Конспект урока по русскому языку на тему «Наблюдение над словами, обозначающими действие. Развитие умения ставить вопросы к этим словам»
Конспект урока на тему: «Наблюдение над словами, обозначающими действие. Развитие умения ставить вопросы к этим словам».
Цели:
ознакомление со словами, отвечающими на вопрос, что делает? и обозначающими действие предмета;
учить раскрывать лексическое значение глаголов;
наблюдать над употреблением глаголов в речи для точного выражения мысли.
Организационный момент. Чистописание.
В начале урока учитель обращает внимание детей на картинку с изображением совы.
- Вы видите на доске птицу - «Мудрую сову». Значит сегодня урок открытия новых знаний.
- Как вы будете работать на уроке? (Внимательно, активно, наблюдать, сравнивать, делать выводы).
- Многие задания будут связаны с темой «Зима». И минутка чистописания тоже. Назовём задание – «Узоры на льду».
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа (по картине «Зимние забавы»).
- Рассмотрите картину, постарайтесь увидеть и записать словарные слова в 2 группы: кто? и что?
У учителя эти слова записаны на доске и закрыты:
коньки ребята
мороз девочка
пальто мальчик
погода катаются
- Что общего у всех слов? (обозначают предмет)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Может оно обозначает признак?
-Задача урока: познакомиться с новой группой слов и узнать:
На какие вопросы отвечают эти слова?
Что обозначают?
Для чего нужны в речи эти слова?
«Открытие» детьми нового знания.
(продолжение работы по картине)
- Составьте и запишите предложения о детях, что они делают.
Ребята катаются на коньках.
Миша съехал с горы.
Коля и Ваня перевернулись.
Руслан поедет на санках.
- Слова ребята, Миша, Коля, Ваня, Руслан обозначают предметы.
- А что обозначают слова, катаются, съехал, перевернулись, поедет?
- Попробуйте поставить вопросы от предметов к их действиям.
- Таким образом, мы ответили на первые два вопроса.
4. Обобщение.
Слова, которые отвечают на вопрос что делает?...обозначают действие предмета.
Физ.минутка
Игра
- Подберите подходящее по смыслу слово-предмет:
Свистит, воет, дует… (ветер)
Моросит, льёт, хлещет…(дождь)
Идёт, бежит, мчится… (человек)
Вывод: слова-действия делают нашу речь более точной, более понятной.
6. Первичное закрепление. Упр. 85 (запись с комментированием)
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Ученик читает отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:
Замяукали котята: А за ними и утята:
«Надоело нам мяукать! «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как поросята, Мы хотим, как лягушата,
Хрюкать!» Квакать!»
Учитель:
- И что было дальше, вы помните:
Свинки замяукали,
Уточки заквакали,
Кошечки захрюкали,
курочки закрякали.
- Мы сейчас исправим эту путаницу и подберём нужные слова-действия.
Кошки зачирикали
Птицы зажужжали
Лошади крякают
Мухи заржали
Лягушата квакают
Утята замурлыкали
Поросята хрюкают
Повторение
Учащиеся получают карточки по вариантам. На карточке стихотворение.
Задание: вставить подходящие слова- действия.
1 вариант. 2 вариант.
Разлука. Щенок.
Всё я ………… для мамы: Я сегодня сбилась с ног -
Для неё ……….гаммы, У меня …… щенок.
Для неё ……….к врачу, Два часа его ….. ,Математику ……… . Два часа его ….. ,
Все мальчишки в речку …. , За уроки не ……
Я один …… на пляже, И обедать не ……. .Для неё после болезни В это утро очень рано
Не …. в речке даже. …… щенок с дивана,
Для неё я …. руки, Стал по комнатам ….. , … какие-то морковки… . ……. ,
……,
(А.Барто «Разлука») Всех …… .
(С.Михалков «Щенок»)
9. Итог урока.