
РАБОТА НАД ЧЕРНОВИКОМ 32 стоит Из всех жанров изобразительного искусства пейзаж ближе всего к музыке. Без мелодии нет пейзажа. Я предлагаю вам, слушая прекрасную музыку, написать сочинение-миниатюру по картине А. Пластова « Летом. За грибами.» Зачитываем черновики
Учитель ИЗО: Рисуем пейзаж по мотивам картины 32.Аркадия Пластова « ЛЕТОМ. За ГРИБАМИ»( МУЗЫКА)Дети выбирают любой фрагмент картины и делают его набросок.
(Выставка работ)
Выставление отметок учащимся: Все ребята, участвовавшие в сегодняшнем уроке поработали отлично и заслуживают положительной оценки
37 Рефлексия. Что понравилось вам на уроке? 38Что новое вы сегодня узнали?
Заключительное слово учителя:
39Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений о природе наизусть , закончить работу с пейзажем