Родительское собрание в 9 классе ТЕМА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ (ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ)
Родительское собрание в 9 классе
ТЕМА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ (ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ)
Форма поведения: дискуссия.
Эпиграф: «Структура личности подросткаВ ней ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». Л.С.Выготский
Вопросы для обсуждения:
Трудный возраст и физическое состояние учащихся – подростков.
Подростковая психика
Какими видят себя подростки
Ход собрания:
Эпиграфом к собранию стали слова Л.С.Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все.» В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.
Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны в вами сохранить ( запись на доске):
Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка
Как заметил юрист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители
Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13 лет =13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.
Последние 60-80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.
Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.
Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.
Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.
За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?
Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребенком;
- за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
- за утверждение среди сверстников;
- против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрслости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
- Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
- Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.
- Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Психологическая разминка для родителей.
Анализ педагогических ситуаций.
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
Обсуждение проблемы совместно с родителями.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где сеть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления:
В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.
Помните слова И.-В.Гете: « В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.»
В переживаниях подростков огромное место занимаю дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.
В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека:
Эту проблему назиданиями решать нельзя!
Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме. В конце нашей встречи послушайте стихотворение.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
В конце собрания родители получают «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
1) Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2) Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3) Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4) Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5) Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6) К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
15