Урок по природоведению на тему Что такое ветер? (2 класс)
2 класс Природоведение
Урок № 12
Тема. Что такое ветер?
Цель: сформировать представление о свойствах воздуха, его составе, значении и нахождении в природе, раскрыть причины возникновения ветра и сформировать представление об использовании его человеком; содействовать овладению способами учебно-познавательной и природоохранной деятельности.
Оборудование: видеосюжеты «Ветер», «Работа ветра»; карточки для ассоциативного куста, карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Организация класса
1. Проверка готовности к уроку.
2. Приветствие.
3. Проверка осанки.
II. Актуализация опорных знаний
СЛАЙД Обобщающая беседа по результатам наблюдений за изменениями в природе.
Какое сейчас время года?
А сколько месяцев оно длится?
Назовите их.
Какие признаки осени вам известны?
Как изменилась погода по сравнению с погодой в сентябре?
Какие характерные изменения в жизни растений и животных вы наблюдали?
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
1. Постановка проблемы для выяснения темы урока.
СЛАЙД
Дети, сегодня у нас на уроке гость. Узнали его? Он пришел к нам за помощью.
Незнайка очень любит путешествовать и сейчас собирается в большое путешествие на воздушном шаре. Но он не знает, что именно ему нужно для этого путешествия. И просит вас помочь ему собраться в дорогу.
Как вы думаете, что ему понадобится?
Вы забыли об очень важной вещи, без которой никак нельзя отправляться в путь. Это знания.
Какие особые знания нужно иметь Незнайке перед путешествием на воздушном шаре?
Что такое воздух?
Какие свойства имеет воздух?
Какое значение воздух имеет для всего живого?
2. Отгадывание загадок о воздухе и ветре.
Так на чем будет путешествовать Незнайка?
Что нужно для того, чтобы транспорт Незнайки двигался?
Может быть, вам помогут загадки?
СЛАЙД1) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
( Воздух.)
2) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
( Ветер.)
3) Кто бежит по деревне,
А собаки не лают?
( Ветер.)
4) Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит
Листик дрожит.
Где пронесется
Дерево гнется. ( Ветер.)
5)Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух.)
6)Летит, а не воробей, воет, а не зверь. (Ветер.)
Путешествие Незнайки может осуществиться, если вокруг него будет воздух. Он имеет свой характер, т. е. присущие только ему качества. От того, какими будут отношения воздуха с Солнцем, зависит появление ветра. Кстати, ветер расскажет много интересного о своей работе. СЛАЙД
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Составление ассоциативного куста «Свойства воздуха».
Воздух есть везде
Газ
Прозрачный
Без запаха
Расширяется при нагревании
Сжимается при охлаждении
Бесцветный
- А можем ли мы увидеть воздух?Как?
Ветер – движение воздуха.
СЛАЙД Еще древние греки задавались вопросом о природе ветра. Башня ветров в Афинах (в Севастополе есть подобная).
2. Просмотр видеосюжета. «Ветер»
Ветер дует с разной силой. В природе он бывает слабым, умеренным, сильным и очень сильным. Ветер влияет на погоду. Погода зависит от состояния воздуха, который может быть холодным, теплым, влажным. Погодой называют состояние воздуха в определенной местности и в определенное время.
Ветер переносит на большие расстояния горные породы в виде песка
· и пыли. Он наметает огромные песчаные холмы, которые, передвигаясь, могут засыпать все на своем пути: поля, сады, здания, пруды и даже целые села и города.
СЛАЙД Причина возникновения ветра.
СЛАЙД флюгер
СЛАЙД Шкала Френсиса Бофорта – английского адмирала
СЛАЙД Ураган и торнадо
3. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Итак, ветер – это движение воздуха.
А как вы думаете, из чего состоит воздух?
Воздух это не просто газ, это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Самое главное в воздухе кислород. Когда мы вдыхаем воздух, то вдыхаем кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем стало много углекислого газа, который не нужен для дыхания.
Воздух, дети, ценность бесспорная.
Для нас он источник жизни самой.
Сила всегда в нем живет благотворная,
Прочность основы жизни любой.
4. Рассказ учителя об охране воздуха.
Чтобы люди не болели, нужен чистый воздух.
Поэтому нельзя сжигать опавшую листву, ее нужно закапывать в землю. Она перегниет и образуются питательные вещества для растений. Дым и сажа загрязняют воздух.
Радиоактивные вещества, выхлопные газы автомобилей, табачный дым служат причиной тяжелых заболеваний не только у людей, которые сами курят, а и у тех, кто находится рядом с курильщиками.
Чтобы не было пыли на улицах, летом их поливают.
Незаменимыми помощниками человека в очищении воздуха являются растения. Растения поглощают из воздуха углекислый газ и обогащают его кислородом. Наше государство заботится о чистоте воздуха. В Украине принят Закон об охране воздуха. Он требует, чтобы на всех предприятиях устанавливались специальные фильтры, которые задерживают отравляющие и радиоактивные вещества, пыль, сажу, вредные газы.
5. Физкультминутка.
6. Рассказ о работе ветра на основе видеосюжета
Издавна люди использовали силу ветра на ветряных мельницах, для плавания на парусных судах. Теперь сила ветра приводит в движение ветряные двигатели, которые устанавливают на берегах морей, в степях, где постоянно дуют сильные ветры. Ветряные двигатели применяют для поднятия воды из колодцев, а также для подачи ее в водонапорную башню, а из нее в водопровод. В Арктике с помощью ветряных двигателей получают электрический ток.
СЛАЙД ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ
V. Закрепление и осмысление знаний
1. Работа с учебником
2. Работа в тетрадях на печатной основе.
3. Работа в группах.
Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то пропал, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит Что это?
Объясните поговорки: ищи ветра в поле; ветер в голове; летит как ветер; попутного ветра.
Ищи ветра в поле – безвозвратно пропал
Держать нос по ветру – быть в курсе событий и приспосабливаться к обстоятельствам
Как ветром сдуло – быстро исчез
Ветер в голове – легкомысленный безответственный человек
Один как ветер в поле – совершенно одинок
VI. Итог урока
СЛАЙД Думаю, Незнайка остался доволен вы действительно очень помогли ему.
Как вы думаете, возьмет ли Незнайка свою красивую шляпу в путешествие? Почему?
Удержится ли она на голове во время полета?
Пожелаем ему счастливого пути.
СЛАЙД Выводы
СЛАЙД Рефлексия
Прием «Незаконченное предложение»
VII. Домашнее задание
Узнай у взрослых, что делают в городах для охраны чистого воздуха.
15