Конспект урока по истории (технологическая карта воспитания) в 9 классе «Коллективизация сельского хозяйства»
Конспект урока по истории
(технологическая карта воспитания) в 9 классе«Коллективизация сельского хозяйства»
Оборудование: Данилов А.А. История России, XX – начала XXI века. 9 класс, Сорокина Е.Н. История России. 9 кл. II часть: Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»
Образовательные задачи урока: обеспечить усвоение знаний о причинах и ходе проведения коллективизации; закрепление следующих понятий: модернизация, коллективизация, кооперация, «раскулачивание», репрессии.
Воспитательные задачи урока: выяснить какие последствия имели для советского общества форсированные темпы проведения коллективизации и содействовать формированию у учащихся уважительного отношения к правам личности, неприятия тоталитарного диктата, репрессий.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Технологическая карта воспитания
Знания на уровне истины Ф – факт, Я – явление, З – закономерность
Отношения на уровне идеи Ф – факт, Я – явление, З – закономерность
Принципы воспитания: С – принцип субъектности; Ц – принцип ценности; А – принцип ампликации; ЗиС – принцип «здесь и сейчас»; Св – свобода выбора.
Методы, приемы
средства обучения
Ход урок
Актуализация
С
Проблемное задание: Длительное время в советской историографии существовала точка зрения о правомерности форсирования сплошной коллективизации в 30-е гг. Попробуем на уроке найти «за» и «против» этой позиции.
Объяснительный
рассказ
Ц
Ф
Ф
С
Св
Изучение нового материала
Причины перехода от НЭПа к коллективизации
Может быть, сельское хозяйство в условиях НЭПа было малоэффективным? Какая информация нам поможет ответить на этот вопрос? (Предполагаемый ответ детей - статистика).
Действительно – статистические данные крайне важны для историка, они являются серьезными аргументами, позволяют сделать выводы о причинах и последствиях различных явлений. (В 1925 производство зерна превысило уровень 1913 года на 11,6%, в животноводстве прирост 5% в год и т.д.) Сделаем вывод.(экономически переход от НЭПа к коллективизации не был оправдан). Тем не менее кооперация сельского хозяйства имеете свои положительные стороны. Подумайте, почему крупное хозяйство эффективней единоличного крестьянского (внедрение новых технологий, устойчивость к кризисам, техническая модернизация).
Поводом к началу коллективизации стал хлебозаготовительный кризис 1927 года. Наметились две программы выхода: Бухарина (повышение закупочных цен на хлеб, развитие торгово-кредитной кооперации в деревне) и Сталина (ликвидация кулачества, переход к созданию крупных крестьянских хозяйств). Чья точка зрения вам ближе? Почему?
Работа с документами:
Приложения
Основные этапы сталинской коллективизации
1928 год – создание первых колхозов (к ноябрю 1929 года их стало 70 тыс.). Проанализировав документы, сделайте вывод о первых колхозниках и о характере коллективизации. Почему это происходило? (Предположительно дети ответят, что колхозы состояли из бедняков, которым нечего было терять; кулаки упорно сопротивлялись коллективизации).
Несмотря на противодействие темпы коллективизации ускорялись: (статистика янв.1930 -22% крестьянских хозяйств «вступили» в колхозы; сентябрь 1931-60%; июнь 1935-83%; июнь 1937-93%).
Проанализировать статью Сталина «Головокружение от успехов».
Анализ статистических данных
Ф
Ф
Я
З
Итоги и последствия коллективизации
1929 год – 1,3 тыс. массовых крестьянских выступлений.
Свыше 3 тыс. террористических актов.
Массовый забой скота (поголовье в 1929-1930 сократилось на 33%, 90 тысяч жалоб Сталину). Ликвидация кулачества как класса. В 1930-в Сибирь выслано 115231 тыс. семей. К 1934-265795 семей.
1930-31 массовый голод (Поволжье, Южная Украина (голодомор)). При этом в 1930 году собрано зерна 83,5%, из них на экспорт 48,4%. А в 1931 году собрано 59,5%, из них на экспорт – 51,8%. Какие выводы можно сделать?
Советскому государству необходимы средства на развитие индустриализации. Главным донором становится сельское хозяйство. Перекачивание средств идет из одной отрасли хозяйства в другую, более приоритетную посредством коллективизации.
Складывается тоталитарное государство, которое в достижении своих целей не считается с человеческими жертвами.
7 августа 1932 года «Закон об охране социалистической собственности» (закон о 5 колосках). К началу 1933 по нему осуждено 54645 человек, из них 2110 приговорены к расстрелу.
Обсуждение проблемного задания
С
Закрепление. Чем может и должно пожертвовать государство для достижения экономического процветания, идеологической цели? Как вы понимаете слова Бердяева: «Идея класса убила в России идею человека». Подведение итогов.
Домашнее задание
Приложение
«Я, гражданин д. Ивановки, Ермолаев Сергей Иванович, обращаюсь к вам с моей великой нуждой. Мне от роду 28 лет и мое хозяйство все стоит 200 рублей, т.е. домишко и одна старая корова, и больше ничего, а семье 5человек Хлеба не хватает и на полгода, а чтоб о годе – это и думать нечего. И теперь нужно бы приобрести лошадь, но средств на нее нету, и поэтому я всю мою жизнь лишь только страдаю, а детей хотелось бы учить, но никак не возможно. Я думаю для чего жить на свете когда одна нужда? Главная просьба в помощи: нельзя ли где поместиться в коллективе со своей бедной семьей или занять деньги на покупку лошади. Прошу не заставить страдать дальше в такой нужде и негодной бедности».
«Еще К.Маркс, покойный наш дорогой учитель, писал, что крестьянин – это мешок с картошкой. Мы вас в мешок собрали. Теперь только осталось потуже завязать».
«Коллективизация у нас растет. Но беда в том, что нечем кормить лошадей и коров».
«Тов. Кириллов убит 12 марта 1930 года бандитами. Дорогие товарищи, я буду просить, если возможно, вышлите мне из Москвы карманное оружие, потому что у нас сегодня идет решительная борьба. И есть такие, которые угрожают убийством».
«Помощи не видел никакойИ до сих пор не видел ни одного агронома на пролетарском полеПомощи ждать неоткуда, кроме как из газет. При таких обстоятельствах слишком трудно работать по вовлечению в колхоз».
Список использованной литературы
Данилов А.А. История России, XX – начала XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Данилов А.А. Поурочные планы по учебнику «История России. XX век»: (9 кл.): Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.