Классный час на тему Я, ты, он, она — вместе целая страна!


Классный час на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»
Цель:
Формирование представлений о своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России.
Задачи:
Познакомить с типичными чертами национального характера народов России.
Продемонстрировать их культурное своеобразие.
Сформировать систему ценностных понятий: дружба, толерантность, взаимовыручка.
Содействовать формированию дружного коллектива, причастности к общему делу
Плакаты с цитатами:
"Мы действительно должны создать общество внутренней гармонии, где люди толерантны друг к другу и в то же время люди уважительно относятся к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса». Дмитрий Медведев
«Сила России – в единстве народа». Владимир Путин
Плакат «Голубое небо»
Ход классного часа:
I.Введение
(В начале классного часа звучит Гимн Российской Федерации)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Тема сегодняшнего классного часа «Я, ты, он, она - вместе целая страна». Наша страна является многонациональной, помимо русских веками живут рядом свыше 180 народов. И в нашем районе живут люди разных национальностей: русские, татары, армяне, греки, цыгане, чеченцы и это нисколько не мешает вам дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу. А дети каких национальностей учатся в нашей школе, классе?
( Если есть ребята других национальностей, попросить поприветствовать всех на родном языке).
II. Основная часть
Все мы одна большая и дружная семья. Люди разных национальностей имеют свою национальную культуру. От поколения к поколению передаются традиции, обряды, сказания, легенды, музыка, игры. Ребята, вы любите играть? А в какие игры. В догонялки? Наверняка все вы играли в русскую игру «Латки» . Но ведь дети любой национальности любят игра, догонять. У украинских ребятишек это игра «Панас», у белорусских «Уточка».
Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.
Страшной разрушительной силой стала вторая мировая война 1939-1945 годов. С ней связаны многомиллионные человеческие жертвы, голод, разруха. Только благодаря единству братских народов была одержана победа над фашистами.
В Гимне России есть такие слова: «Славься, Отечество наше свободное – братских народов союз вековой». Нам нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Говорят, друг познается в беде. И когда где-то в нашей стране случается беда: наводнение в Крымске, или же разбушевавшаяся стихия на Дальнем Востоке все помочь, совсем не задумываясь, какой национальности человек, которому мы помогаем.
- Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.
«Человек без Родины – что соловей без песни»,
«В своем доме и стены помогают»,
«Жить – Родине служить»,
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
«Нет в мире краше Родины нашей».
- Может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе
Ребята, вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Сейчас мы это проверим.
(Ребятам раздаются карточки с разрезанными пословицами и поговорками в разрезанном виде; их задача – собрать пословицы, объяснить их значение)
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
- Видите, как мы дружно умеем работать. Поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а вместе можно построить дом!
- Вам нравится одежда наших олимпийцев? Почему? Придумывая рисунок, дизайнеры постарались показать разнообразие культуры народов России, и в то же время их единство.
Здесь и русские узоры Гжели, Жостова и павловских платков. И узоры на стали и серебре мастеров из дагестанского селения Кубачи, и якутские узоры с далекого Севера. А вместе – необычайная красота.
Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.
Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
-Каждому из вас я предлагаю сказать о каких-то признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
- Я индивидуален, потому что….
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально.
Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
- Мы сегодня поговорим также и о толерантности.
Я не случайно выбрала эту тему. Во-первых, проблема толерантности очень актуальна в наше время, а во-вторых, я думаю, что в нашем классе не все и не всегда относятся с пониманием друг к другу, ну а, в-третьих, набирает обороты третье тысячелетие.
Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Б.Шоу
Теперь, когда мы научилисьЛетать по воздуху, как птицы,Плавать под водой, как рыбы,Нам не хватает только одного:Научиться жить на земле, как люди.
Что такое толерантность?
Для того, чтобы выяснить, что обозначает это слово, давайте обратимся к определениям его в разных языках. Внимательно слушайте выступающего и находите главное слово, характеризующее понятие Толерантность
(ученики читают определения)
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; (ПРИЗНАНИЕ ЧУЖИХ МНЕНИЙ)- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; (ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ)
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; (ТЕРПЕНИЕ)
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; (ВЕЛИКОДУШИЕ)
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; (ПРОЩЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо). УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, УВАЖЕНИЕ ПРА ДРУГИХ)- Таким образом, ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это качества личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.
Мне кажется, что все определение объединяет одна мысль, что нужно быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть.
Вывод: толерантность у всех народов считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
III. Заключительный этап
- В моих руках голуби, которые являются символом мира. Я предлагаю вам сейчас написать свои наилучшие пожелания всем людям нашей Родины. (Звучит мелодия «Дадим шар земной детям!»)
Давайте символически, выпустим этих голубей в голубое небо.
(Ребята наклеивают на голубой плакат голубей, зачитывают пожелания).
- Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось. Пусть все пожелания ваши исполнятся.
Итак, ребята, мы еще раз доказали и показали мы все разные, но в тоже время очень похожи. Учитесь понимать друг друга, и уважать культуру всех народов.
- Мира вам, добра, радости. Живите дружно, помогайте друг другу.